На фото: модель цистерны от 9-мм железной дороги производства ГДР 1970-х годов.
Старые читатели моего журнала заметили, что былая мейнстримная тема о советском быте во всей его красоте, давно уже в моём журнале занимает далеко не первое место. Ибо в принципе надоело уже. Любой нормальный человек давно уже понял, что СССР был страной-мутантом. С одной стороны СССР мог запустить автоматический космический аппарат на Венеру, а с другой - не мог без перебоев обеспечить советских людей тем набором жизненных благ и услуг, которые давно стали элементарными обиходными вещами для жителей цивилизованного мира, который, собственно, вожди СССР всю дорогу пытались догнать и перегнать.
То есть нормальному человеку это ясно и понятно. Ну а ненормальному… А зачем тратить силы для того, чтобы объяснять ненормальным в сотый раз одно и тоже? Что называется - не в коня корм. Тем более что все статьи о советской действительности и их обсуждения в моём журнале хранятся - любой желающий может с ними ознакомиться. Но, как говорится, если гора не идёт к Магомету, то Магомет начинает ощущать жжение в пятках и, засыпав в свою котомку сухой паёк на три дня пути, вооружившись посохом идёт к ближайшему Монблану. Зачем ему обязательно нужна гора - Аллах его знает. Но пока он до неё не доберётся и не выскажет ей всё, что думает по какому-то очередному животрепещущему вопросу, он не может спокойно спать, есть и предаваться прочим мелким жизненным утехам.
В
прошлом посте затронул вопрос о том, когда в человеке впервые пробуждается чувство прекрасного. Казалось бы, как в такую тему можно засунуть пропаганду самой лучшей в мире совдеповской промышленности? Но истинный умелец даже из журнала «Рыболов-спортсмен» сможет сделать рупор борьбы с мировым империализмом. Так и тут. Пришёл некий посланец Прекрасного Далёка и глубокомысленно изрёк:
Коммент, в общем-то, оффтопик, тем не менее. ГДРовские игрушки были приятнее глазу, но не лучше. Стоили дорого, но их отличительной чертой было сочетание сложной конструкции и хрупких материалов. В умелых (моих) детских ручках ломались быстро и с сожалением отправлялись на помойку. Советские выглядели более топорно, но служили дольше, что немаловажно для игрушки. Кстати, той же проблемой страдала ГДРовская электротехника. Сложно и ненадежно
ссылка на комментарий:
germanych.livejournal.com/258869.html?thread=29892405#t29892405 Ну что же. Как говорится - если вы давно не брали в руки шашек, то это ещё не значит, что вам не придётся взять в руки ручной пулемёт. Вызов принят. В планшеты заправлены космические карты и бомболюки уже раздуваются от ракет класса воздух-земля. По коням! И да не оставит нас Всевышний заботой своей.
Начинаем разбор полётов.
Введение в советский киндершпиль
Сперва с тезиса, который любой реальный житель Страны Советов в аутентичные времена осмеял бы в первом же приближении. А именно: игрушки ГДР «в умелых (моих) детских ручках ломались быстро и с сожалением отправлялись на помойку». Это про детские игрушки производства ГДР. То есть - иностранные игрушки! Уже эта фраза показывает, что автор комментария либо зачем-то фантазирует, либо страдает тяжёлой формой амнезии, либо он малолетние школиё, которое СССР даже в глаза не видело и представляет себе СССР как страну, заполненную торговыми центрами, ломящимися от иностранных товаров, но в которой ещё ракеты, танки, пушки и прочие ракеты бороздят просторы Большого театра. Так себе представляет СССР школиё. На самом деле СССР был сильно другим. Просторы в нём были. И с количеством танков на душу населения тоже особых проблем не ощущалось. Даже Большой театр исправно выдавал тысячи оборотов пуэте сверх плана к очередному съезду КПСС. А вот с торговыми центрами, да ещё забитыми иностранными товарами и иностранными же игрушками - извините, было тяжело. На всю страны таких центров (если их можно так сказать) было несколько штук и почти все они находились в Москве. ГУМ, ЦУМ, Детский мир - названия, знакомые миллионам советских граждан также хорошо, как Ленин, Партия, Комсомол.
