О полёте пули, спецэффектах и духовности

Jun 23, 2008 16:10


Полёт пули научились снимать довольно давно - кажется ещё в конце 1960-х годов массового читателя западных иллюстрированных журналов поразили фотографии пули, пробивающей апельсин (в СССР стала известна благодаря журналу «Америка»). Чуть позже появились и кинокадры летящей пули. Однако кажется вплоть до появления на сцене братьев Вачовски, кадры быстро передвигающегося в свете стробоскопа объекта, снимались с одной плоскости.

При съёмках «Матрицы» была применена новая техника - вокруг объекта по окружности помещается некоторое количество фотоаппаратов, общее количество которых должно равняться количеству кадров фильма, составляющих эпизод, например, падающего Нео, над ухом которого пролетает пуля, выпущенная из пистолета агента Смита. Затвор каждого следующего фотоаппарата имеет задержку в несколько сотых секунды по отношению к предыдущем, так что, когда вся цепочка затворов срабатывает за тот промежуток времени, который необходим объекту для перемещения. Затем все кадры последовательно монтируются (и подчищаются).

Строго говоря, тот же самый эффект может сделать любой фотограф с одним фотоаппаратом, если обойдёт некий объект по кругу и через каждый равный интервал нажмёт на спуск, получив в общем раскадровку панорамы действия. Кадры затем можно смонтировать в клип «камера, облетающая вокруг статуи». Правда, одинокий фотоаппарат может снять только стационарный объект.

Ещё более интересный эффект можно получить, если, например, поставить прямо на улице по дуге, например, 24 фотоаппарата и одномоментно привести в действие все их затворы, поставленные на короткую выдержку. Если затем смонтировать все 24 кадра, то получится односекундный эпизод «замершей улицы», причём эпизод будет динамичным, поскольку зритель увидит, как камера «облетает» вокруг вдруг на секунду замерших пешеходов.

Короче, сама идея таких эффектов довольно проста в реализации (особенно учитывая последующее компьютерное редактирование), и одновременно очень эффектна при просмотре на экране.

К чему это я? Да я всё о том же. Посмотрев, наконец, рекламный трейлер к «известно какому фильму», я пришёл к окончательному выводу, что вирусная реклама была всё же совершенно обманчивой. Ибо фильм «известно какого режиссёра», судя по всему, будет посвящён не нервной жизни офисного работника, но и не полной приключения жизни секретного агента. Нет, этот фильм посвящён… изучению траекторий движения пули, снятой с разных ракурсов методом братьев Вачовски. Ну разумеется, наверняка «известно какой режиссёр» обогатил технологии, использованные в «Матрице». Но чувства меры он не знает. Это ещё в ночных похождениях дозорных вампиров малость напрягало - отсутствие мотивировки появление того или иного эффекта. Ощущение такое, что освоив очередной новый спецэффект, режиссёр с радостью вставляет его куда только можно.

То, что в «Матрице» смотрится органично (повествование о созданном компьютером мире будущего требует и футуристических спецэффектов), что в «Дозоре» приемлемо (всё же сказка - так что без спецэффектов не обойтись), в фильме «а-ля Джеймс Бонд», скорее всего, будет смотреться, как на корове седло. Ибо всё это вторично: идею показа красивого удара с двух ракурсов, причём первый замедленно - внедрил Джеки Чан, идею показа быстродвижущегося объекта «по дуге за секунду» - братья Вачовски. А что «известно какой режиссёр»? А он предметно доказал, что все спецэффекты, которые по началу кажутся сверхсложными, можно повторить. Ну доказал, и что дальше?

Нет, безусловно просто ради интереса стоит посмотреть фильм «Особо опасен» (название тоже сильно отдаёт чем-то… «Вооружен и очень опасен» - там кажется? Там тоже про какие-то проблемы, возникшие в результате изнурительной работы). Только драматургически фильм вряд ли будет сильнее, чем, например, «Игла» Нугманова; по спецэффектам он явно не дотянет до «Матрицы»; общая идея заставит зевать всех, кто видел хотя бы пяток фильмов «а-ля Джеймс Бонд». Но посмотреть стоит, ибо - «150 миллионов долларов в самом Голливуде и несколько звёзд!». Круто, типа.

Кстати, по поводу пресловутой духовности. Такие фильмы, как «Рембо - первая кровь» или «Вспомнить всё», да и тот же «Терминатор» и «Терминатор-2» - они обладают духовностью (отсутствие которой кое-кто почему-то считает чуть ли не лучшим качеством фильма). А вот, например, «Марс атакует» духовностью не обладает, но напичкан спецэффектами. Но «Марс атакует» это всё-таки во-первых, пародия, а во-вторых - там количество суперзвёзд и звёзд первой величины просто зашкаливает, а бюджет - «всего» 70 миллионов (но кассовые сборы в США составили «всего» 37 млн.). То есть «Марс атакует» кое-как выезжает на отличном чёрном юморе, спецэффектах и огромном количестве звёзд. Но всё равно уступает тому же «Рембо - первая кровь» (бюджет: 14 млн. долларов) или «Терминатор 2» (бюджет: 100 млн. долларов, сборы - 519 млн. долларов). Так что, как говорится, не спецэффектами едиными. И не тремя-четырьмя звёздами не первой величины.

Но посмотреть видимо придётся. Ибо теперь уже не посмотреть не получится.
Previous post Next post
Up