Пусть будет и здесь: Литературные итоги первого полугодия 2018 г.

Jul 12, 2018 05:28

Литературные итоги первого полугодия 2018 // http://textura.club/itogi-pervogo-polugodiya/

Спрашивали следующее:

Textura обратилась к нескольким писателям, критикам, филологам с вопросами:

1. Чем запомнилось Вам прошедшее условное «полугодие» (январь-июнь 2018)? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?

2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего полугодия (поэзия, проза, нон-фикшн).

3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?

Ольга БАЛЛА-ГЕРТМАН:

1. Вообще о тенденциях, по-моему, говорить рановато - дистанция между нами и этим временем ещё не образовалась, поэтому самым содержательным, что я могу сказать на эту тему, будет мой ответ на второй вопрос - по конкретным книгам. (Но тут есть сильная опасность не уложиться в заданные 3 000 знаков, потому что интересного было очень много. - Нет, нет, не уложусь.)

2. Я всё-таки прежде всего прочего жадный читатель нон-фикшна, поэтому о нём главным образом и буду говорить. (Хорошего нон-фикшна было в эти месяцы счастливо много, я точно не всё вспомню, а многого важного ещё и не держала в руках - как, например, очередного тома пятитомной «Истории частной жизни», выпускаемой «Новым литературным обозрением»; у них вообще много прекрасного вышло в это время; совсем под конец июня - «Эпизоды модернизма от истоков до кризиса» Глеба Напреенко и Александры Новожёновой, - эту книгу я пока только именно что держала в руках, но уже понятно, что это интересно.)

К значительным книгам минувшего полугодия безусловно следует отнести два авторских словаря (жанр, который вообще привлекает моё внимание): «Энциклопедию юности» Михаила Эпштейна и Сергея Юрьенена (М.: Издательство «Э»), впервые изданную в России (да в расширенном виде, по сравнению с её американским первоизданием, появившимся лет восемь назад), и энциклопедический словарь Олега Кривцуна «Основные понятия теории искусства» (М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив).

Очень хорош огромный том «К преизбыточному. Кононовские чтения: исследования, статьи, эссе, диалоги» (Сост. И.А. Савкин. - СПб.: Алетейя), куда вошли исследования, статьи и эссе, посвящённые поэзии и прозе Николая Кононова, собранные по хронологическому принципу (отчасти здесь опубликованы материалы «Кононовских чтений» 2013 и 2018 годов, проводившихся в Балтийском федеральном университете имени Канта; кроме того, сюда вошли также книги «З/К или вивисекция» и «Феноменологический синематограф» Александра Белых.

Этой весной вышла совершенно замечательная книга Владислава Дегтярёва «Прошлое как предмет творчества» (М.: НЛО), о которой я надеюсь говорить отдельно и подробно.

Очень интересен «языковой комментарий» Марины Бобрик к прозе Осипа Мандельштама «Холодное лето» (СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге).

Из важных для русского самопонимания книг я бы назвала сборник эссе (способный быть прочитанным и как вполне цельное повествование) Кирилла Кобрина «Разговор в комнатах. Карамзин, Чаадаев, Герцен и начало современной России» (М: Новое литературное обозрение).

Безусловно, достойны пристального прочтения появившиеся в самом конце июня сборники текстов о литературе: «Урон и возмещение» Михаила Айзенберга (М.: Литфакт); «Игроки и игралища: Избранные статьи и рецензии» Валерия Шубинского (М.: Новое литературное обозрение) и «Неспособность к искажению: Статьи, эссе, интервью» Олега Юрьева (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха). Ещё из лимбаховских изданий я бы отметила «Приглашение к Реальному: культурологические этюды» Александра Черноглазова (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха), - об этой книге тоже надо говорить подробно.

«НЛО» издало также прекрасную, огромную «Историю страны Рембрандта» Ольги Тилкес и категорический мастрид для тех, кому, как и мне, отчаянно не хватает систематического гуманитарного образования - «Историю эмоций» Яна Плампера (пер. с англ. К. Левинсона). Ещё из радостей от «НЛО» - «Зелёный» Мишеля Пастуро - очередная из его книг о культурной истории цвета.

