Наука в режиме диалога

Dec 06, 2011 01:17

Ольга Балла

Наука в режиме диалога

[Краткая версия статьи, имеющей состояться в бумажной версии журнала в значительно большем объёме]

23.09.-02.10.2011 в Политехническом музее прошёл первый Фестиваль актуального научного кино «360°»

http://www.znanie-sila.su/?issue=zsrf/issue_59.html&r=1

На языке кино Политехнический заговорил со своими посетителями в первый раз за всю свою историю. Во всяком случае - впервые так подробно, развёрнуто и даже многими языками: у так называемого «научно-популярного» кино на самом деле много разновидностей. Языков и того больше - правда, это пока не очень осмыслено, особенно зрителями-неспециалистами.

Теперь у отечественной аудитории наконец появилась возможность это осмыслить. С 23 сентября по 2 октября 2011 года в Москве, в Политехническом музее, при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры - прошел первый Фестиваль актуального научного кино под названием «360º».

Политехнический музей стал инициатором и главной площадкой фестиваля, представившего нам 23 фильма (из них 8 - короткометражных) из 19 стран - почти со всех континентов: из Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии, - самое, по выбору организаторов, интересное и актуальное из снятого в мире за последние два года. Почти все фильмы - 20 из 23-х - российские зрители увидели впервые.

За десять дней организаторы успели провести 55 кинопоказов, кроме того - лекции и мастер-классы на семи площадках, в число которых, помимо самого музея и кинотеатра «Пионер», входили кинозалы пяти ведущих московских вузов: МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИСиС и НИУ-ВШЭ.

В качестве гостей фестиваля в Москву приехали российские и зарубежные режиссеры, сценаристы и продюсеры, научные журналисты и учёные. Среди последних, например, оказалась и такая эксцентрическая фигура, как Йосиро Накамацу - автор более трёх с половиной тысяч изобретений (среди которых - дискета и первые цифровые часы, а также летающие ботинки «PyonPyon» и спрей «Love Jet», усиливающий половое влечение), лауреат Игнобелевской премии (за то, что 34 года подряд фотографировал всю потребляемую им пищу, а затем её анализировал) и вообще культовый, говорят, персонаж в Японии. Этот экстравагантный восьмидесятилетний профессор (намеренный, впрочем, по собственным его словам, дожить до 144 лет, а число изобретений за это время довести до шести тысяч) выступал на премьере фильма датского режиссёра Каспара Аструпа Шредера «Изобретения профессора Накамацу» (2009), главный герой которого - он сам.

Помимо тематических, стилистических и художественных возможностей научно-популярного кино, фестиваль предпринял попытку продемонстрировать нам ещё и некоторые технические. Такой демонстрацией стал фильм «Пещера забытых снов» Вернера Херцога (Канада, США, Франция, Германия, Великобритания, 2010), посвящённый так называемой пещере Шове на юге Франции, где в 1994 году были обнаружены древнейшие (возраст самых ранних - более 30 тысяч лет) наскальные рисунки. Он - единственный из всех фильмов фестиваля - был показан в формате 3D, обеспечив зрителю почти непосредственное присутствие в пещере, доступ в которую открыт, и то с превеликими осторожностями, чрезвычайно немногим.

Фестиваль, при всей его яркости и как раз в силу чрезвычайной его разнородности, стоит, кажется, считать лишь предисловием к будущей работе: первой пробой, разминкой, первичной ориентацией в материале, в собственных возможностях и будущих задачах. Предстояло понять: каковы сегодня возможности научного кино вообще? Есть ли у него перспективы и в чём они? Что снимается сейчас в мире в этом жанре (или всё-таки - жанрах)? Что из этого самое интересное? У кого и чему в этой области стоит учиться? И, наверно, самое главное: есть ли в нашей стране у такого кино зритель?

Может быть, поэтому, вопреки фестивальным обыкновениям, фильмы здесь не соревновались - победителей и побеждённых, первых, вторых и прочих мест, вообще - оценок (кроме разве что зрительских симпатий) не было и не предполагалось. Главное было - заинтересовать.

Кажется, получилось. Кажется, организаторы фестиваля сами удивляются.

