О русской идее-5

Mar 19, 2023 10:08

Итак, в прошлый раз пробежались по словам-понятиям, которые сложно передаются на иностранные языки. Ещё раз, я не претендую на полноту исследования, смотрел на вопрос с точки зрения лингвиста и масса чего остаётся в стороне. Например, я практически совсем не рассматривал роль внешних факторов, оказавших серьёзное воздействие на «русский код», а именно религию (православие) и гос. устройство (империя). А она (роль, тоись), безусловно, велика. К примеру, неумение/нежелание договариваться относится, судя по всему, к Ымперству. Подробно об этом уже писал раньше
( https://www.facebook.com/georgij.nowossjelow.5/posts/404657887147020 ),
здесь лишь повторюсь, что варвары были вынуждены были консенсус искать: идей у них было небогато, а перерезать друг друга в междоусобицах вполне себе могли. Империя же строится вокруг какой-то импереобразующей идеи, сплачивающей различные народы, И для имперца договориться с оппонентом - значит отступить от идеи, предать абсолютную ценность/истину, а значит - потерять империю. Отсюда и нетерпимость. А от нетерпимости один шаг до тревожно-мнительного национального характера, когда всё воспринимается как вызов, выпад и личное оскорбление: не читал Бальзака - по ебалу на-ка (это точно знаю, сам такой :)))
Если брать православие/христианство, то, к примеру, с ним напрямую связана такая характерная для русского менталитета вещь, как «покаяние». Рычажок абсолютно рабочий, та же перестройка как раз-таки с покаяния и началась, в т.ч. - с одноименного фильма, что характерно - снятого ещё до офиц. начала перестройки (борьбу с привилегиями чуть погодя подключили). Покаяние явно увязано с совестью, т. е. с сознанием, направленным на себя и понимающего свою вину. В базовых настройках этому чувству соответствует (не)справедливость (собственных действий). С учётом того, что «борьба с привилегиями» тоже относится к этому разделу, можно сказать, что триггером перестройки было воздействие именно на «справедливость».
Да, так вот, православное мировоззрение точно в русском менталитете присутствует, но вопрос, как уже раньше говорил, заключается в том, почему православные настройки так хорошо воспринимались? Как и писал, возможно, дело в том, что они совпадают с базовым национальным кодом (покаяние можно возвести к «справедливости»). В любом случае, этот раздел я пока оставляю - как грицца, пусть ждёт своего исследователя :)))
Где ещё можно поискать тот самый русский код? Про толковых иностранцев тоже уже говорил, полезно ещё и своих послушиать, комиков-стендаперов, например (а кто ещё сейчас правду скажет). Не Данилу Поперечного, конечно (нафиг-нафиг-нафиг), но комедия наблюдения у Сергея Орлова - весьма и весьма. Я вообще удивляюсь: такой молодой, акак просто может излагать глубокие мысли. Что ещё? Возможно, стоит порыть в направлении «свой-чужой», когда нужно «найти своих и успокоиться» (хотя есть вероятность, что это не общая фишка, а просто свойственная лишь поколению Хэ травмированность сознания 🙂. Как бы там ни было, я сейчас исследовать этот вопрос не буду. Нет у меня цели полностью хакнуть русский код (тем более, что он давно уже хакнут: если обычные мормоны «загадочную русскую душу» понимают лучше, чем сами русские, то чего говорить о более серьёзных организациях). Моя задача, напомню, вполне утилитарна: прописать рекламную концепцию русской идеи. Возможно, попутно ещё что-то порешать. Вот к этому и вернёмся.
Итак, в базовых настройках более-менее разобрались: справедливость, воля, красота, истинность/настоящесть, возможно, ищо чиво-то. Что это всё нам даёт в практическом плане? А в практическом плане, когда концептуальные параметры русской идеи уже описаны, надо строить идеологию. И если базовые параметры определены правильно, то тогда и идеология будет естественной, а не навязанной/привнесённой. Как строить иделологию/идеологии? Ну так ориентацией на определённые базовые параметры: кому-то более важна воля, кому-то - справедливость, кому-то - истинность или красота. Можно и комбинации этих параметров брать, выстраивая их в том иерархическом порядке, какой тебе кажется правильным.
А когда идеология выстроена, то тогда и политику можно будет проводить соответствующую твоим ценностям - вот тебе и политическая система с партиями (и блэк-джеком) нарисовалась, причём разного спектра. А то у нас сейчас у нас в классической системе координат «левый-правый» (абсцисс) и «консервативный-либеральный» (ординат) явно перескосы есть. Левых либералов, к примеру, у нас нет - все как один правые западники, ну хоть бы один либерал-славянофил. Справедливости ради отмечу, что и в других отечествах ситуация не лучше: в США, например, вообще нет левых консерваторов - если левак, то обязательно либерал, феминист и лесбиян. Т.е. настолько это увязано, что даже в целом такой грамотный чувак, как Джордан Питерсон левых и либералов не различает. Его бы к нам сюда, в бывший эсэсэсэр: тут же бы расширение сознания произошло.