Для советского ребёнка иностранная игрушка - любая - была тем же самым, что стеклянные бусы для дикаря из племени Мумбо-Юмбо. Поэтому отношение к таким игрушкам были на порядки благоговейнее, чем к обычной игрушке. Но дети есть дети конечно и случайно кто-то мог и сломать игрушку - даже иностранную. Но даже сломанную игрушку никакой советский ребёнок никогда не отправил бы на помойку. Даже советскую - не говоря уже о иностранной. У любого советского ребёнка был просто склад старых сломанных игрушек. Но ни одну - даже приведённую в полную некондицию - советский ребёнок не выкинул бы на помойку. Это только ребёнок империалистических шпионов мог бы выкинуть на помойку сломанную игрушку. Чем, кстати, сразу выдал бы своих родителей, как людей не советских.
Кстати, о родителях. Покупая ребёнку игрушку любой советский родитель чётко знал за сколько он её купил и не очень уж следил за сохранностью какой-нибудь копеечной советской дряни. Но купив иностранную игрушку, любой советский родители выпасал её местоположение и крайне нервничал, если не видел её на своём месте. В случае, если дитё ломало иностранную игрушку, то моментально репрессировалось родителями. Что, кстати, лишний раз стимулировало относиться к иностранной игрушке крайне бережно.
Причём благоговейность к иностранной игрушке росла пропорционально количеству километров, отделяющих жильё данного конкретного ребёнка от СтолицыНашейРодиныМосквы. Иначе говоря, чем дальше от Москвы жили дети (и их родители), тем благоговейнее относились к иностранным игрушкам коли уж - случись такое чудо - они попадали к ним в дом. Почему? Потому что если отбросить Москву, Ленинград и возможно столицы союзных республик, то больше нигде никакие иностранные игрушки не продавались. Ну разве что каким-то чудом совсем случайно разок-другой для плана «выкинут». То есть если они у кого-то и были, то значит скорее всего эти игрушки родители привезли из Москвы, где взяли их после упорных позиционных боёв в длинных очередях центрального универмага «Детский мир». Такая была жизнь. И советский ребёнок с малолетства ненавязчиво приобретал знание, что иностранное всегда лучше и потому должно быть окружено дополнительной заботой и холой.
Основная часть
Ну а теперь об игрушках ГДР, из-за которых собственно и пришлось брать в руки перо, которое в боевой обстановке естественным образом приравнивается к подствольному гранатомёту.
В дальнейшем изложении я имею в виду брежневские времена - и прощу не примешивать сюда времена правления Горбачёва, когда благодаря изменению тупой советской экономической политики в магазинах стало появляться хоть какое-то разнообразие. То есть речь о классическом Совдепе, а не о попытках его как-то реанимировать через либерализацию торговли.
Говоря откровенно, по крайней мере в Москве никаких других иностранных игрушек, кроме игрушек ГДР, в магазинах не продавалось. Или, во всяком случае, их почти не было. Сейчас пытаюсь вспомнить и в голову приходит только набор из шести пластмассовых машинок 30-х годов (Испана Сюиза и т.п.), производства кажется то ли Польши, то ли ЧССР и ещё какие-то болгарские гномики. А я - замечу особо - был в некотором роде экспертом. Как и всякий советский ребёнок. Что продавалось во «взрослых» советских промтоварных я мог в детстве особо и не знать, но уж Дом Игрушки на Кутузовском проспекте и Центральный Детский Мир посещал чуть ли не раз в неделю, а иной раз и чаще. Не для того чтобы что-то купить, разумеется, а просто типа поглядеть и помечтать, если вдруг видел что-то хорошее. О чём будет сказано ниже.
Итак, львиная доля всех игрушек была советской. А на долю игрушек ГДР приходились следующие ниши:
- Куклы для девочек.
- Модели самолётов и старинных автомобилей для мальчиков.
- Железные дороги.
- Атрибуты для железных дорог (клеящиеся модели домов, стрелки, семафоры, отдельные вагоны, поезда и т.п.)
Вот этими категориями в основном и исчерпывались продаваемые в центральных советских магазинах игрушки производства ГДР в брежневские времена.
