Саммерхилл - почти вековая оппозиции традиционной школе

Jul 14, 2012 14:42

Саммерхилл - просто добавь воды свободы!
Образовательный эксперимент, затянувшийся на почти сотню лет и рушащий наши представления о том, каким должно быть образование в школе. Вот таким оно могло бы быть - доверяй мы своим детям и себе =)
От себя мне сказать больше нечего - поэтому немного ссылок

Есть прекрасный 4-серийный британский фильм о школе - так и называется Саммерхилл - Summerhill (2008) на IMDB.
Есть на торрентах, и в системах онлайн-просмотра

Материал о школе и краткие заветы ее нынешнего директора - Зоуи Нилл - дочери отца-основателя Саммерхилла - Александра Нилла на сайте журнала Домашний ребенок



Хороший историйско-педагогический ракурс - http://www.shkola3000.ru/NEW_Shkola-Sammerhill--sistema-svobodnogo-vospitanija.html



Александр Сазерленд Нилл родился в Шотландии в 1883 г. в семье учителей начальной школы. Атмосфера в его семье была строгой и авторитарной. Его отец был властным и жестким человеком, который прибегал к телесным наказаниям, вроде порки розгами. Александр не уделял большого внимания учебе, и на самом деле тратил много времени на игры и любил мечтать. Глядя на неудовлетворительные результаты воспитания, отец решил, что его сын тоже должен стать учителем начальной школы. «Этот парень - катастрофа», - говорил он о своем сыне. «Он должен стать учителем», - считала мать.

Александр Нилл со своими учениками в СаммерхиллеПосле окончания курса английской литературы в Эдинбургском университете, Нилл в течение нескольких лет преподавал в государственных школах. В 1921 г. вместе с учительницей танцев Кристиной Бэр, он создал в Дрездене, в Германии, международную школу. В 1923 г. школа переехала в Зоннтагберг в Австрии, но была почти сразу же закрыта за нетрадиционные методы обучения, которые вызывали недовольство местных властей.

В 1924 г. Александр Нилл и Лилиан Нойстаттер, его первая жена, перевели школу в Англию, основав в Лайм Риджес, на берегу Ла-Манша, интернат Саммерхилл (название школы переводится как «Летний холм», поскольку здание школы находилось на холме). Позднее школа снова переехала - на этот раз в Лейстон, графство Саффолк.

После смерти Лилиан Нилл женился на Эне Вуд, от этого брака родилась их дочь Зоя, которая в настоящее время руководит школой. И Лилиан Нойстаттер, и Эна Вуд, которая руководила школой некоторое время после смерти Нилла вплоть до 1985 г., а также Кристина Бэр, Мэри Артнер и Инге Фёсталь внесли большой вклад в этот образовательный проект.

Самерхилл выделяется среди других подобных школ, боровшихся за свободные методы образования, именно продолжительностью своего опыта. И если опыт Саммерхилла не был основан напрямую не анархических принципах, он тем не менее вобрал в себя основные теоретические положения анархической философии с учетом психолого-педагогических исследований. На самом деле работа Александра Нилла вдохновлялась «отцами» современной педагогики и психологии. Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Гомер Лэйн и Вильгельм Райх повлияли на исследования Нилла, обогатив его анализ революционными теориями, которые контрастируют с традиционными и авторитарными канонами образования.

Стремление к счастью и свободе

Саммерхилл стремится к формированию нового типа педагогики на основе синтеза экспериментов в области свободного образования и новых методов в педагогике, основанных на человеческом стремлении к свободе и счастью.

Дети обычно приходят в школу Саммерхилл в возрасте пяти лет, но нередки случаи, когда они попадают туда после того, как уже провели несколько лет в государственных или религиозных образовательных учреждениях. Как правило, пребывание в Саммерхилле длится до шестнадцати лет. Школа принимает девочек и мальчиков, в том числе из зарубежных стран. Максимальное количество учеников в школе - 45 человек.

Они делятся на три группы в зависимости от возраста: от пяти до семи лет, от семи до одиннадцати и от одиннадцати до шестнадцати.

Саммерхилл сегодня Дети живут в интернате в разных комнатах с учетом возраста и пола, у каждой группы есть один классный учитель. Ученики младшей и средней групп живут в каменном здании, а мальчики и девочки постарше живут в небольших деревянных домиках. У некоторых есть индивидуальые комнаты, но большинство детей живет совместно с другими в комнатах на три-четыре человека. Учителя не устраивают проверок в комнатах и там царит полная свобода.

Идея, лежащая в основе школы Саммерхилл, состоит не в том, чтобы «адаптировать ребенка к школе», а в том, чтобы «адаптировать школу к ребенку». Саммерхилл стремится создать место, где девочки и мальчики свободны, где они могут быть собой, а для этого необходимо отказаться от какой бы то ни было дисциплины, нравственного воспитания и религиозного образования. Нилл верил во врожденную доброту детей. Эта идея никогда не покидала его, так что стала почти формой веры.

Занятия в Саммерхилле являются необязательными, расписание существует только для учителей, все происходит в свободной атмосфере, где нет ничего авторитарного. Очень легко можно заметить разницу в поведении детей: те, кто всегда учился в Саммерхилле, проявляют интерес к обучению, поскольку оно является добровольным, а те, кто прибыл туда после более или менее продолжительного обучения в государственных или религиозных школах, где присутствие на уроках является обязательным, поначалу демонстрируют отвращение к учебе и школе.

Школьных экзаменов не существует, но если ученик решает, что хочет готовиться к экзаменам в университете, преподавательский состав школы помогает ему в этом. Из-за того, что студенты сами хотят учиться, они готовятся к экзаменам быстрее и с большим интересом, потому что это их собственное решение.

Общее собрание в Саммерхилле На общем собрании, которое проходит по субботам, установливаются или отменяются школьные правила, решение принимается на основе демократического голосования, все ученики и учителя имеют равные по значимости голоса.

Саммерхилл является школой свободы, где «здравый смысл» не теряется, в частности в целях защиты здоровья юношей и девушек, но основные правила обсуждаются и принимаются всеобщим голосованием. Результатом деятельности школы является то, что дети вырастают счастливыми, цель школы не состоит в реформировании общества в целом, потому что неизбежно приходится соглашаться на компромиссы, которых требует общество. Нилл писал «я не тот человек, кто активно стремится проповедовать изменение общества: я могу лишь попытаться убедить общество в том, что необходимо избавиться от ненависти, карательных методов, мистики».

материал взят с http://bakunista.nadir.org/index.php?Itemid=41&id=249&option=com_content&task=view#.T__NsFLLr3Q

Подробнее о школе Саммерхилл можно прочесть на ее сайте: http://www.summerhillschool.co.uk /

посмотреть, способ БЫТЬ с детьми, Образование, восторг, про кино

Previous post Next post
Up