Было бы грешно не упомянуть «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии» Сергея Зотова, Михаила Майзульса и Дильшат Харман, выпущенное АСТом в серии «История и наука Рунета», и вышедший в той же серии «Апокалипсис Средневековья» Валерии Косяковой, и толстые переводные интеллектуальные биографии Деррида, Витгенштейна, Беньямина, которыми осчастливил нас Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Мне очень хочется назвать маленький, но плотный и интенсивный сборничек Александра Житенёва «Палата риторов: Избранные работы о поэзии, исповедальном дискурсе и истории эмоций» (Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС), хотя формальная дата его издания - 2017 год; но появился он в Москве и попал в мои руки в начале этого года.

Мне также кажется, что пониманию нынешней культурной ситуации может способствовать книга Галины Юзефович «О чём говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире» (М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной).

Из важных изданий человеческих документов стоит назвать:

- второй том дневника Ольги Беггольц, который впервые полностью издаёт «Кучково поле» (Ольга Берггольц. Мой дневник. Т. 2: 1930-1941 / составление, текстологическая подготовка, подбор иллюстраций Н.А. Стриженовой; вступительная статья Т.Ю. Красовицкой, Н.А. Стрижковой; комментарии Н.А Громовой, Н.А Стрижковой);

- и «Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное» (Под общ. ред Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера; М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация»).

Под конец полугодия успел выйти (по крайней мере, под самый его конец в мои руки попал) огромный, основательно откомментированный том переписки Александра Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок: А.А. Блок - Л.Д. Менделеева-Блок. Переписка. 1901-1917 гг. - М.: ИМЛИ РАН, 2018. Пока не читала, но ясно же, что издание значительное.

(Кстати, переписка Владимира Набокова с Верой тоже вышла, кажется, в этом полугодии, по крайней мере, в этом феврале была мною читана, и не упомянуть её нельзя.)

После нон-фикшна второй предмет моего жадного чтения (нон-фикшну по объёму всё-таки уступающий) - поэзия. К значительным изданиям этого полугодия я бы отнесла следующие:

- полный сборник стихов и эссе Дениса Новикова «Река - облака» (Сост. Ф. Чечика, О. Нечаевой; вступ. ст. К. Кравцова; подг. текста, прим. О. Нечаевой; М.: Воймега);

- стихи из «Зелёной тетради» Елены Шварц (Стихотворения 1966-1974 годов / Предисл. О. Виноградовой; сост. и подгот. текста П. Успенский, А. Шеля. - СПб.: Порядок слов), - сборник, начинающийся юношескими стихами Шварц и показывающий нам поэта в становлении;

- похожий по направлению внимания сборник - тоже показывающий поэта в стремительном становлении, от дерзкого отрочества до ранней зрелости, его взаимодействие с поэтиками своего времени, их усвоение, их перерастание - появившийся на самой-самой кромке полугодия, почти уже в начале этого (но был представлен уже в начале июня на книжной ярмарке на Красной площади), большой сборник Павла Когана «Разрыв-травой, травою-повиликой», составленный Любовью Сумм и выпущенный издательством «Совпадение». Там Коган представлен с небывалой прежде полнотой (тоненькая «Гроза» выходила в 1989-м и больше, кажется, его сборников не было).

Из прозы моей читательской радостью был этой весной «Жёлтый Ангус» Александра Чанцева - сборник разножанровых прозаических текстов (М.: ArsisBooks).

3. Удивил меня Александр Ярин, давно известный как очень хороший переводчик с английского и немецкого - драматургических, прозаических, философских, богословских текстов (переводил авторов масштаба Сэмюэла Беккета, Ханса Георга Гадамера, Вальтера Беньямина, Пауля Целана). В этом году он явил нам собственную прозу: «Жизнь Алексея. Диалоги» - житие Алексея, человека Божия, рассказанное в крайне нетипичной для житийной литературы диалогической форме. Тут сказался опыт общения автора с теми типами текстов, с которыми он работал как переводчик: его мышление в этой небольшой книжечке одновременно драматургично, философично, теологично, а создаваемый им текст на каждой странице заглядывает за пределы освоенных прозой возможностей, желая быть всем сразу - заодно и поэзией, и даже музыкой (книга самим автором заявлена как «фантазия» в музыкальном смысле на заданную тему). Это одна из самых чудесных и таинственных книг, читанных мною в этом году (таинственная - точно самая).

А другой драматург, Павел Гельман, обернулся к читателю своим философским обликом и выпустил в «НЛО» чрезвычайно обаятельную книжечку микроэссе «Правила философа Якова».



This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/349178.html. Please comment there using OpenID.

опросы, "textura", 2018

Previous post Next post
Up