Тепрь же - про самое главное, про то, с чего начал - с вопроса Вовчика-ницшеанца: какую русскую идею иностранцам пихать?
В принципе, вопрос восприятия русской идеи за границей очень важный: не зря же говорят, что русским нужна идея не национальная, а глобальная - потому как раз уж истина, то истина абсолютная, а значит - для всех. Как верно указывал Вовчик, раньше был коммунизм. Но, во-первых, его уже нет. Почему - большой вопрос. Во-первых, идея сама по себе западная, европейская. В России его, правда, очень сильно модифицировали, объединив социальное и национальное/традиционное: идея построения коммунизма/социализма в отдельно взятой стране - она ведь абсолютно новаторская. Марксисты же как считали? Они считали, что марксизм - это наука о законах развития общества, а раз наука и закон, то они (по тогдашним понятиям) должны были действовать везде одинаково. Ну типа как законы Ньютона или Ома, они ж не только в Англии или Германии работать должны, а по всей Земле. Вот так и тут. Понятно, что наивный взгляд, понятно, что законы человеческие (т. е. гуманитарные) действуют не так, как законы природы. Ну хотя бы потому, что люди - не неодушевленные объекты: если им какой-то процесс не нравится, они ему очень сильно противиться могут. Но тогда было так. Да, а в России как всегда всё пошло не так: социальная концепция стала сливаться с национальными особенностями - получился не коммунизм вообще, а именно русский коммунизм. Беда в том, что идею эту до конца не докрутили: сначала некогда было, а потом некому стало. И в результате всё опять упёрлось в догматизм на уровне школьнокго катехизиса: если в Союзе так, то и других должно быть так же, что в Польше, что в ГДР, что в Афганистане. Национальные особенности побоку, делай всё по уставу и лекалу. На выходе (какой сюрприз!) получаем отторжение. А там, где социальная концепция национальные черты принимала - там социализм до сих пор жив (Куба, КНДР). Сейчас снова что-то похожее происходит. В общем, есть такое стремление на одни и те же грабли наступать.
Короче, коммунизма нет? Что вместо этого Россия на экспорт предложить может. Ну, во-первых, как в упомянутом в самом начале фильме «Турист» (а по сути - полноэкранном рекламном ролике одной ВЧК) - справедливость. Её уже экспортируют весьма известные люди в страны Африки. Хотя справедливость - это понятие скорее внутреннее и для нас самих запутанное, не факт, что иностранцы поймут.
А что ещё? Я бы предложил «настоящесть». В противоположность остальному миру, где сплошной эрзац, всё понарошку и просто так (кроме денег), территория бывшего Союза может стать территорией, где как у Высоцкого: вина есть вина, и цена есть цена, и если страшно, то страшно, и слова что-то значат (Пелевин (со слов Дмитрия Быкова) как-то сказал, что бывший Союз - это единственное место, где к словам относятся серьёзно - за них убивают). Т.е. «по-настоящему» - это со всем хорошим и плохим, а не просто где счастье, комфорт/достаток или сплошной позитив. У кого есть такая тяга, те потянутся. Вон сколько экстремалов с парашютом прыгает и с аквалангом ныряет. Тоже хотят настоящее чувство испытать, когда всё на грани. Линейку вариантов монетизации настоящего можно огромную предложить: от кино про настоящее (всё равно блокбастеры как в Голливуде снимать не умеем), до магазинов эко-продуктов, которые в Европе давно уже делают - тоже к настоящей еде тянутся. Думаю, куда-то в этом направлении надо рекламную кампанию двигать.
Что ещё можно на экспорт предложить? Предположу, что русский «авось» и отсутствие предопределённости. Подробнее об этом в прошлый раз писал - подопытной крысой по заданному лабиринту до смерти бегать, или марионеткой на ниточке дёргаться хотят далеко не все. Кроме того, люди ж зачем-то в казино ходят? Там же сплошная неопределённость. Видимо, в неопределённости ты острее ощущаешь, что все под Богом ходим, а это значит - что ты жив.
В общем, слоган выходит такой: Россия - это не страна свободы, и не страна возможностей. Россия - это страна, где ты почувствуешь себя живым. Хотя, возможно, и ненадолго. Короче, «Туборг» - будь готов ко всему! (https://www.youtube.com/watch?v=oHrZn6GedE8).
Или ещё в реэкспортном варианте: «Немца обратно! Коли жив...»
https://www.youtube.com/watch?v=548Hu_5Ew_I
Вот в таком вот аксепте, тащемта
Хау, я всё сказал. Тому остаюсь свидетелем боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович
Previous post Next post
Up