Ну начнём с кукол. Если бы какой-нибудь советской девочке предложить на выбор куклу производства ГДР - любую - и такую же любую куклу производства СССР, то советская кукла естественно тут же была бы забракована. Ибо просто несопоставимо. Немецкая кукла была красивее в разы - и по внешности, и по наряду, и по фактуре «тела» (пластик, из которого делалась) и по разным фишкам типа закрывающихся глаз и уаканья во время наклона. Ну и по коробке, естественно. А также по такому параметру, как разнообразие. Если советских кукол было очень ограниченное количество по типажу, то немецких кукол в ЦДМ (центральный Детский Мир) можно было увидеть просто немерянное количество. Я это хорошо знаю, потому что как-то раз моя мама в каком-то разговоре случайно обронила, что хотела бы получить в подарок куклу из ГДР и я запомнил. А потом на сэкономленные деньги пошёл в ЦДМ делать ей подарок на день рождения. И наверное целый час пытался выбрать, какую же куклу производства ГДР купить - настолько их было много разных одеяний и фасонов. А потом, когда ехал домой в метро, то не знал куда себя деть от взглядов окружающих - необыкновенно красивая коробка привлекала восхищённые взгляды даже взрослых мужиков. Ну а уж девчонки в вагоне готовы были наверное залезть в эту коробку.
А советская коробка для кукол? Бррр… Из грубого серого картона, на крышке которого максимум написано название куклы и какие-то жуткие розочки по бортам.
Конечно, немецкие куклы были подороже. Но даже из того факта, что обыкновенный ребёнок (то бишь я) смог накопить на такую куклу из карманных денег (на мороженное и кино), очевидно, что не сильно уж и дороже. Просто надо понимать, что в СССР дороговизна определялась в таких показателях, которые сегодня из-за современной шкалы цен просто непонятна. Например советский человек при выборе товара в границе 3 рублей считал, что такой же товар нужной категории за 4 рубля уже дорог. То есть разница в 1-3 рубля для обыденных покупок (не телевизоров и холодильников) уже считалась очень значительной. Поэтому понятно, что немецкая кукла в глазах мам, которым в детском мире надо было купить новое платье и колготки для дочки, была как правило слишком дорогой.
Потом, когда я уже стал взрослее, когда узнал про спекулянтов и теневую экономику, то с удивлением обнаружил, что эти куклы производства ГДР также котируются как средство наживы. Спекулянты из других городов покупали в Москве в ЦДМ эти куклы, а потом в своих провинциальных городах перепродавали их за две-три цены. И покупатели всегда находились. Потому что - отличные были куклы. Даже на мой мальчишеский взгляд.
А что до ломки этих кукол? Ну я не знаю, что надо сделать, чтобы сломать куклу. Ногу или руку ей оторвать? Но как-то я с трудом представляю себе девочку, которая получила бы в своё монопольное обладание такое сокровище, как кукла производства ГДР, и вдруг стала бы бить её головой об стенку или отрывать ей ноги.
Теперь о надёжности. Ну это вообще вопрос смешной. В детских играх - а кто в детстве не играл с девчонками в разные там Дочки-матери и тому подобные ролевые игры - конечно приходилось иметь дело и с девчоночьими игрушками. Поскольку у меня с самого раннего детства была страсть к механическим штукам, то меня всегда интересовала пикалка внутри кукол. Так вот авторитетно заявляю - в советских куклах эта пикалка как правило была ненадёжной. Всё время надо было выбирать какую-то особую траекторию наклона, чтобы она сработала. А если наклонить как-то «не так», то звук не издавался. Куклы производства ГДР пипикали при любом наклоне без каких-либо признаков залипания внутреннего механизма. Глаза у них тоже закрывались и открывались как надо, не надо было трясти их голову.
Так что если говорить про куклы для девочек, то тут куклы производства ГДР кладут на обе лопатки советские куклы по всем показателям - от красоты до широчайшего ассортимента и высокой надёжности.
Единственная кукла, которая по моим наблюдениям у советских девчонок котировалась почти также, как куклы ГДР - это была советская шагающая кукла. Но поскольку они были огромной редкостью в частном пользовании, делаю вывод, что стоили тоже не копейки и мамы не стремились их покупать своим дочкам.
Теперь перейдём к тому, что я знаю куда лучше, чем куклы для девочек - модели самолётов и железные дороги.
