Холодный вечер в Иерусалиме

Feb 01, 2024 04:06


Марк Зайчик. Холодный вечер в Иерусалиме. - Киев: Каяла, 2023. - 622 с. - (Коллекция поэзии и прозы) ISBN 978-617-7697-05-2

Еврейская панорама. - 2 (116) ФЕВРАЛЬ 2024. - https://evrejskaja-panorama.de/article.2024-02.holodnyj-vecer-v-ierusalime.html

В сборнике прозы пишущего по-русски израильтянина Марка Зайчика - восемь повестей: «Холодный вечер в Иерусалиме», «Памяти Левы К.», «Слава ортопедам», «Жизнь прекрасна», «История Евсея Бялого», «Семьдесят третий год», «Из табора улицы темной…», «Крановщица Гладбах» - и четыре рассказа: «Жизнь, которая оказалась сильнее его», «Легенда о комиссаре Мордвинове», «В июне 1967-го», «Что слышно в Воложине?».

Речь тут - о многих жизнях из многих времен. Но все эти жизни, от советской России первых постреволюционных («Легенда о комиссаре Мордвинове») и первых постсталинских («История Евсея Бялого») лет до Израиля условных «наших дней» («Холодный вечер в Иерусалиме») сливаются в одну: в большую русско-еврейскую жизнь, соединяющую в себе разные времена и пространства и рассказанную ярким, въедливо-внимательным и чувственно-точным русским языком.



«Он был громоздок и одновременно очень ловок - одно другому в его случае не мешало. Всегда ходил в башмаках и широких рабочих брюках защитного цвета, которые держались на лямках, натянутых на крепких плечах. Сложение его было обычное, стандартное - никаких мышечных гор, лицо правильное, часто небритое. Руки его как бы не до конца распрямлялись, от него исходило ощущение сдержанной силы. Голова его была правильной формы, обритая наголо. Всё-таки это неточность, так как посередине головы была лысина, оставшуюся растительность он аккуратно каждые два-три дня сбривал электробритвой, которую приобрел в беспошлинном магазине в аэропорту Хитроу за сто тридцать фунтов стерлингов, потому что на островах не перешли на европейскую валюту. Как он довольно часто повторял, „дорого, но сердито“. Бритва мощно и ненатужно гудела, снимая волосы с затылка и висков. Во время совсем уж большой жары он надевал на голову темно-синюю кепочку с козырьком, отбрасывавшим густую тень на его собранное, почти семитское средиземноморское лицо».

Ольга Балла-Гертман

русская израильская литература, "Еврейская панорама", 2024

Previous post Next post
Up