Вот такое кино...

Jul 03, 2020 13:46

Так что же? Добрый хозяин старается за своим столом усадить рядом людей, которые могут быть друг другу полезны. Или интересны. Они уж сами договорятся, встречаться им потом или нет. Интерес к шаманству у нынешних застольцев чисто академический, хоть и живой. Побеседовать не запрещено и духовному лицу; а затевать камлание с жертвоприношением - дело хлопотное, долгое. Дойдет до этого, тогда и посмотрим.

Пока создадим интимную обстановку. Убрать столы и стулья, постлать на траву сено и ветки, в середине разложить костер - а вокруг срубленные березки - здесь, на вершине, впору служить Небу, Ульгеню, посвящать ему священного синего коня. Не всерьез, конечно: там как раз женщины и шаманы не участвуют. И синего коня не припасли. Об этом князь шутливо рассказывает, усаживая гостей на траву. И раздает трубки, да не с чагой, с душистым табаком.

- Вашмилость, смотрите, кого я привел! - Павел деликатно отступает, и на границе теплого света костра и синих сумерек остается невысокая фигура.
- Дюхадэ! - Матвей Петрович устремляется к другу, на ходу обращается к гостям по-немецки: - господа, вы видите самого знаменитого шамана... - повторяет по-русски.
- Я не шаман... - тихо отвечает худощавый, бедно одетый человек.
- Прости, ты хотел сохранить тайну...
- Тайны нет. Я теперь просто бедный ня Дюхадэ. Духи лишили меня дара. Мой бубен погиб. Я не могу больше летать в небо и спускаться в нижний мир.
- Как это может быть?
- Я спустился слишком глубоко.

Плавно обогнув растерянного мужа, юная женщина почтительно, как родного, берет под руку пришедшего, ведет его к костру, усаживает удобно, подкладывая сено, приносит налитую чашу и трубку, которую раскуривает и подает ему, когда он не глядя возвращает ей пустую чашу; чашу она сразу наполняет снова и держит в руке, сидя чуть сзади и в стороне.

- Великие шаманы рода моего дали мне бубен, - тихо, горестно продолжает Дюхадэ, - в нем носил я души их. Где теперь они будут жить, как будут говорить с нашим родом? Видно, волки настигли в лесу священного оленя, побратима того, чьей кожей с песнями и заклинаниями обтянули мой бубен... Видно, молния сожгла ту корневистую, ветвистую, красивую лиственницу, из ветвей которой сделал я рукоятку и перекладину, позвоночник и ребра крылатого моего, послушного моего, отважного моего зверя, за облака уносившего меня, в подземную реку опускавшего меня, по черно-синей воде подземной реки плывшего со мной? Солнце и луна и звезды были на бубне моем, горы и лес и море были на нем, как дорогу мне найти без него? Духов-помощников как позову без него? Старые песни как узнаю без него? Олененочек мой, бык-олень мой могучий, долго-долго искал я тебя, косточки твои собирал по лесам, душу твою искали семь хвостатых волков с матерью, за живой водой летали двое воронов, жертвенной брагой оживляли родовые шаманы, и в тебе ожила другая душа моя, шаманская сила моя... Потерял я тебя, погубил я тебя...

То ли плачет, то ли бормочет старик, да на каком языке-то? Кто осознает, что утрата бубна для шамана - это утрата всего; и кому вообще дело до именно этого шамана? Прекрасная аборигенка суеверна, ее это должно волновать, и губернатор встревожен. Возможно, бродяга был его важным агентом. Странно выглядит старик; и не старик он вовсе, плечи широкие, осанка свободная; и глаза блестят, и голос гибкий. Лицо только темное, словно обожженное..
Обещали шамана - вот и шаман. Что ведет себя странно, а как себя шаман должен вести?

Мессершмидт заинтересован. Тонкий слух полиглота и абсолютная память этнографа позволяют схватить целые периоды, чтобы потом как-то зафиксировать на страницах дневника.
Лоренц Ланг не отрывает взгляда от круглого личика молодой хозяйки.

шаманизм, Гагарин М.П., история, Сибирь, этнография

Previous post Next post
Up