Заболел я обоими этими увлечениями в одно и тоже время. Однажды в первом или втором классе (точнее не помню), то есть это был 1973 или 1974 год, приятель из класса пригласил меня к себе домой. Он жил на первом этаже, окна его квартиры выходили на Гоголевский бульвар. У них с семьёй была отдельная квартира, что для Арбата того времени было довольно редким - большинство людей (как и мы) жило в коммуналках. Так вот, у моего одноклассника была своя отдельная детская комната, что уже само по себе вызвало у меня восторг. Но что это была за комната! Центральное место в ней занимал стол, на котором была смонтирована немецкая железная дорога. Не такая конечно огромная, как в универмага «Лейпциг», но тоже ничего себе - по довольно изощрённой сети ездило несколько поездов - товарные, пассажирские. Всё управлялось с пульта. Можно было остановить любой поезд, перевести стрелку, включить или выключить свет в вагончиках пассажирского поезда. А с потолка на лесках свисали модели самолётов, производства ГДР. Их было наверное десяток, если не больше.
Ну в общем можете себе представить мои чувства. Не знаю уж кто были у него родители - явно не самые простые люди. Но тогда меня это не интересовало. Но с того момента мысль заиметь такие же самолёты и такую же железную дорогу поселилась в моём мозгу надолго. В общем, для мамы настали непростые времена.
Когда мне была куплена первая немецкая модель самолёта - не помню. Но за детство я собрал и склеил такое количество этих моделей, что наверное можно было бы открыть целую авиакомпанию. Чего я только не клеил! Ту-134, Ту-154, Ту-144, Ил-18, Ил-62, вертолёты Ми разных модификаций, французские Кометы, американские Боинги, советские и иностранные реактивные истребители и ещё уже не помню кучу каких-то иностранных самолётов.
Что отличало немецкие модели самолётов от советских сразу же? Упаковка! Немецкая модель была упакована в очень красивую и очень жёсткую коробку, на которой на крышке во всю площадь была напечатана полноцветная фотография самолёта, который надо было клеить, а по бокам крышки шли цветные фотографии других моделей, которые можно было купить. Советские модели были упакованы в традиционную похабную серо-бурую довольно мягкую коробку с унылой блёклой картинкой на крышке. Даже близко не стояли, как говорится.
Другой момент - сама модель. Немецкие модели изготавливались их белого пластика, а советские - из серого. Белая модель смотрится гораздо выигрышнее, особенно после того, как на неё наклеиваются все деколи (изображения на борт в виде названия компании, эмблемы и т.п.). . При этом если какие-то детали должны были выглядеть, как стальные, то в немецких моделях они изготавливались из серебристого пластика, который отличается от серого советского как… ну как сталь отличается от олова. Многие немецкие модели оборудовались такими фишками, которые делали их ещё более притягательными. Например, когда я клеил немецкую модель космического корабля Союз, то в комплект входили также фигурки космонавтов, кресла для них и внутренние панели приборов, а сама сфера, в которой они помещались, могла быть укомплектована стандартно или частично прозрачной (чтобы можно было видеть космонавтов внутри). Кстати, вспомнил ещё одну немецкую настольную игру, в которой надо было играть не обычными фишками, как в советских играх (этакие унылые вариации на тему речного бакена), а в виде миниатюрных цветных ракет со стеклянными колпачками, внутри которых находились изящно изготовленные фигурки космонавтов, которые можно было вынуть.
Ну то есть и по красоте, и по «фишкам» немецкие модели для склеивания были лучше советских в разы.
Ассортимент тоже поражал. Под Новый год, когда в советских магазинах «выбрасывали» для плана весь дефицит, в Центральном детском мире от обилия немецких моделей самолётов просто рябило в глазах. Это был шок для ребёнка конечно. Что до советских моделей, то их ассортимент был очень незначительным. Единственное - немцы не выпускали модели советских боевых самолётов времён Второй мировой войны. Ну тут их понять можно конечно. Так что если очень хотелось склеить модель какого-нибудь Як-3, то тут конечно вариант был только один - «советское, значит отличное». Но мне были так неприятны серые советские коробки и серые советские модели (иногда, впрочем, они были зелёными), что я никогда не клеил Як-3. Тем более что немецких моделей хватало. А у них - что особенно было интересно - были не только самолёты «Аэрофлота», но и самолёты западных компаний, даже KLF (если не путаю название).
Цена? Ну по цене естественно немецкие были дороже. Но опять же - если типовая советская модель была в ценовом диапазоне примерно до 1-20 (1 руб. 20 копеек), то немецкая где-то в предел до 3 рублей. Дороже конечно. Но не так, чтобы прямо сердце от дороговизны останавливалось.
