Leave a comment

germanych August 29 2009, 09:24:11 UTC
Про «Новый мир» я периодически говорю, что замечательным он не может быть по умолчанию, ибо суд над КПСС окончился пшиком, ибо до сих пор на Красной площади лежит Тело, до сих пор высотное здание на Смоленской украшает герб СССР… Если взять тех же большевиков, то придя к власти они тут же начали систематически уничтожать всё, что напоминало царскую Россию, а любое позитивное воспоминание о том времени тут же квалифицировали, как антисоветскую агитацию, за которую сажали в концлагерь или расстреливали. Но у нас сейчас иначе, у нас нынче коммунистические символы и памятники Истукану в каждом городе - это «наше историческое наследие». Вдруг все стали ужасно любить свою историю - историю не тронь! История должна быть на каждом углу. Это примерно как больному раком сделать операцию, но метастазы оставить - это ведь часть его биографии, метастазы не тронь! Ну и итог закономерен - метастазы дают о себе знать. Да, много что тут можно сказать…

Кстати, роман Ефремова «Час быка» тоже содержал в себе ряд намёков на СССР. Коммунист-романтик Ефремов, судя по всему, советскую реальность тоже не очень жаловал. Ещё помню одну фантастическую повесть, в которой действовали «равные» и «сверхравные» - автора не помню. Это вроде как была сатира на культурную революцию в Китае, однако очень уж много было параллелей с СССР. Да, цензура за всем уследить не могла, кое-что кое-как просачивалось в виде намёков и «фиги в кармане». Но этот язык нынешним уже не одолеть. Когда говоришь, что вот в таком-то месте содержится вот такая-то антисоветская реплика, молодежь не понимает - ибо современная молодёжь до унылости стала плоско-прямолинейной и язык умолчаний, намёков, метафор и переноса смысла в зависимости от контекста не понимает. В самом деле, разрушение зомбобашен без адекватной замены дало весьма специфический эффект.

А про «Гадких лебедей» не знал, спасибо. Очень интересно.

Reply

zapiens August 31 2009, 21:21:39 UTC
Ещё помню одну фантастическую повесть, в которой действовали «равные» и «сверхравные» - автора не помню.

Коллективный Разум не спит:
Андрей Аникин. Пятое путешествие Гулливера.

Интересно, знал ли покойный Андрей Владимирович про то, что все животные равны, но некоторые равнее?

Учитывая его биографию - ...окончил валютно-финансовый ф-т Моск. ин-та внешней торговли; д-р экономических наук, проф., зав. отделением Ин-та мировой экономики и междунар. отношений АН в Москве... - думаю, знал. Молодец! Из всего сборника фантастики то ли 79-го, то ли 82-го года, его повесть единственная запомнилась.

Reply

germanych August 31 2009, 21:27:12 UTC
Точно, Оно! Коллективному Разуму персональное спасибо. )

Reply

zapiens August 31 2009, 21:31:04 UTC
А неколлективный, похоже, тоже не спит, несмотря не Час Быка :) (GMT-3)

Reply

polenova September 7 2009, 00:12:34 UTC
Не мог не знать, Орвелл в самиздате очень широко ходил, я прочла в 78 или 79, а я еше в школе училась, мои родители гораздо раньше. А раз он учился в таком блатном месте, точно читал. У них был доступ не к слепым ксероксам, а к изданиям Ардиса. Таких шикарных, полных собраний антисоветской и запрещенной литературы, какие я видела в номенклатурных домах, я не видела нигде. Кстати, "84 год" мне дал почитать мальчик, который жил в одним доме с Сусловым, непростой был дом.

Reply

zapiens September 7 2009, 05:12:43 UTC
Читая это, можно понять (как понимаешь инопланетного хищника, наверное), почему так многие ностальгировали и до сих пор ностальгируют о Сталине и вообще о твердой руке. Нельзя и представить себе такое - Троцкий, Розанов, Замятин, что тогда еще шло за диссиденство - в домах номенклатуры - да и ни в чьих. А в 50-е (поздние) - уже да.

Reply

polenova September 7 2009, 09:17:01 UTC
Ну в 50-е меня на свете не было, я про поздние 70-е и ранние 80-е, то что сама видела. Троцкого, кстати, не читала, не попался. Орвелл, Зиновьев, Солженицин, Авторханов, Набоков, Войнович, Аксенов, Фрейд, Юнг - ой, всего не перечислишь. Самиздат в основном и читали. Только мы - с ксероксов или, позже, с компютерных распечаток, а номенклатура - книжки. Они же ездили и не боялись привозить, их не досматривали. Помню, по "Голосу Америки" читали "Гадких лебедей" Стругацких, и остановились на самом интересном месте. Я пришла в школу, сделала невинные глазки и спросила у учителя физики: "Алексей Юрьевич, у Вас случайно нет Стругацких, "Гадкие лебеди", Леша посмотрел на меня насмешливо и негромко сказал: "Лиля, а вы убеждены, что кроме Вас никто не слушает "Голос Америки"? Но книжку потом все-таки принес, ксерокс, конечно. В конце 70-х никто уже ничего не боялся.

Reply


Leave a comment

Up