Мы уже рассказывали вам, что такое запинки и как правильно относиться к этому явлению (см. Развитие речи у ребенка третьего года жизни). При появлении стойких, непроходящих запинок обязательно обратитесь к врачу-невропатологу и к логопеду. Вовремя начатая и грамотно проведенная силами этих специалистов коррекция поможет преодолеть проблемы. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной для ребенка нагрузкой, принудительным (и несообразующимся с возможностями малыша) обучением, например, чтению. Один из таких случаев, наиболее характерный, мы сейчас приведем.
Милая, интеллигентная бабушка привела к логопеду пятилетнего внука "по поводу нарушения слуха на звуки". В ходе обследования выяснилось, что у мальчика уже несколько месяцев наблюдаются запинки, что он говорит слишком быстро и не очень понятно для окружающих. Кроме того, переспрашивает. Оказалось, что бабушка уже несколько месяцев настойчиво пытается научить внука читать, а он не делает больших успехов, более того, приходится заставлять заниматься. При всем этом бабушка неоднократно подчеркивает, что внуку "со мной лучше всего, он так мне и говорит, что нигде ему не интересно, не хорошо, только с бабушкой". Закончила бабушка просьбой написать справку, что "ему не рекомендуется ходить в детский сад, как хотят родители". Да еще и "р" ребенок не выговаривает, ходили к логопеду, оказалось, "у него повышен рвотный рефлекс, и упражнения выполнять он не может". Мальчишечка был совершенно замечательный, умненький, веселый, искренний. И со всеми признаками начинающегося заикания.
Конечно, просим бабушку прекратить пока обучать ребенка чтению. Тем более, что он ходит в центр, занимается математикой, музыкой. Спрашиваем, много ли ребенок бывает на свежем воздухе. Оказывается, нет, на прогулки времени хватает не всегда, но дома много игрушек, книг и вообще все стараются развивать его, как могут... Основной аргумент, выдвигаемый, родителями в таких случаях: "Как же не учить, ведь ни в одну школу приличную не возьмут!" Во-первых, при наличии заикания тоже возможны проблемы с поступлением. Во-вторых, что значит "приличная школа"? А самое главное - нельзя принуждать ребенка. Ведь если занятие ему в тягость, много ли будет толку, будет ли вообще результат?
Разумнее сделать паузу, а потом попробовать заниматься иначе. Помните, что ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Мудрые слова "учить, играя" не теряют своей актуальности. Мы порекомендуем вам игру, которая поможет ребенку легче запомнить буквы. Сделать такую игру можно самим, это не требует больших усилий. Нарежьте карточки из плотной бумаги, разделите их на глаз пополам неровной зигзагообразной линией, как в пазлах. На одной половинке нарисуйте (или наклейте) картинку, на другой половинке напишите букву. Например, буква "В" и ведро.
Затем разрежьте картинки пополам по линии разделения и потихоньку складывайте вместе с ребенком, картинку с буквой. Это может быть: арбуз, барабан, варежки, груша, домик, ель, еж, жук, заяц, иголка, кораблик, лампа, морковка, ножик, очки, пушка, рыба, стол, танк, удочка, фартук, хомяк, цапля, чашка, щетка, экскаватор, юбка, яблоко. По такому же принципу можно знакомить ребенка с цифрами: на одной части пазлов будут картинки с определенным числом предметов, а на другой - цифра, обозначающая их число. Лучше, если такие картинки не будут цветными, по крайней мере, на первом этапе, но будут четкими, легко узнаваемыми, и в то же время не привлекающими особого внимания к расцветке. Например, буква "Д" связана не только с этим определенным домиком, а со словом "дом" вообще. Желательно, чтобы процесс подготовки к освоению грамоты проводился (или хотя бы контролировался) педагогом.
Для исправления дефектов звукопроизношения самое время посетить логопедический кабинет. Как уже говорилось, некоторые несовершенства в звукопроизношении ребенка еще могут сохраняться и на шестом году. Особенно часто встречаются проблемы с такми звуками, как "с", "ш", "з", "ж", их иногда смешивают, то же может происходить со звуками "ц", "ч", "щ". Исходя из опыта прошлых занятий, вы сможете подобрать нужные задания (см. Развитие речи у ребенка пятого года жизни). У вас, конечно, сохранились все использованные картинки, и теперь без особого труда можно подобрать такие, названия которых содержат, например, и "с", и "ц": сабля и цапля. Не стесняйтесь предоставить ребенку образец для повторения: четко, не торопясь произнесите нужное слово. Ни в коем случае не торопите малыша, давайте время подготовиться к ответу. Ну, а если вышла ошибочка, ругать, конечно, не надо. Лучше дать возможность ребенку разобраться в задании. Приготовьте побольше картинок, игрушек по нужной теме.
Постараемся помочь вам с материалом для этой работы. Прежде всего, нам понадобятся загадки. В отгадках у нас будут нужные звуки. Вы попросите малыша отгадывать, а также называть, какой из двух звуков есть в отгадке.
"с" - "ш"
Лежит - молчит,
подойдешь - заворчит.
(Собака)
Ручкам в норках тех темно,
Но зато тепло - тепло.
(Варежки)
Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам,
Да во вред зубам.