Хрупкие материалы? Хм. Вообще-то модель, с такими деталями как шасси, винты, антенны и т.п. является хрупкой по умолчанию и предназначена она собственно не для игры, а для сборки. То есть весь смысл этих моделей - собрать их (склеить), а потом поставить на шкаф или стол и радоваться. Само собой, что если дать их в руки юному гоблину, который из всех игрушек признаёт только молоток, то он их сломает. Но он сломает советскую модель самолёта точно также, как немецкую. Пластмасса в этом смысле одинакова по своим качествам. У меня, кстати, был один опыт краш-теста. Как-то находясь в каком-то особо капризном состоянии я со злостью смахнул на пол рукой всю коллекцию своих немецких самолётов, стоявших на шкафу. И что интересно - хотя мелкие детали у них почти у всех отвалились, но сами корпуса остались невредимы, даже крылья не отломались. Так что не такие уж они были и хрупкие. А шасси я потом подклеил.
Вот чем, кстати, на мой взгляд советские модели были лучше, так это клеем. В немецкие модели самолётов всегда вкладывался клей и серебристая краска. Но упакованы они были в алюминиевые тубусы, у которых не было отвинчивающейся крышечки, а надо было отрезать уголок. Советский клей поставлялся в стеклянном пузырьке вроде как у лекарств, что было удобнее. Правда, с другой стороны, немецкий клей был густой (по консистенции напоминал современный клей «Момент»), а советский был жидкий, как ацетон (на основе которого он и изготавливался). Поэтому неосторожным движением можно было опрокинуть пузырёк и весь клей вылить. А потом нигде нельзя было купить новый. Кстати, вот вспомнил - клей для пластмассовых моделей (как сейчас) нигде не продавался и если неэкономно потратил клей из комплекта (или случайно разлил), дальше можно было кусать локти и искать альтернативные пути. Благо советы «как сделать» помогали - клей можно было сделать, если в ацетон накидать стружку от плексиглаза и растворить её. Тоже ещё то занятия, но всё-таки.
Чтобы закончить тему моделей. Немецкие модели были авиационные или автомобильные (была такая серия старинных моделей, которые показывают в начале фильма «Трое в лодке» под песню «Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили»). Советские модели хотя в части авиации их ассортимент был очень небольшим, но были ещё модели кораблей и танков. Из моделей кораблей на мой взгляд самыми лучшими были - броненосец «Потёмкин» и крейсер «Аврора». Там всё было как надо, с обилием мелких деталей (к слову, о сложности), шлюпбалок, пушек и даже вертящимися главными орудиями. Ещё было несколько моделей кораблей времён Второй мировой, но они были очень мелкими и совершенно неинтересными.
Но номер первым в советских клеящихся моделей были конечно танки. Первую такую модель - танка Т-34 - я увидел у одного мальчишки ещё в детском саду. После чего мама вынужденно связалась с Дедом Морозом и утром 1 января под ёлкой я обнаружил модель танка! Ух ты! Правда то ли мама, то ли Дед Мороз в танках не разбирались и вместо Т-34 я получил КВ-85, но всё равно это было круто. И хотя мне не было ещё и 7 лет, а это была вообще первая модель для склеивания в моей жизни, в связи с чем я конечно не всё сделал как надо, поэтому не все катки крутились, но в целом процентов на 80 я этого монстра одолел. Вот это была вещь, доложу я вам, особенно на фоне остальных советских игрушек-милитари - резиновые гусеницы, крутящаяся башня, пушка, которая ходила вверх/вниз. И, кстати, в отличие от моделей самолётов, в танк можно было играть на полу или на улице. Правда разные пулёметы и антенны я разумеется отломал почти сразу же (к слову о хрупкости), но в целом годная была игрушка.
Потом были Т-34, КВ-152 и ИС-2. Причём в нескольких экземплярах. Вершиной коллекции стала модель для склейки танка Т-34 с дистанционным пультом управления (не радио-, разумеется, а на проводах). Но тут я уже не одолел. Как склеить я конечно уже знал хорошо, но вот в электронной начинке не разобрался. Так и не понял, каким образом всё должно было внутри корпуса монтироваться. Очень грустил по этому поводу.
Но в целом модели танков - это было наше всё. И много часов в своём детстве я провел за поклейкой танчиков. Правда было их всего четыре вида. Других даже советских не было, не то что там какие-нибудь T-IV (мой любимый танк, кстати, в рейтинге дизайна танков всех времён и народов). Но что-то мне подсказывает, что если бы киндерпром ГДР взялся за производство танчиков, то это тоже были бы модели высокого класса. Кстати, интересно, а в то время (1970-е года) внутри ГДР выпускались модели танков? И если выпускались, то каких марок были эти танки? Неужели «Тигров» и «Пантер» мастачили? Было бы забавно.
