Унылый советский кинопрокат 1982 года

Mar 01, 2019 04:18





Московский кинотеатр «Художественный», начало 1980-х. Фото Валентина Соболева (Фотохроника ТАСС).

Мои личные исследования показывают, что немалое количество граждан до сих пор любят фильм «Спортлото-82». Это кажется странным - как можно млеть от этого весьма средненького фильма? И однако факт - многим он нравится до сих пор. Фильм «Спортлото-82» не ужасен конечно - он просто посредственен. Что особенно остро чувствуется, когда видишь имя режиссёра - Леонида Гайдая, подарившего зрителям такие комедии, как «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» или «Иван Васильевич меняет профессию». На их фоне «Спортлото-82» - бледная посредственность. Но при этом фильм был лидером советского кинопроката 1982 года. Так может всё дело в самом советском кинопрокате? Может в 1982 году советскому кинозрителю давали посмотреть такие фильмы, что на их фоне и «Спортлото-82» казался чуть ли не шедевром? Вот я и решил просмотреть список лидеров советского кинопроката 1982 года. И сделал кое-какие пометки.



1. СПОРТЛОТО 82
СССР, 1982, 55,2 млн. зрителей



Ну кто бы сомневался? Эта очень средненькая комедия - лидер проката с 55 млн зрителей. Эпично! Заметьте, кстати, что на афише этого фильма крупно изображены второстепенные герои, а главные герои - где-то на заднем плане мелкими фигурками. Художник точно уловил, что весь фильм держится исключительно на шутках второстепенных персонажей в исполнении двух Михаилов: блистательного Пуговкина и его тёзки Кокшёнова. Если убрать из фильма эпизоды с данными героями, то больше в этом фильме смотреть нечего.

2. ПРИШЛО ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
Югославия, 1978-1980, 37,6 млн. зрителей



Сейчас, наверное, мало уже кто и вспомнит, что это за фильм. А этот двухсерийный югославский фильм (оригинальное название «Lude godine») повествует о том, как (процитирую рецензию): «Десятиклассники Мария и Бобо полюбили друг друга с первого взгляда. Но недолго длилось их счастье. Мария поняла, что у нее будет ребенок и, боясь родительского гнева, решилась на аборт…» Ну, в общем, такая югославская мыльная клюква - предшественница сериальной тягомотины типа «Богатые тоже плачут». И такое убожество заняло второе место в советском кинопрокате 1982 года! Надо полагать, основную кассу фильму сделала женская аудитория.

3. НЕ МОГУ СКАЗАТЬ «ПРОЩАЙ»
СССР, 1982, 34,6 млн. зрителей



А это, так сказать, советский ответ на югославскую мелодраму «Пришло время любить». Сюжет известен - местный красавчик и передовик производства женится на местной красавице, которая в итоге оказывается стервой и бросает его, когда тот оказывается инвалидом в результате несчастного случая на производстве. Но зато у героя есть бескорыстная воздыхательница и водительница самосвала, которая начинает ухаживать за калекой. В общем - мура та ещё. Фильм сегодня интересен только тем, что в нём снялся будущий шоу-мен Сергей Минаев с песней на стихи Маяковского. Но 34 млн зрителей - это однозначный успех.

4. ДУША
СССР, 1981, 33,3 млн. зрителей



Популярность рок-группы «Машина времени» в начале 80-х сложно, как говорится, переоценить. Поэтому успех этого фильма, в котором снялась «Машина» - вполне предсказуем. Единственное, чего хотелось поклонникам этой группы при просмотре этого фильма - это чтобы в фильме была побольше «Машины» и поменьше Софии Ротару, которая там играет главную роль. И грает, кстати, плохо. Сегодня, когда от былого магизма «Машины времени» и её песен не осталось и следа, фильм предстаёт в своём истинном качестве - второсортная халтура, которая могла собрать 33 млн зрителей только потому, что в СССР очень кисло обстояли дела с рок-музыкой вообще и её киновоплощением в частности.

5. СЛУЧАЙ В КВАДРАТЕ «36-80»
СССР, 1982, 33,1 млн. зрителей



Типовая военно-патриотическая советская ерунда. Хотя сюжет вроде бы не так уж и плох. Во время учений случается инцидент, который чуть не приводит к началу войны, а кроме того, у советского военного самолёта кончается горючее и экипаж не знает, дотянет ли он до земли. Но снято всё настолько затянуто и не динамично, что смотреть такую тягомотину можно было только в советское время. Сегодня безотрывный просмотр этого фильма равносилен пытке. Но советская мужская аудитория, которая испытывала острый дефицит по зрелищным фильмам, обеспечила фильму 5-е место.