То есть, уже понятно, что зритель у научного кино есть. На официальный сайт фестиваля 360.polymus.ru каждый день заходило в среднем 1200 пользователей, общее количество зрителей превысило 7000 человек. Ходили даже днём, когда на художественное-то кино мало кто ходит; были героические личности, приходившие в музей на фильмы, начинавшиеся в десять вечера. Не говоря уже о зрителях настолько заинтересованных, что они приходили на дискуссии с режиссёрами и продюсерами и даже на мастер-классы - например, киноведа Всеволода Коршунова о «семи способах сделать научное кино интересным».

Одна беда: российских фильмов на всём большом и разнообразном фестивале - почти не было. Вернее - новейших. В его рамках прошла ретроспектива фильмов Владимира Кобрина - хотя и снятых, увы, уже много лет назад (по существу - целое культурное состояние назад), но безусловно ярких и значительных. То, что они были показаны широкой аудитории - все, которые снял Кобрин, подряд - очень существенно: заводя разговор о научно-популярном кино, надо было задать планку, показать один из своеобразнейших участков спектра возможностей кинематографа этого рода.

Из новых отечественных фильмов зрители имели возможность увидеть всего один - «Две или три вещи, которые неплохо было бы знать о ней…» режиссёра Николая Макарова, снятый в 2007 году - зато яркий. Загадочная «она» - это техника и порождаемая ею техническая, техногенная цивилизация. В фильме о ней и о её взаимоотношениях с человеком спорят шестеро философов - превращая проблему и мысль о ней в своего рода зрелище, в небольшой спектакль.

В этом смысле - драматичности, диалогичности и отказе от окончательных оценок и выводов (зритель, думай сам!) - самым ярким фильмом фестиваля был, пожалуй, «Секреты племени» (Великобритания, Бразилия, 2010) режиссёра Жозе Падильи. В нём антропологи спорят о ситуации, сложившейся вокруг изучения племени яномамо - нетронутых цивилизацией обитателей Амазонии - в 60-70 годы ХХ века. Дело в том, что методы некоторых исследователей скандальным образом оказались - как, по крайней мере, утверждают их коллеги - за пределами этически допустимого. Эти-то пределы и оспаривают герои-участники фильма - причём, что самое интересное, слово здесь предоставлено и самим «объектам» исследований - людям яномамо. Как бы ни ответили себе на вопрос о спорных пределах герои и зрители, важно, что наука показана здесь как человеческое предприятие, неотделимое от этических установок и уже поэтому - неустранимо проблематичное.

Лучшие фильмы фестиваля - кажется, те, авторам которых удалось соединить научные и человеческие проблемы в цельное и впечатляющее высказывание. (Тут нельзя не вспомнить очень сильный по производимому впечатлению фильм режиссёра и художника Майкла Мэдсена «Послание в бесконечность» (2010) о строительстве вечного хранилища для ядерных отходов. Рассказано и показано это так, что вправду страшно.)

Что до перспектив фестиваля - о них можно будет говорить всерьёз не раньше, чем будет проведён по крайней мере ещё один (организаторы, по крайней мере, обещают продолжение - надеются устраивать такие фестивали каждый год. И значит, уже надо готовить следующий). Такой, где фильмы, разделённые на категории, вступали бы между собой в соревнование и оценивались специалистами (скорее всего, так и будет - во всяком случае, представитель Политехнического, Екатерина Хаустова, об этом говорила). Такой, где в дискуссии о научно-популярном кино, его перспективах и возможностях вступали бы между собой - а не только со зрителями-непрофессионалами и журналистами - кинематографисты и учёные. И, самое главное - где были бы представлены сильные, способные составить серьёзную конкуренцию зарубежным фильмам отечественные работы. В какой мере реалистичны эти ожидания? Во всяком случае - будем надеяться. Среди прочего - и на то, что мы об этом тоже ещё напишем.

This entry was originally posted at http://gertman.dreamwidth.org/115135.html. Please comment there using OpenID.

наука и кино, музеи, "Знание-Сила"-сайт, 2011, интеллектуальные события

Previous post Next post
Up