Елена Макарова. В начале было детство . Вот как выглядит идеальный урок с детьми

Oct 28, 2012 17:27

Начало - дело ответственное. Как начнешь, так и пойдет. Начать нужно правильно: неверная нота, интонация - и... На мое приветствие дети сдержанно промолчали.

- Заказывайте, что вам слепить. - Бодряцкий тон, заигрываю, но куда деваться, разве что сбежать сразу.

А они смотрят во все глаза: не та... Прежде у них был другой педагог.

- Антилопу, - раздался голос.

- Антилопу? Именно антилопу? - переспрашиваю в надежде, что дети пощадят, закажут что-нибудь попроще.

- Антилопу, - подтверждают хором.

Как же она выглядит? Быстро бегает - длинноногая, кажется, с рогами, стройная («стройная, как антилопа»), животное типа «коза».

Повернувшись спиной к детям, спешно леплю антилопу. Пальцы вылепливают рога, выглаживают поджарый живот. Да, а хвост, какой у нее хвост? Глаза ясно какие - грустные, раскосые, большие. Вот, оказывается, как выглядит антилопа. Скачи, антилопа!

- Настоящая! - дети изумлены.

И я изумлена не меньше их, никогда не лепила антилопу, а вот приперли к стенке, и вышло.

- А где ее дети, антилопыши? - узнаю голос крохи с чубчиком.

- Антилопики, антилопята, антилопяточки, пяточки, следы...

Дети повскакали с мест, пытаются перекричать друг друга. Сопливый малыш раскраснелся, сжал ручонки в кулаки, барабанит по стене.

- Мальчик, вытри нос!

- Я не мальчик, а девочка Полина. Мне четыре года, но платка у меня нету, к сожалению.

С носом мы управились. Но как же лепить детенышей? Без рогов, как маленьких козлят. Чем они отличаются от козлят?

- Козел без хвоста, что человек без рогов!
- заявляет крупная, басовитая девочка. Ее зовут Уля Бернардир. - А вы знаете, если сделать одноглазого циклопа, сколько надо пластилина?

- Сколько?

- Больше пятиэтажного дома. А люди будут как горох.

- Тогда сколько пойдет на антилопыша? - спрашиваю.

- Два гороха, - отвечает не задумываясь.

- Тогда возьми два гороха (подаю ей пластилиновые катышки) и покажи.

- Нет, я не умею. Мы с учительницей антилопу не проходили.

- Я тоже не проходила. Но если не бояться, все получится.

- Хоть с закрытыми глазами? - спрашивает Полина. - Вот и закройте свои глаза, - велит она мне.

Остается повиноваться. Хотя я не говорила, что могу лепить с закрытыми глазами.

- И слепите море, - озадачивает меня Полина.

- Море легче нарисовать.

- Вы море нарисуйте, а волны слепите. Их надо в одну и другую сторону. Смотрите как.

Не успела глаза открыть, а в руках у Полины пластилиновая синусоида.

- Туда-сюда, - приговаривает, лепит волны, ставит их на дощечку, одну за другой, - теперь пароход. Сделаем блюдце, в него спичку, на спичку - бумажку...

Никакого порядка в моем уроке нет. Собиралась лепить с ними простейшие геометрические формы (вот, оказывается, что я собиралась делать!) по программе предшествующего педагога, а тут уже и волны, и пароход.
«Что если сделать волшебное царство антилопы, эта антилопа на самом деле заколдованная царевна. На корабле подплывает к берегу царевич...» - Бормочу как бы для себя, проговариваю сюжет, но Полина меня слышит и продолжает:

- ...У царевича есть расколдовка. Он ее к спине царевны приложит, как пластырь, и она превратится... Вот вам пластырь.

Полина протягивает мне лепешку.

Куда ее прилепить? Разве что себе на спину. Расколдуюсь и перестану быть учительницей, стану просто человеком, и тогда буду играть с детьми вовсю. Нет, какой из меня педагог, за такое дело нельзя было браться! Но дети не дают мне продыху. И правильно, нечего рефлектировать. Мне же хорошо здесь, так хорошо, как бывало только в детстве. Вряд ли одним уроком я так уж им наврежу.

- А вот вам корона, - спешит ко мне мальчик, ростом еще меньше Полины.

