В мемуарах у Хрущева есть интересное описание именно по этому поводу, думаю что касалось не только США, в смысле решения принимались на высшем уровне, потом уже соответствующие министры предпринимали нужные шаги. Спасибо за статью, только перечитав, обратил внимание, насколько дико, когда генсек должен заботиться о продажах марганца или крабов, но было именно так
( ... )
Самое печальное, что это воспринималось как что то естественное. Хрущев в качестве похвалы Сталину описывает случай, когда Сталин обратил внимание на письмо рабочего, что у метростроевцев нет сортиров и распорядился их построить. То есть "внимание к деталям и в большом и в малом", скромное величие вождя. А по факту на стройке уровня страны ни у кого нет желания брать на себя ответственность и инициативу, чтобы обеспечить элементарные условия для работы. Патон когда писал, что в СССР условия для работы лучше, просто не придавал значения тому, что его разработки заметил Хрущев, представил Патона Сталину, потом уже без Патона они обсудили, можно ли ему доверить управление производством и да, после этого был "зеленый свет" практически всему, что Патон считал нужным делать. Но это очень частный случай. А в целом - вождя хватало точечно и только на то, что он заметить в состоянии, физически. Все остальное скатывалось в болото.
А другим это невыгодно по большому счету: реализовать новое прибыльное направление это всегда риск, много хлопот, сил, времени. Те, кто у руля, могут заниматься, так как больше некому, а всем кто ниже объективно выгоднее оставаться исполнителями. В документальном сериале "Машины, которые построили Америку" (The Machines That Built America) мне понравилась характеристика, что изобретатели и предприниматели могут быть буквально одержимы реализацией идеи. Как такие люди могли бы себя реализовать в СССР? Наверное только вопреки существующей системе. Все план отрабатывают и зарплаты по сетке получают, а эти воду мутят, жить мешают :-)
Да. Жесткая вертикаль принятия решений, ответственный за всё генсек, и отсутствие вообще какой-то выгоды для всех остальных в принципе что-либо делать. В рыночных отношениях у каждой компании есть как минимум один бенефициар, чаще несколько, ещё чаще - все владельцы акций, и различным методом стимулированные ключевые сотрудники, у которых большая свобода действий. Потому многие могут реализовать свои амбиции, и получить за это хорошие деньги. В совке всем было насрать, так как максимум, что можно было получить за инновацию - единоразовую смешную премию от государства, и пиздюлей от окружающих сотрудников и начальства, так как слишком хорошая работа кого-либо повышает план для всех, а этого не любят.
это можно сугубо математически оценить: две трети вообще всех стартапов не выходят на прибыль, следовательно выгода от достижения успеха должна превышать потери в случае провала. при государственной собственности на все выгоду вообще неясно как оценивать - результаты не твои, не распоряжаешся ими, в СССР даже премии за кино или песни обязаны были сдавать, потом государство по своим собственным правилам рассчитывало авторский процент и выдавало долю менее 10% по собственному курсу.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В документальном сериале "Машины, которые построили Америку" (The Machines That Built America) мне понравилась характеристика, что изобретатели и предприниматели могут быть буквально одержимы реализацией идеи. Как такие люди могли бы себя реализовать в СССР? Наверное только вопреки существующей системе. Все план отрабатывают и зарплаты по сетке получают, а эти воду мутят, жить мешают :-)
Reply
В рыночных отношениях у каждой компании есть как минимум один бенефициар, чаще несколько, ещё чаще - все владельцы акций, и различным методом стимулированные ключевые сотрудники, у которых большая свобода действий. Потому многие могут реализовать свои амбиции, и получить за это хорошие деньги.
В совке всем было насрать, так как максимум, что можно было получить за инновацию - единоразовую смешную премию от государства, и пиздюлей от окружающих сотрудников и начальства, так как слишком хорошая работа кого-либо повышает план для всех, а этого не любят.
Reply
Reply
Leave a comment