6. К СОКРОВИЩАМ АВИАКАТАСТРОФЫ
Австралия/Новая Зеландия/США, 1981, 29 млн. зрителей



Совэкспортфильм из экономии валюты чаще всего покупал за рубежом достаточно средненькие фильмы. Бывали конечно исключения, когда советский зритель видел эпичные полотна типа «Спартака» или комедии «Тутси». Но «К сокровищам авиакатастрофы» - не тот случай. Просто типовое западное приключенческое кино. Голливуд такие фильмы ежемесячно выпускает пачками. Но даже средненький западный боевичок в СССР становился культурным явлением и обеспечивал кассовые сборы. Поэтому этот фильм получил 29 млн зрителей. При этом следует учитывать, что в СССР западные фильмы продавались с ограничением по сроку проката. Видимо, если бы этот фильм не сняли с проката после окончания отпущенного срока, он бы легко попал на 1-е место. Потому что неизбалованный боевиками советский зритель такие фильмы всегда смотрел охотно.

7. ВЛЮБЛЁН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
СССР, 1982, 25,6 млн. зрителей



Фильм про любовь, одиночество и про то, как спивающийся в прошлом спортсмен, а ныне рабочий на заводе, бросает пить и может быть ещё станет передовиков производства. Пожалуй, в самом деле хороший фильм, который и по сию пору смотрится с интересом. Вряд ли сегодня этот фильм смог собрать аудиторию в 25 миллионов, но фильм, безусловно, достойный.

8. ИНСПЕКТОР-РАЗИНЯ
Франция, 1980, 25,5 млн. зрителей



Французские комедии в СССР зритель любил всегда. Даже посредственные комедии, каковой является фильм «Инспектор-разиня». Однако именно с этого фильма началось знакомство советского зрителя с Жераром Депардье, который затем стал очень популярен в СССР благодаря фильмам с Пьером Ришаром. Ну а «Инспектор-разиня» - несмотря на то, что комедия и комедия французская, поднялся не выше 8-го места.

9. ШЕСТОЙ
СССР, 1981, 24,7 млн. зрителей



«Отгремела гражданская война. В маленьком южном городке появился шестой по счету начальник милиции. Пятеро предшественников Глодова вместе с другими активистами были зверски убиты бандой неуловимого Вахрамеева. И теперь Глодову с несколькими верными помощниками предстояла смертельная схватка с сильным врагом..» Вроде бы сюжет обещает криминальный боевик. Но в итоге зритель получает классическую советскую чушь на тему гражданской войны. Только в СССР люди могли за просмотр таких фильмов ещё и свои деньги приплачивать.

10. ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЗИДЕНТА
СССР, 1982, 23,9 млн. зрителей



Первые два фильма трилогии - «Ошибка резидента» и «Судьба резидента» - это очень крепкие шпионские детективы, которые даже сегодня смотрятся неплохо. Но «Возвращение резидента» - совсем иного качества фильм, довольно скучный и невыразительный. В чём причина? Может в том, что исполнитель главной роли, Георгий Жжёнов, постарел за десять лет, прошедших со дня выхода предыдущих фильмов и уже не выглядел настоящим шпионом? А может в 1982 году уже никто, включая создателей фильма, не верил в то, что СССР лучше США и поэтому изобразить искренность советского контрразведчика уже не получалась. Но поскольку в СССР был дефицит таких фильмов - а попросту говоря, их вообще снималось очень мало, то «Возвращение резидента» попало в десятку лидеров советского проката. И в качестве похвалы фильму «Возвращение резидента» можно сказать, что последний фильм серии про разведчика Тульева - «Конец операции "Резидент"» - получился ещё хуже. Так что «Возвращение резидента» ещё ничего.

11. ОТЦЫ И ДЕДЫ
СССР, 1982, 22,1 млн. зрителей



Такие т.н. «лёгкие комедии» конечно нудны. Ведь людям с неразвитым интеллектом тоже надо что-то смотреть. Тем более в этом фильме играет Анатолий Папанов, который вытащит любую роль. Но даже при этом - только 11 место. Хотя если сравнить «Отцы и деды» с тем же «Спортлото-82», то вообще какой-то особой разницы в качестве не заметно. Оба фильма одинаково никакие. Единственное, что было в активе «Спортлото-82», чего не было у «Дедов» - имя Гайдая. Интересно, если бы совершить обмен - «Отцам и дедам» на афише поставить «Реж. Л.Гайдай», а «Спортлоту» присвоить имя Юрия Егорова - изменился бы их рейтинг? Думаю, да, народ потопал бы на Гайдая в любом случае и тогда «Отцы и деды» были бы на 1-м месте. Особенно если бы и снять их не в каком-то провинциальном городке, а на берегу Чёрного моря.

12. ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
СССР, 1981, 20,5 млн. зрителей



Советская экранизация известного романа Уилки Коллинза.. Правда известен этот роман был только потому, что в СССР была издана книга «Женщина в белом», которая конечно котировалась не так, как «Три мушкетёра» или «Приключения Шерлока Холмса», но тоже оставила некоторый след в советской городской среде 70-х годов. Видимо отсюда и 20 миллионов зрителей. Ну и не будем сбрасывать со счетов Александра Абдулова, который сыграл Уолтера Хартрайта. Это тоже дало фильму дополнительные очки. Наверное.