- Это лепешка, пластырь, а корона должна быть с зубчиками, - говорю и вижу в коробке из-под пластилина прекрасную стеку с зубцами. - Если провести ею по лепешке...

Мальчик с ходу подхватывает мою идею. Бежит на свое место, находит такую же стеку, и все дети в полном упоении производят короны. Десять корон, а царевна одна. Или пока ни одной. До конца урока - 10 минут. За это время дети не успеют слепить царевну. Значит, это должна сделать я. Ведь стоит прикоснуться расколдовкой к антилопе, и она тотчас на наших глазах превращается в царевну. Таков уговор.

- От волшебства все получается, - шепчет мальчик, приставляя корону ко лбу.

Это он уже царевич, гордый и неприступный.

Царевна готова. Прячу ее в рукав. Благо, он широкий. Хватит места и для антилопы. Ведь их надо быстро поменять местами.

Выстраивается очередь с расколдовками и коронами. Момент ответственный. Пожалуй, пока надо задействовать расколдовки, а с коронами - другая игра. На одну голову десять не надеть. Пусть гонцы по всему свету ищут царевну. У каждого гонца в руках - по короне. Всем в мире перемеряли, никому не подходит. И пересекли они бурное море...

- Когда будем превращать? - грозно спрашивает Уля.

У нее корона огромная, а царевна щупленькая, слеплена наскоро.

Операция расколдовки прошла удачно. Теперь антилопа у меня в рукаве, а царевна восседает на троне - Полина его успела вылепить.

- А корону мерить?

Я выкладываю детям непростую историю с примеркой короны. Им все ясно, кроме одного - где гонцы?

- Они в пластилине. Их замуровали туда враги. Сказали: не привезете царевну, не освободим вас из пластилиновой тюрьмы. Слышите, как гонцы плачут: «Освободите нас, дети, освободите!»

- А как? Я не умею освобождать, - смущается Уля.

Да, это я дала маху. Придется освобождать гонцов. Но кто сказал, что гонцы должны быть похожими на людей точка в точку? Сделаю просто: отщипну с обеих сторон брикета руки-ноги, а голову вытяну сверху.

- Человек безглазый, - замечают дети.

- И безротый.

- И безмозгий.

- Мозги как ты слепишь? Их не видно. Лучше без мозгов.

- Без мозгов они не найдут. Я так лепить не буду. Лучше сама пойду со своей короной и найду, - Уля решительно направляется со своей короной к царевне.

Общество протестует: это игра против правил. Я не останавливаю Улю. Все равно ее корона царевне не подойдет. Разве что в качестве юбки. Вот пусть девочка сама в этом и убедится.

Расчет оказался верным. Уля пошла «уменьшать» корону. Гонцы готовы, стоят с коронами наперевес.

- Гонцы, скачите к антилопе во весь дух! - командую я.

- На чем? - Полина смотрит на меня круглыми глазами.

Ненавижу время, готова сразиться с ним врукопашную. Почему сейчас мы должны расстаться на самом интересном? Потому что придет следующая группа. А почему она должна прийти и все нам нарушить? Потому что существует расписание. А тогда вот что:

- Гонцы, слезайте с коней, видите - река, идите вброд. Коней оставьте на берегу.

- А кони не замурованы? Их спасать не надо?

- Нет, они на свободе, - показываю за окно, - пасутся.

Дети приникают носами к стеклу, ищут коней. И в сумерках всем мерещатся кони, и берег реки, и трава, хотя стоит зима, и ничего этого нет и в помине.

Я почти уложилась в урочное время. Все короны подошли. Мы водрузили их одну на другую и венчали царевну на царство разноцветной башней.

- Царевича нету, - опять заметила Полина.

- Он ждет в царстве, он заболел уже от ожидания. - Это Уля пришла мне на помощь.

Такая версия всех устроила.

- А мы всегда будем играть? - спросил самый маленький, с чубчиком.

-Всегда, - ответила я не раздумывая. Так оно и вышло.

детское, Образование, мама-бум!, восторг, способ БЫТЬ с детьми, ИЗУЧЕНИЕ, ДЕТИ. Инструкция, ТВОРЧЕСТВО

Previous post Next post
Up