СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Mar 04, 2015 19:01



Пришлось отвлечься в сторону, потрудиться немного во славу Хоббитании, не той, которая ждёт нас за порталом Денисовской пещеры, а изначальной, Толкинской. Кто их знает, может они где-то и смыкаются. У нас там, на Алтае, помимо невысокликов (хоббитов), неандертальцев и нашего брата, человека современного, наверняка водились ещё и гигантопитеки. Почему их не нашли? Ну, ещё не вечер. Скорее всего, их было мало. Наверно, они съедали своих покойников дочиста, а самые крупные кости бросали пещерным медведям. А те, кто дожил до нашего времени, обитают в Старом Метро, питаются крысами и Рыбарями. Впрочем, до них ещё далеко.

А пока бароны вору , тьфу, бароны пируют на тризне весе... плачевной старика Когутея. Никак не вспомню, когда мы находимся, где - понятно, дружина пирует у брега широкого Таласа. Кстати, главу о поминках Когутея перевел на русский Чокан Валиханов. Тогда же он перевел на казахский главу из Онегина. Кажется, «письмо Татьяны». Выбор, скорее всего, подсказан Достоевским.
Интересно, могла ли степная девушка «вообразиться героиней» Пушкина? Писать они конечно не умели, но дать понять юноше, что им интересуются - думаю вполне. На гулянье, например, она бы спела, или поручила спеть невестке или золовке что-нб вроде: «На ветке сидит млад ясен сокол, по воде плывет лебедь белая. Эй, проснись, пробудись, ясный сокол, не то старый коршун унесёт лебёдушку в своё становище...»
Девушки были хоть и строги, но задорны и остры на язык, а невестки известные сводницы.

Что-то я всё отвлекаюсь. Тризна - очень важный ритуал в т.наз. родо-племенном обществе, вспомним тризну по Патроклу. Важнейшее светское мероприятие, собирающее самых дальних родственников и знакомых, часто из враждебных кланов. Врагов тоже полагалось принимать на пиру, если они вздумают напроситься в гости, накормить-напоить, наделить оружием, халатами, конями, и предложить участвовать в играх молодецких. Игры были настолько молодецкие, что редко обходились без жертв, а дальше кровная месть и прочие движущие силы.

Организатор пира в нашем случае, в V веке на месте будущего города Тараз, лелеет далеко идущие политические планы. Усопший старейшина был признанным авторитетом союза сильных племён. Его старшие сыновья водят табуны в отдалённых краях, а сюда, на переговоры с Манасом, его сопровождал любимый внук. Вот он и выкладывается полностью, стараясь привлечь к себе побольше вождей и вольных героев. Вот и угощает:

«Не стесняйся, пробуй и ешь,
Джал кобыл нежерёбых ешь,
Жир бараньей утробы ешь,
Молочное хлёбово ешь,
Кишмишное варево истребляй,
Кулаки засаливая, валяй,
Кумыс похваливая, гуляй!»

Как не пойти, куда позовет такой щедрый хозяин? И куда он позовет, интересно? Манас позвал на Китай. Под исключительно конфе... мы договорились этот термин произносить «конфетный» - лозунгом. Это как же терпеть, язычники что себе позволяют! Сколько богатства нажили, каких красавиц вырастили! Не долг ли каждого истинноверу...

Всё это будет, а пока в степи свобода, верь в свой меч и своего коня, и какой бог тебе судья, никто не спросит.

эпос, Средняя Азия, Чокан Валиханов, Манас, история, роман

Previous post Next post
Up