«А в Америке, к примеру, ничему не веруют» - это про индейцев. А как насчет верований у самого Гумбольта? Считается, что он был стихийным материалистом (и даже эволюционистом, сам того не подозревая), и утраты детской веры духовной драмы, как у Дарвина, вроде бы у негоне замечено… Он не отрекся от прежних убеждений - а нет, однажды отрекся: в геологию (минералогию, горное дело) его вовлек страшно популярный пропагандист науки Вернер, убежденный «нептунист». Собственные исследования (землетрясения, вулканы) превратили Гумбольта в крайнего «вулканиста»… эта измена очень огорчила Гёте, очень…
5 октября 1831 года Гёте написал: «Какой необычайный талант у этого необычайного человека - заговорить слушателя, заставить его поверить, что он убежден… Воображаешь, что ты понял невозможное. То, что Гималаи поднялись на 25 000 футов и гордо, как ни в чем не бывало, смотрят в небо, этого моя голова не вмещает…» И умер.
«Признал» ли Гёте Гималаи (которые на самом деле еще гораздо выше) или только отдал дань красноречию Гумбольдта? Во всяком случае, наконец, поколебался непреклонный гётевский нептунизм»…
Можно быть и нептунистом, пока путешествуешь «по Тюринии дубовой, по Саксонии сосновой, по Вестфалии бузинной, по Баварии хмельной». Исследователь, который рисует кратер вулкана изнутри, видит мир иначе.
На острове Тенерифе, почти под боком у Европы. Ледяной ветер - высоко все-таки - а подошвы подгорают, и дымки какие-то из земли выбиваются. А местные проводники слопали все, что у них было на перекус, и вино выпили. А воды взять негде:(
Впрочем, это случится еще через два десятилетия. Пока же… вот в 1816 году Гумбольдту пришлось навсегда расстаться со своим спутником по американскому путешествию.
Эме Бонплан сделался доверенным лицом императрицы Жозефины - наверно, Наполеон и познакомил. Должно быть, и разведенную императрицу не бросил; так и собирали гербарии. Говорили, что именно он советовал поверженному императору перебраться в Мексику, чтобы из этого «центрального пункта земли» выжидать развития событий в обоих полушариях. После реставрации Бурбонов Бонплан счел, что ему нечего делать в Европе, сел на корабль и уехал в Буэнос-Айрес.
Наполеоновское вторжение в Испанию окончательно расшатало связи пиренейской монархии с ее колониями. В Мексике и во всей Южной Америке вспыхнули победоносные восстания. Независимые республики возникли там, где Бонплан и Гумбольдт странствовали с письмом дона Уркихо.
Бонплана торжественно встретили в Буэнос-Айресе и предложили кафедру естественной истории.
Долгое время от него не было вестей. Затем дошли сведения, что кафедру, обещавшую больше почета, чем денег для жизни и путешествий, он оставил, перебрался вглубь страны, к индейцам, завел плантацию парагвайского чая мате. Но Парагвай считал культуру мате своей монополией и жестоко боролся за независимость: «Свобода или смерть». Враги кругом! Плантаторы-рабовладельцы, католические власти, колониальные соседи шлют агентов, заговоры готовят. А тут ботаник по лесам бродит! В 1821 году по приказу правителя, полуиндейца Франсиа, Бонплан схватили якобы на бразильской территории и отправили в Парагвай.
Девять лет Бонплан просидел в тюрьме, хотя европейские ученые и Гумбольт, конечно просили за него. Сам Симон Боливар(!) писал, что «готов пешком дойти до Парагвая, лишь бы освободить лучшего из людей и знаменитейшего из путешественников». Когда его выпустили, он вернулся на свою жалкую плантацию, жил в нищете, опустился… один ученый нашел седого полуслепого старика с дочерью-мулаткой возле развалившейся лачуги. Услышав о Гумбольте, сказал, что тот присвоил его труд. Умер в 1858 году, за год до Гумбольта.