Александр Бараш. Чистая радость. Стихотворения. - М.: СПб.: Т8 Издательские технологии / Пальмира, 2022. - (Пальмира - поэзия)
Еврейская панорама. - № 10 (100). - Октябрь 2022. =
https://evrejskaja-panorama.de/article.2022-10.chistaya-radost.html Поэт, прозаик, переводчик, живущий в Израиле и пишущий по-русски Александр Бараш, о стихах которого и о переводах его из Иегуды Амихая мы писали не раз («ЕП», 2017, № 6; 2019, № 1; 2021, № 6) издал наконец, после долгого - пятилетнего - перерыва сборник собственных стихотворений. Сюда включены стихи, написанные начиная с 2018 г. и - в особых разделах - подборки из нескольких предыдущих книг.
У Бараша с Амихаем есть интонационная и, что ли, позиционная общность - не только потому, что переводчик поневоле передает переводимому свои интонации, да и позицию - хотя, наверно, без этого не обходится. Тут, думаю, есть и коренное родство душевных типов: сочетание - редкое, трудное - внутренней страстности и меланхолической сдержанности, с которой она выговаривается. Крупное, сильное - под маской отстраненного хроникера (которая, если уж совсем внимательно присмотреться, плавится под внутренним огнем).
Отдельного внимания заслуживает предисловие поэта и философа Виталия Лехциера. Он подходит к поэзии Бараша с мало продуманной стороны. Предыдущие критики, включая и автора этих строк, обращали внимание по преимуществу на ведущие темы поэта, устойчивые от сборника к сборнику (вследствие чего все его книги могут читаться как цельный корпус текстов, развивающих основные интуиции) - память и пространство, взаимодействие с ними и их - между собой, осмысление себя как способ понимания мира и, наоборот, узнавание мира как путь к самопрояснению; жизнь как путешествие... И только Лехциер - впервые - читает его глазами философа. Он идет глубже всех предшествующих толкователей, видя в основе автогеографии (как говорит сам поэт, «автоэтнографии») Бараша, его «внимательно-рассредоточенного пребывания в себе / на границе окружающего» «проблематизацию самой встречи субъекта и мира, структур и оснований переживания реальности».
Ольга Балла-Гертман