(Сахар)
В воде родится,
а воды боится.
(Соль)
Сто одежек,
А все без застежек.
(Капуста)
Вся мохнатенька,
четыре лапки,
сама усатенька,
два яхонта под шапкой.
(Кошка)
Что вверх корнем растет?
(Сосулька)
Стоят в поле сестрички -
желтые глазки, белые реснички.
(Ромашки)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет -
Каждый след его поймет.
(Карандаш)
Сами не едим, а людей кормим.
(Ложки)
"з" - "ж"
Извивается орнамент
Не серди его - ужалит.
(Змея)
Видим попрыгунчика,
Слышим стрекотунчика.
(Кузнечик)
Два кольца, два конца,
А посередине - гвоздик.
(Ножницы)
С неба - звездой,
На ладошку - водой.
(Снежинка)
Без рук, без топоренка
построена избенка.
(Гнездо)
Под липами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ежик)
Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног без копыт,
летит - воет,
сядет - землю роет.
(Жук)
В красной пещере
белые звери.
(Зубы)
Черненькая собачка
свернувшись лежит.
Не лает, не кусает,
а в дом не пускает.
(Замок)
"с" - "ц"
По горам, по долам
ходит шуба да кафтан.
(Овца)
Одну меня не едят,
а без меня редко едят.
(Соль)
Бел как снег,
в чести у всех.
В рот попал,
там и пропал.
(Сахар)
Ни окон, ни дверей, -
полна горница людей.
(Огурец)
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото.
(Яйцо)
Белое одеяло
всю землю укрывало.
Солнышко припекло,
одеяло потекло.
(Снег)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг - прыг,
По снежочку тык - тык.
(Заяц)
Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит.
(Стол)
Два братца спереди бегут,
да два братца их догоняют.
(Колеса)
Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
а достать не могут.
(Месяц)
"ц" - "ч"
Вспорхнул цветок и улетел.
Цветок сорвать я не успел.
(Бабочка)
Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)
Его пинают, а он не плачет.
Его бросают - назад скачет!
(Мяч)
Из горячего колодца
через нос водица льется.
(Чайник)
Черный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг.
(Грач)
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держалися.
(Очки)
За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
(Месяц)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
"щ" - "ч"
Пять мальчиков, пять амбарчиков,
Каждому мальчику -
По амбарчику.
(Перчатка)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
(Спички)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек.
(Одуванчик)
В супе густо
Наварена капуста. (Щи)
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.
(Ящерица)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Без рук, без ног,
на брюхе ползет.
(Червяк)
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.
(Мяч)
"л" - "р"
Брат с братом через дорожку живут,
а друг друга не видят.
(Глаза)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Пушиста вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)
Без рук, без ног,
а рисовать умеет.
(Мороз)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она -
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка)
Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но он их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
В сосне дупло,
В дупле тепло.
Кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка)
Вы, наверное, сразу же обратили внимание, что ребенок часто смешивает так называемые близкие звуки. Конечно, исправление нарушений звукопроизношения дело специалиста-логопеда, но без вашей помощи процесс коррекции затянется на долгое время. Поэтому, если ребенок посещает логопедические занятия, находите свободную минутку для закрепления материала и выполнения домашнего задания. Ваш интерес к успехам вашего малыша - важное средство достижения положительного результата. Используйте любой речевой материал: чистоговорки, потешки, стихи. Например, те, что представлены ниже.
"с" - "ш"
Шла Саша по шоссе,
Несла сушки на шесте.
Шишки спали на сосне,
Сушки снились им во сне.
Шесть мышат
В камыши спешат.
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(А. Барто)
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки.
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
(Е. Александрова)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
(С. Маршак)
Мы на солнышке сидим,
Сладкий шоколад едим.
Саша сварит Даше
Горшок сладкой каши.
"з" - "ж"
У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
(В. Шварц)
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной,
Хорошо в лесу зимой...
( А. Введенский)
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
(Е. Авдиенко)
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
( А. Барто)
Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее
Братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму ее
И склею.
(Б. Заходер)
"с" - "ц"
Иволга запела,
Заиграла звонко,
И цветок несмело
Встал из травки тонкой.
Льется над лугами
Песенка с рассвета,
Синими цветами
Родина одета.
(М. Вайнилайтис)
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
"Ха-ха-ха! Ха-ха-ха.
Как нам жалко петуха!"
Тридцать три родных
сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Б. Заходер)
Самокат сломался мой,
Я принес его домой.
Жалко расставаться -
Не на чем кататься...
(Г. Ладонщиков)
Всколыхнула ветку
Птица -
И по листьям
Свет струится.
(О. Дриз)
Однажды на концерте
Сидели сорванцы,
Со свистом и со смаком
Сосали леденцы.
(Б. Заходер)
Красива эта птица -
Сверкает и искрится,
Вся из тонкого стекла -
Крылья пестры, грудь бела.
(И. Лямин)
Слышал я, будто стащила синица
В небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку
Синими стали крылья и спинка.
(Е. Измайлов)
"ц" - "ч"
Добрый доктор Айболит.
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(К. Чуковский)
Итоги:
Итак, к шести годам ваш ребенок:
- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.
Автор: Анна Герасимова
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010406.shtml