Начало красоты

Oct 02, 2013 03:01



(здесь и далее фото с сайта Дрезденского музея гигиены, кроме особо оговорённого источника)

Есть масса исследований и работ о том, что такое красота, как человек воспринимает что есть красивое, а что уродливое. Но мне почему-то ни разу не попадалась на глаза работа о том, а когда собственно человек начинает воспринимать красоту.




Воспринимает ли красоту ребёнок? Пытаюсь вспомнить свои ощущения в детстве. Когда я стал воспринимать нечто как красивый объект самостоятельно, без дидактического поучения взрослых - «смотрите дети, как красиво»? И не могу вспомнить.



Например с раннего детства я увлёкся историей Наполеона и наполеоновских войн. Всё, что было связано с военной формой того периода вызывало у меня чувство эстетического удовлетворение, которое на первый взгляд можно принять как чувство понимания красивого. Но было ли это красивым в моих глазах на самом деле или просто эффект интереса провоцировал ощущение красивого?



(фото с сайта greatmilitarybattles.com)

В эту же пору я не могу припомнить, чтобы любовался закатом или восходом, или красными кронами клёнов осенью, или деталями домов, или… да мало ли ещё чем, что во взрослом возрасте вызывает ощущение красоты.



С другой стороны, для меня, как наверное и для любого ребёнка, однозначно красивыми были разные блестящие штуковины, бусинки, стеклянные шарики, да даже просто обрывок фантика от конфеты, уложенный под осколок стекла и присыпанный песком.

Конечно в детстве я чётко видел, что скажем иностранные игрушки - преимущественно игрушки производства ГДР - куда лучше, то есть в сущности красивее, чем советские игрушки. Но это всё шло просто через яркость красок этих игрушек и то, что они куда лучше воспроизводили детали реальных объектов, т.е. были «как настоящие». Скажем какая советская игрушка могла сравниться с моделями домов для немецкой дороги PICO? Да и с самой этой железной дорогой, «как настоящими» электровозами, пассажирскими вагонами, цистернами.



(Фото с сайта www.piko.de)

Когда как-то в детстве, с мамой, я попал в магазин «Лейпциг» (мы выстояли предварительно огромную очередь за право входа - только входа, даже не покупки), то я надолго залип перед огромным стендом с железной дорогой, стоящим в одном из залов (этот стенд показывают в одном из начальных эпизодов фильма «Вам и не снилось»).



(фото с сайта pastvu.com)

Наверное подсознательно я ощущал, что это красиво. Или может быть мне просто нравились миниатюрные «как настоящие» модели, завораживающе работающие и создающие иллюзию некой альтернативной реальности? То есть по сути в данном случае привлекало то, что привлекает ребёнка в сказке - воображаемый мир - а не красота как таковая.



Помню в 1973 году (мне тогда было 8 лет) в музее им. Пушкина проходила выставка сокровищ из гробницы Тутанхамона. Очереди туда стояли дикие. Но поскольку мы в то время жили недалеко - на Сивцевом Вражке - то однажды вечером всё же попали, поскольку ближе к закрытию в будни очередь уменьшалась. Мне конечно было интересно, но я не припомню, чтобы меня что-то поразило своей красотой, разве что погребальная золотая маска Тутанхамона. Но это и понятно - она вся сверкала.



Вообще ребёнок воспринимает красоту так же, как дикарь. Это наверное и есть базовая изначальная красота любого человека. Позднее, с развитием личности, у человек начинает усложняться и эстетическое восприятие. Впрочем, конечно не у всех - иначе откуда бы брался весь кич?



Есть мнение, что понимание красоты неразрывно связано с сексуальностью. И в этом смысле конечно ребёнок и не может испытывать эстетические переживания по отношению к миру, поскольку он не испытывает чувства сексуального влечения. Следовательно, с этой точки зрения понимание красоты наступает только после созревания ребёнка, взросления его.



Но тут тоже вопрос открытый. С одной стороны разумеется вся знаменитая западноевропейская живопись, греческая скульптура, да в конце-концов и архитектура как таковая (причём мировая в целом), в той или иной степени эксплуатирует человеческое тело и от этого никуда не уйти. С другой стороны - почему красоту, скажем, горных вершин под шапками снега, можно воспринимать лишь под влиянием сексуальности? Вообще какое одно имеет отношение к другому?



В детстве я не бывал в горах. Зато часто бывал на море. И всякий раз в первый день, устроившись на новом месте, я начинал настаивать, чтобы мы как можно быстрее пошли к морю. И помню это чувство восторга, когда море вдруг показывалось из-за какого-нибудь поворота. Это было что-то такое, вроде того, как высунуть голову из вагона поезда или окна автомобиля на полной скорости и задыхаться от бьющего в лёгкие воздушного потока.

Но опять же - было ли это восхищение красотой моря, или просто благоговение перед чем-то бескрайним и одновременно предвкушение скорой радости бултыхания в морской волне.



А может быть постижение красоты - это постижение гармонии. И начинается оно вовсе не с визуальных сцен, а с музыки. Например что касается музыки, то тут я помню, что те или иные музыкальные пристрастия появились у меня очень рано. Одна музыка мне нравилась, другая была безразлична, третья категорически вызывала только одно желание - чтобы она поскорее закончилась. Хотя может всё дело в том, что у меня с детства был развит слух и ещё в детском саду меня приняли в капеллу мальчиков под управлением Дмитрия Кабалевского?

Может быть тогда у того, у кого были большие художественные задатки, и восприятие визуальной красоты проявлялось ещё в детстве? Но ведь белые облака, бегущие по лазоревому небу, нравятся кажется любому с самого раннего детства? И кажется я вспомнил, когда по настоящему впервые ощутил что такое красота. Когда, прильнув к иллюминатору набравшего высоту самолёта, вдруг увидел под крылом бескрайнее поле оставшихся внизу облаков, а над ними - чистое глубокое синее небо до самого горизонта.



(фото с сайта rojaksite.com)

Мимоходом, Мысли вслух, Кунсткамера

Previous post Next post
Up