[Скоропись 1-2020] - о книге Александра Иличевского

Jan 17, 2020 00:10

скоропись ольги балла

(окончание)

(начало: https://gertman.livejournal.com/280665.html ; продолжение: https://gertman.livejournal.com/280862.html)

Знамя. - № 1. - 2020. = http://znamlit.ru/publication.php?id=7498

Александр Иличевский. Воображение мира: эссе. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019.

И, наверное, самая неожиданная, нетипичная по внутреннему смысловому устройству книга этой «Скорописи» - проливающая, однако, столь же неожиданный свет на обе остальные. Формально - (сборник) эссе (на самом деле - не совсем сборник; это - вполне цельное повествование, части которого связаны между собой мягкой, но несомненной связью). По существу - антропологический трактат (выговоренный, что принципиально, в художественной, образной, а в значительной части и в автобиографической форме). Пожалуй, даже и метафизический. Он - о том, как воображение - исходное свойство человека, чуть ли не основа для всех остальных - связывает, формирует для человека мир (и таким образом, формирует самого человека. Оно - часть человека, создающая целое).

Оно совершенно неспроста и не по произволу автора «прихотливо связывает между собой, - как на первой же странице обещает нам аннотация к книге, - математические аксиомы и модернистскую литературу, биоинформатику и пейзажные парки, теорию струн и иудаизм Второго Храма, физику твердого тела и язык ангелов».

Связывает оно столь разнородные по видимости области потому, что все они - согласно интуиции автора - растут из одного корня. Сад и книга - в некотором глубоком смысле одно и то же. Именно поэтому разговор здесь начинается с сада (сразу подумаешь: прямо как человеческая история: в ее символическом плане она ведь тоже началась с сада - Эдемского. Иличевский, пишущий в своей первой главе как будто о конкретных садах, виденных им в жизни, говорящий на самом деле о саде как принципе, не может не держать это в голове. В каком-то смысле он пишет собственный вариант Книги Бытия).

«Сад невозможно вырастить без воображения, ибо только воображение способно дать основание для постижения цели, поскольку воображение - ядро деятельности сознания.

Чем, скажем, отличается воображение от фантазии? На этот вопрос можно ответить лишь с известной долей субъективности. Корень слова “фантазия” отсылает к фантазму, то есть к чему-то яркому, но не существующему. В “воображении” корень связан с образом, то есть содержит творческое начало, дающее возможность развивать знания о мире в соответствии с его уже существующим в мире образом. Иными словами, главное в воображении - его инструментальность, возможность создавать новый смысл».

Наверное, чтобы понять, как происходит вылепка воображением человеческого мира, опять-таки нет особенной нужды перемещаться по свету - тут достаточно внимания. Хотя сам автор поездил немало: родился у берегов Каспия, вырос под Москвой, взрослел в Москве и подмосковном Долгопрудном, где учился в институте, жил в Америке, потом снова в Москве, теперь живет в Израиле - тоже неведомо, навсегда ли… Все это, несомненно, сказалось и на понимании Иличевским устройства мира, и на его чувстве пространства и взаимодействия с этим пространством человека, - и важнейшая черта этого понимания и этого чувства - интуиция единства разнородного и того, что это единство способно быть уловленным - еще прежде всех рациональных формулировок и обоснований и помимо них - (только?) воображением.

Вполне возможно, что эта сила в человеке - в глубоком, очень отдаленном, но все-таки ощутимом родстве с той силой, которой Бог творил мир.

"Знамя", 2020, СКОРОПИСЬ, эссеистика

Previous post Next post
Up