Ну и наконец к немецким железным дорогам Piko.
Разумеется не бывает детских игрушек «вообще», как не бывает товаров «вообще». Детские игрушки позиционируются по возрастным группам. Есть для совсем маленьких, есть для 5-7 лет, есть от 12 и старше и т.п. Железная дорога игра особая. В неё играют даже взрослые. В СССР конечно наверное только единицы взрослых людей таким могли заниматься, а на Западе коллекционирование железных дорог было делом для вполне взрослых людей.
Железные дороги были трёх стандартов, которые определялись по ширине колеи: 16 мм, 12 мм и 9 мм. 16-мм железные дороги и были коллекционными и под них затачивалась вся индустрия - весьма развитая на Западе - по производству моделей железных дорог. Было это связано в первую очередь с тем, что взрослый человек разумеется воспринимает мир в ином масштабе, чем ребёнок и более мелкие поезда и вагоны будут для него казаться чересчур миниатюрными.
В нише 16-мм выпускались как очень дорогие копии локомотивов и вагонов, так и достаточно бюджетные наборы для детей. Больше всего дополнительных прибамбасов продавалось именно для 16-мм дорог.
12-мм дорога была промежуточной ступенью. Она сочетала в себе изощрённость наборов 16-мм дороги, но одновременно по размерам подходила для детей и даже в обычной комнате советской квартиры можно было собрать весьма разветвлённую ж/д-сеть на основе 12-мм дорог и дополнительных деталей (в том числе дополнительных секторов самого ж/д/полотна, на основе которых и строилась дорога).
9-мм железные дороги находились в нише «товары для детей». Это были более упрощённые варианты, с не так правдоподобно сделанными деталями, как у моделей 16- и даже 12-мм. Эту дорогу можно было собрать даже на столе. В магазинах запчасти для 9-мм дорог были реже всего. Но в целом даже 9-мм локомотивы и вагоны от PIKO выглядели весьма реалистично (в чём можно убедиться по заглавной фото к статье).
В общем и целом что можно сказать про немецкие модели железных дорог? В СССР они занимали совершенно пустующую нишу. То есть если немецкие куклы или немецкие модели самолётов можно сравнивать с советскими аналогичными изделиями (и убеждаться каждый раз в том, что немецкие оказывались лучше во всех ста случаях из ста), то железные дороги сравнивать не с чем. В СССР не выпускали ни 16-, ни 12-, ни 9-мм модели железных дорог.
В плане игр были конечно игрушки в виде какого-нибудь убого паровозика с тремя вагончиками, для которых были и карикатурные рельсы. Для детей, который краше игрушки, выструганной топором из полена ничего не видели, такие паровозики наверное были самое то. Они уж точно не были хрупкими и их можно было даже в стену кидать - они всё равно не сломались бы.
Но это не были действующие модели железной дороги. Модель - это миниатюрная копия, которая сохраняет пропорцию и все детали. Вот именно это и делала PIKO - немецкие железные дороги были именно настоящими копиями, причём действующими. Поэтому они и вызывали такое восхищение не только у детей, но и взрослых. Раньше на праздники к нам часто приходили шумные компании и что характерно, все мужчины сперва шли в мою комнату (это когда мы уже жили в отдельной квартире) и какое-то время до застолья проводили, играя в мою железную дорогу. Вот насколько это было притягательно.
Цены на модели железных дорог были конечно не низкими. Самый дешёвый комплект 16-мм дороги, которой я видел, стоил 15 рублей. 9-мм что-то около 10 рублей. Но это самый-самый-самый нижний уровень. По советским меркам в качестве детской игрушки даже это было запредельной ценой для подавляющего числа людей. Мне первый набор 12-мм дороги был куплен, когда мне было лет 11-12 или около того. Набор из локомотива, трёх вагонов (две цистерны и один рефрижератор), набора рельс, с помощью которого на полу можно было собрать длинный овал и трансформатора для подключения, стоил 25 рублей. Это было конечно очень дорого для 70-х годов. Но оно того стоило. Это была игра так сказать на всё детство. Хотя и денежный пылесос изрядный.
