Итак, в прошлый раз пробежались по словам-понятиям, которые сложно передаются на иностранные языки. Ещё раз, я не претендую на полноту исследования, смотрел на вопрос с точки зрения лингвиста и масса чего остаётся в стороне. Например, я практически совсем не рассматривал роль внешних факторов, оказавших серьёзное воздействие на «русский код», а именно религию (православие) и гос. устройство (империя). А она (роль, тоись), безусловно, велика. К примеру, неумение/нежелание договариваться относится, судя по всему, к Ымперству. Подробно об этом уже писал раньше
(
https://www.facebook.com/georgij.nowossjelow.5/posts/404657887147020 ),
здесь лишь повторюсь, что варвары были вынуждены были консенсус искать: идей у них было небогато, а перерезать друг друга в междоусобицах вполне себе могли. Империя же строится вокруг какой-то импереобразующей идеи, сплачивающей различные народы, И для имперца договориться с оппонентом - значит отступить от идеи, предать абсолютную ценность/истину, а значит - потерять империю. Отсюда и нетерпимость. А от нетерпимости один шаг до тревожно-мнительного национального характера, когда всё воспринимается как вызов, выпад и личное оскорбление: не читал Бальзака - по ебалу на-ка (это точно знаю, сам такой :)))
Если брать православие/христианство, то, к примеру, с ним напрямую связана такая характерная для русского менталитета вещь, как «покаяние». Рычажок абсолютно рабочий, та же перестройка как раз-таки с покаяния и началась, в т.ч. - с одноименного фильма, что характерно - снятого ещё до офиц. начала перестройки (борьбу с привилегиями чуть погодя подключили). Покаяние явно увязано с совестью, т. е. с сознанием, направленным на себя и понимающего свою вину. В базовых настройках этому чувству соответствует (не)справедливость (собственных действий). С учётом того, что «борьба с привилегиями» тоже относится к этому разделу, можно сказать, что триггером перестройки было воздействие именно на «справедливость».
Да, так вот, православное мировоззрение точно в русском менталитете присутствует, но вопрос, как уже раньше говорил, заключается в том, почему православные настройки так хорошо воспринимались? Как и писал, возможно, дело в том, что они совпадают с базовым национальным кодом (покаяние можно возвести к «справедливости»). В любом случае, этот раздел я пока оставляю - как грицца, пусть ждёт своего исследователя :)))
Где ещё можно поискать тот самый русский код? Про толковых иностранцев тоже уже говорил, полезно ещё и своих послушиать, комиков-стендаперов, например (а кто ещё сейчас правду скажет). Не Данилу Поперечного, конечно (нафиг-нафиг-нафиг), но комедия наблюдения у Сергея Орлова - весьма и весьма. Я вообще удивляюсь: такой молодой, акак просто может излагать глубокие мысли. Что ещё? Возможно, стоит порыть в направлении «свой-чужой», когда нужно «найти своих и успокоиться» (хотя есть вероятность, что это не общая фишка, а просто свойственная лишь поколению Хэ травмированность сознания 🙂. Как бы там ни было, я сейчас исследовать этот вопрос не буду. Нет у меня цели полностью хакнуть русский код (тем более, что он давно уже хакнут: если обычные мормоны «загадочную русскую душу» понимают лучше, чем сами русские, то чего говорить о более серьёзных организациях). Моя задача, напомню, вполне утилитарна: прописать рекламную концепцию русской идеи. Возможно, попутно ещё что-то порешать. Вот к этому и вернёмся.
Итак, в базовых настройках более-менее разобрались: справедливость, воля, красота, истинность/настоящесть, возможно, ищо чиво-то. Что это всё нам даёт в практическом плане? А в практическом плане, когда концептуальные параметры русской идеи уже описаны, надо строить идеологию. И если базовые параметры определены правильно, то тогда и идеология будет естественной, а не навязанной/привнесённой. Как строить иделологию/идеологии? Ну так ориентацией на определённые базовые параметры: кому-то более важна воля, кому-то - справедливость, кому-то - истинность или красота. Можно и комбинации этих параметров брать, выстраивая их в том иерархическом порядке, какой тебе кажется правильным.
А когда идеология выстроена, то тогда и политику можно будет проводить соответствующую твоим ценностям - вот тебе и политическая система с партиями (и блэк-джеком) нарисовалась, причём разного спектра. А то у нас сейчас у нас в классической системе координат «левый-правый» (абсцисс) и «консервативный-либеральный» (ординат) явно перескосы есть. Левых либералов, к примеру, у нас нет - все как один правые западники, ну хоть бы один либерал-славянофил. Справедливости ради отмечу, что и в других отечествах ситуация не лучше: в США, например, вообще нет левых консерваторов - если левак, то обязательно либерал, феминист и лесбиян. Т.е. настолько это увязано, что даже в целом такой грамотный чувак, как Джордан Питерсон левых и либералов не различает. Его бы к нам сюда, в бывший эсэсэсэр: тут же бы расширение сознания произошло.
