Анат Баниэль - автор - клинический психолог. Она разработала собственную школу терапии для детей с проблемами и задержками развития. У нее 30-летний опыт работы, клиника в Калифорнии и сотни последователей-терапевтов. Сама она ученица Моше Фельденкрайза - человека в свое время создавшего практически новую школу физиотерапии.
“Наше единственное ограничение - это наша вера в то, что оно существует” - Моше Фельденкрайз
Часть 1, Глава 2: От “починки” к “контакту”
Ребенок рожден. Совершенство и чудо. Не зная деталей, и зачастую еще до его рождения, мы уже начали создавать свое видение его будущего. Он вырастет и будет жить полно, независимо, целостно, счастливо. Потом приходит шок. Что-то не так с моим ребенком! Иногда этот момент наступает внезапно, во время рождения или даже до того. Иногда осознание приходит постепенно. Диагноз и причина могут быть понятны, хотя бы медицински, или могут быть неясны. Когда осознание что “что-то не так” приходит полностью, оно может принести с собой сокрущающий страх, смятение, горе и зачастую чувство вины. Но больше всего этого - мощное желание сделать все возможное, чтобы помочь нашему ребенку. Мы хотим помочь ему вырасти “нормальным”, чтобы он мог ходить, говорить, чувствовать, жить независимой и стоящей того жизнью. И тогда мы спрашиваем себя - как нам этого добиться? как помочь ребенку преодолеть его ограничения?
Когда мы понимаем, что что-то не так, что бы это ни было, наш первый и естественный порыв это сосредоточиться на этой проблеме, на том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сделать, или на том что он делает НЕ ТАК, и тогда мы пытаемся остановить, переделать или другим способом преодолеть это. Мы хотим “решить проблему” и “починить” ребенка, чтобы он мог сидеть, говорить, читать, писать, общаться с другими.
Это желание починить и исправить жизненно важно и полезно. Иногда, стремление “починить” это правильный и нужный подход - например когда нужно сделать операцию чтобы закрыть дырочку в сердце, когда антибиотик убивает болезнетворную инфекцию, когда необходимо переливание крови. В то же время, нужно понять что желание починить это только один из многих подходов, и подход который имеет много ограничений и иногда может быть даже вредным. В этой книге будут описаны 9 принципов которые предназначены для того чтобы вывести нас за пределы “чинительного” метода, чтобы показать те возможности которыми детский мозг может создать решения, которые ему необходимы.
…
Наш ребенок это не машина и не холодильник, это не законченный продукт. дети живут, чувствуют, обретают опыт, растут и развиваются - ребенок это процесс. Процесс понимания, осознавания, создания способностей двигаться, думать, понимать, ощущать себя в мире. В центре этого процесса находится самый удивительный орган - мозг. Вне зависимости от особенностей и медицинских проблем, у ребенка есть мозг, который должен быть активно вовлечен в процесс создания новых связей и моделей чтобы преодолеть те ограничения и сложности, которые ребенок испытывает. Это то, собственно для чего мозг и предназначен. И это то, где находится наша надежда.
Чтобы полностью использовать удивительный потенциал мозга, нам нужно сдвинуть наше понимание подальше от метода “починки”. Чтобы действительно помочь, мы должны знать как сфокусировать наше внимание на том что мы можем сделать чтобы пробудить и усилить возможности детского мозга. Мы не одиноки в попытках помочь ребенку, наш самый важный помощник и партнер это сам ребенок.
...
Чтобы помочь “особенному” ребенку, нам нужно уйти от наших попыток заставить ребенка делать то чего он НЕ МОЖЕТ сделать. Мы должны более полно принять фундаментальную роль которую детский мозг играет в обучении и улучшении сосбтвенных умений. Мозг обладает уникальным умением понимать и создавать удачные решения проблем. Не важно как сильно мы хотим помочь, не важно насколько хорошо мы разбираемся в предмете, мы стопроцентно зависимы от мозга который должен самостоятельно измениться.
С помощью 9 принципов, мы преодолеем ограничения метода “починки” и поможем ребенку с теми скрытыми процессами которые формируют умения и особенно - умение учиться.
…
Наши 9 принципов это инструменты, которыми мозг ребенка (и вообще любой мозг) пользуется чтобы очнуться, суметь учиться, вырасти, развиться на всех уровнях. Эти принципы помогут нам создать нужную окружающую и внутреннюю среду для того, чтобы мозг мог делать то что он должен делать - вырасти, эволюционировать, создать уникальные решения и модели, необходимые этому, конкретному ребенку. Все что мы делаем - говорим, думаем, чувствуем - созданно из милионов случайных опытов и ощущений, которые мы копим с момента нашего зачатия. Вся наша деятельность возможна только потому что наши мозги организуют и систематизируют наш опыт в динамичные, меняющиеся модели нашей жизни.
-
9 принципов:
1. движение со вниманием.
2. Медленно
3. Разнообразие.
4. тонкие различия.
5. Энтузиазм.
6. Гибкие цели.
7. Включатель учения.
8. Воображение и мечты.
9. Осознание
перевод из блога -
http://danyasmom.wordpress.com/