Дело в том, что как я сказал, солью железных дорог PIKO был не сам набор как таковой, а то, что его можно было как угодно расширять, докупая дополнительные рельсы, стрелки, семафоры, вагончики, паровозики и т.д. и т.п. Также можно было докупать наборы склеивающихся домиков. Всё это было с соблюдением масштабов, очень красивое, упакованное в такие же нарядные и красивые коробки.
На фото: типовая коробка для модели склада к 12-мм железной дороге производства ГДР.
Разнообразие и вагонов, и домиков - просто неимоверное. Можно было купить и старинный паровоз, и современный локомотив, и домики фахверковой постройки всех возможных видов, и пакгаузы, и многоэтажные дома и вообще чего только не продавалось. Разумеется продавалось не всегда, но в течение года, если нудно ходить неделю за неделей в Дом игрушки, то за год много чего можно было купить. Особенно под Новый год. В общем - пиршество духа.
Цены были примерно такие: один сегмент рельс 12-мм стоил кажется 25 копеек. Одна коробка с простым домиком около рубля - самый дешёвый стоил копеек 90, а многоэтажный рубля 2 или больше. Вагончики тоже колебались где-то в районе 1-3 рубля, поезда подороже, механическая стрелка стоило копеек 50, электрическая около рубля. Ну и т.д. Само собой, цены на 16-мм модели были выше. Именно поэтому, кстати, 12-мм была выгоднее - разнообразие такое же, а цены пониже. В целом, если собрать минимально изощрённую железную дорогу (хотя бы с несколькими стрелками и парой составов и домиками), то наверное с учётом первичного комплекта это стоило бы рублей 100 минимум. Ну а максимальных границ это конечно не имело. Только отстёгивай тугрики.
Что до надёжности, то писать про низкую надёжность немецкой электротехники может только балабол, никогда с немецкой техникой не имевший дела. Немецкое качество и надёжность - высочайшего уровня. Чего я только со своей железной дорогой не делал! Я ведь попутно ещё играл в войну и понятное дело, по железной дороге надо было перебрасывать на фронт воинские контингенты. Но партизаны не дремали. И чего только партизаны не делали! И стреляли в проходящий поезд шариками из духовой трубки, и ставили на рельс «трамплин», чтобы эшелон сходил с рельса и падал, а самое эффективное средство - как выяснили партизаны - это положить обычную булавку поперёк рельса, то есть замкнуть электроцепь. Поезд останавливался, булавка накалялась до красна, базовый трансформатор перегревался и начинал мигать красной лампочкой. И что? При всём при том, всё работало как часы.
Недавно у старого друга детства был юбилей. У него на удивление сохранилась старая 12-мм железная дорога из советских времён (он её в конце 70-х купил). Так мы собрали и с удовольствием протестировали. Всё работает как надо. Почти полвека прошло, а она всё как новенькая. Так что надёжность высочайшая. Немцы, однако. Они по другому не умеют.
Зато вот с надёжностью советских электронных игрушек гораздо грустнее. Всё что имело в советских игрушках электрическую начинку, выходило из строя очень быстро. Был такой советский автомат с лампочкой на конце ствола и какой-то внутренней трясучкой. У меня было несколько таких - все почему-то ломались. Разумеется они отправлялись не на помойку (повторюсь - советские дети даже сломанных игрушек не выбрасывали), а в арсенал, но всё равно грустно. Если появлялась какая-нибудь штука типа инопланетной лабуды в виде странного вида транспортного средства, которое во время работы издавала непонятные звуки, мигало и ездило по сложной траектории, то такие чудеса тоже рано или поздно заканчивались. В том месте, куда надо было вставлять батарейки, провода к контактам почему-то обычно были припаяны довольно хлипко и достаточно легко отрывались. И что после этого делать ребёнку, который не умеет паять? Ну худо-бедно как-то приходилось прикручивать их, зачистив провод. В общем на самом деле ненадёжность советских игрушек на электричестве - это особая песня. Надёжными были только самые примитивные игрушки типа цельного крокодила из красного пластика. Даже пистоны для игрушечного пистолета были не вполне надёжны и в процессе стрельбы периодически «давали осечку».
Так что вот как-то так.
Ну ладно, надо закругляться, а то и так уже кучу букв накидал. А ведь нынешний читатель много букв чаще всего не любит. Но просто давно уже не писал на эти темы и отвёл душу, что называется.