13. НАДЕЖДА И ОПОРА
СССР, 1982, 20,2 млн. зрителей



Краткое содержание: «Советское село, начало 1980-х годов. Москвич Николай Курков (Юрий Демич) работал в НИИ и мечтал защитить диссертацию по агробиологии, но, приехав в одно из сел Нечерноземья, встретил друга детства и остался, возглавив отстающий колхоз». Представьте себе воскресенье, в которое человек идёт на такой фильм, да ещё платит за его просмотр 20, а то и 25 копеек. Собственно, это всё, что нужно знать о том, насколько уныло и скучно было в СССР позднего брежневизма, если даже такой фильм попал в лидеры проката на 13 место.

14. РОДНЯ
СССР, 1981, 15,2 млн. зрителей



Ну тут без вопросов, конечно. Фильм - крепкий. И уж конечно сильнее, чем «Спортлото-82» и прочая пурга из более верхних строчек этого списка. Почему же только 14-е место? Ответ очевиден - в «Рожне» Никита Михалков очень дотошно и качественно показал всю советскую депресуху и тупик брежневизма. Вроде бы всё хорошо. У людей квартиры, мотоциклы, свадьбы в ресторанах гуляют, а посмотришь - и прямо в петлю лезть охота. Аутентичный Совок показан в фильме «Родня». И советский зритель это почувствовал. Поэтому лучше дебильная посредственная как бы комедия «Спортлото-82», чем аутентичная, но на грани чернухи «Родня». Кстати, «Родня» имеет некоторую - пусть и неявную - двойную перекличку с фильмами Гайдая. В эпизоде, в котором героиня Нонны Мордюковой (котоаря у Гайдая играла домоуправа в «Бриллиантовой руке») едет от вокзала в такси с дочкой, везёт их таксист среднеазиатской наружности. Так вот таксиста играет Руслан Ахметов, который в «Кавказской пленнице» играл водителя медицинского грузовика Эдика («Будь проклят этот автомобиль!») Так сказать, романтичный Эдик 1966 года перебрался в Среднюю полосу и стал модным таксистом. Но это, так сказать, попутная мысль.

15. ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД
СССР, 1981, 15 млн. зрителей



В Голливуде по такому сюжету сняли бы крепкую уголовную драму с элементами триллера. Или типа того. Может даже на Оскара выдвинули бы. Если бы, скажем, Харрисона Форда на роль следователя взяли (Форд, кстати, в 1986 году был номинирован на Оскара за роль в фильме «Свидетель», в котором сыграл инспектора полиции). Но этот фильм был снят в СССР. Нет, не то чтобы он плохой. Всё же две главные роли сыграли два таких жёстких и сильных актёра, как Олег Борисов и Анатолий Солоницын. Но этот фильм точно также был нашпигован ненужными длиннотами и затянутостями - хронической болезнью советского кино. Собственно в 1982 году даже Гайдай уже разучился снимать динамичные фильмы (чему лишний раз свидетельством - «Спортлото-82»). А так, вообще, для СССР 1982 года фильм даже почти перестроечный - попытка сказать о том бардаке, который творится на советской железной дороге, на которой «Если всё по инструкции делать, то и депо закрывать надо, и вообще всю железную дорогу!», - как в сердцах бросает один из героев фильма. Но советские граждане как-то и без кино всё знали про советскую железную дорогу, поэтому предпочитали смотреть глупые комедии для детей. В связи с чем «Остановился поезд» получил только 15 млн зрителей против 55 млн, посмотревших «Спортлото-82».

Итак, если судить по списку лидеров советского кинопроката 1982 года, какими-то особо замечательными фильмами советский кинопрокат в том году советского зрителя не баловал. Так что вполне закономерно, что довольно средняя комедия «Спортлото-82» вышла в лидеры проката. Конкурентов у фильма в том году и в самом деле не было. Ну и магия имени Гайдая тоже сделала своё дело. Вот поэтому многим и по сию пору кажется, что «Спортлото-82» - чуть ли не шедевр. Что, разумеется, не соответствует действительности.

Ну и так, для совсем уж объёмной картинки, вспомним некоторые западные фильмы, которые появились в 1982 году:

«Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли



«Инопланетянин» Стивена Спилберга



«Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером



«Король комедии» с Робертом де Ниро



Фантастический фильм ужасов «Нечто» Джона Карпентера



«Полтергейст» Тоуба Хупера



«Рэмбо: Первая кровь» с Сильвестром Сталлоне



Рок-опера «Стена» Алана Паркера



Ни один из этих фильмов в СССР не был показан. Но если бы любой из перечисленных попал в советский кинопрокат, то без сомнения стал бы его лидером, далеко обогнав и «Спортлото-82» и прочие советские фильмы того периода.

И, кстати, отдельно рекомендую обратить внимание на плакаты советских фильмов и плакаты иностранных. Советские плакаты точно также унылы и тоскливы, как и весь советский кинопрокат в целом. И даже в подмётки не годятся импортным плакатам. Исключение - плакат фильма «Родня», который сделан по заказу Совэкспортфильма для демонстрации в зарубежных странах. Что лишний раз демонстрирует извечный цинизм коммунистов - для советских граждан сойдут и убогие серо-буро-малиновые плакаты. А вот для иностранцев надо постараться и сделать покрасивее. Такие дела.



Кинокритика, Киноведение, Советские фильмы, Кинолекторий, Совдепия

Previous post Next post
Up