Тепрь же - про самое главное, про то, с чего начал - с вопроса Вовчика-ницшеанца: какую русскую идею иностранцам пихать?
В принципе, вопрос восприятия русской идеи за границей очень важный: не зря же говорят, что русским нужна идея не национальная, а глобальная - потому как раз уж истина, то истина абсолютная, а значит - для всех. Как верно указывал Вовчик, раньше был коммунизм. Но, во-первых, его уже нет. Почему - большой вопрос. Во-первых, идея сама по себе западная, европейская. В России его, правда, очень сильно модифицировали, объединив социальное и национальное/традиционное: идея построения коммунизма/социализма в отдельно взятой стране - она ведь абсолютно новаторская. Марксисты же как считали? Они считали, что марксизм - это наука о законах развития общества, а раз наука и закон, то они (по тогдашним понятиям) должны были действовать везде одинаково. Ну типа как законы Ньютона или Ома, они ж не только в Англии или Германии работать должны, а по всей Земле. Вот так и тут. Понятно, что наивный взгляд, понятно, что законы человеческие (т. е. гуманитарные) действуют не так, как законы природы. Ну хотя бы потому, что люди - не неодушевленные объекты: если им какой-то процесс не нравится, они ему очень сильно противиться могут. Но тогда было так. Да, а в России как всегда всё пошло не так: социальная концепция стала сливаться с национальными особенностями - получился не коммунизм вообще, а именно русский коммунизм. Беда в том, что идею эту до конца не докрутили: сначала некогда было, а потом некому стало. И в результате всё опять упёрлось в догматизм на уровне школьнокго катехизиса: если в Союзе так, то и других должно быть так же, что в Польше, что в ГДР, что в Афганистане. Национальные особенности побоку, делай всё по уставу и лекалу. На выходе (какой сюрприз!) получаем отторжение. А там, где социальная концепция национальные черты принимала - там социализм до сих пор жив (Куба, КНДР). Сейчас снова что-то похожее происходит. В общем, есть такое стремление на одни и те же грабли наступать.
Короче, коммунизма нет? Что вместо этого Россия на экспорт предложить может. Ну, во-первых, как в упомянутом в самом начале фильме «Турист» (а по сути - полноэкранном рекламном ролике одной ВЧК) - справедливость. Её уже экспортируют весьма известные люди в страны Африки. Хотя справедливость - это понятие скорее внутреннее и для нас самих запутанное, не факт, что иностранцы поймут.
А что ещё? Я бы предложил «настоящесть». В противоположность остальному миру, где сплошной эрзац, всё понарошку и просто так (кроме денег), территория бывшего Союза может стать территорией, где как у Высоцкого: вина есть вина, и цена есть цена, и если страшно, то страшно, и слова что-то значат (Пелевин (со слов Дмитрия Быкова) как-то сказал, что бывший Союз - это единственное место, где к словам относятся серьёзно - за них убивают). Т.е. «по-настоящему» - это со всем хорошим и плохим, а не просто где счастье, комфорт/достаток или сплошной позитив. У кого есть такая тяга, те потянутся. Вон сколько экстремалов с парашютом прыгает и с аквалангом ныряет. Тоже хотят настоящее чувство испытать, когда всё на грани. Линейку вариантов монетизации настоящего можно огромную предложить: от кино про настоящее (всё равно блокбастеры как в Голливуде снимать не умеем), до магазинов эко-продуктов, которые в Европе давно уже делают - тоже к настоящей еде тянутся. Думаю, куда-то в этом направлении надо рекламную кампанию двигать.
Что ещё можно на экспорт предложить? Предположу, что русский «авось» и отсутствие предопределённости. Подробнее об этом в прошлый раз писал - подопытной крысой по заданному лабиринту до смерти бегать, или марионеткой на ниточке дёргаться хотят далеко не все. Кроме того, люди ж зачем-то в казино ходят? Там же сплошная неопределённость. Видимо, в неопределённости ты острее ощущаешь, что все под Богом ходим, а это значит - что ты жив.
В общем, слоган выходит такой: Россия - это не страна свободы, и не страна возможностей. Россия - это страна, где ты почувствуешь себя живым. Хотя, возможно, и ненадолго. Короче, «Туборг» - будь готов ко всему! (
https://www.youtube.com/watch?v=oHrZn6GedE8).
Или ещё в реэкспортном варианте: «Немца обратно! Коли жив...»
https://www.youtube.com/watch?v=548Hu_5Ew_IВот в таком вот аксепте, тащемта
Хау, я всё сказал. Тому остаюсь свидетелем боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович