о институте тулку и Бакуле Римпоче

Mar 27, 2011 12:43

В марте 2008 года Далай-лама XIV принял окончательное решение о признании нового перерождения Бакулы Римпоче - мальчика из Ладака, родившегося в 2005 году. 12 августа прошлого года в монастыре Спитук Ладаке на севере Индии прошла его интронизация. Важность этого события для всего буддийского мира определяется уникальными методами наследования духовной и светской власти в буддизме Ваджраяны.

В тибетском буддизме с XIII века начал формироваться новый способ передачи власти через обнаружение нового перерождения великого ламы - тулку. Тулку (по-тибетски - «тело воплощения») считаются бодхисаттвами - достигшими состояния Будды, но давшими обет оставаться и помогать живым существам в этом мире, сансаре - бесконечном круге страданий. Бодхисаттва сам выбирает условия своего воплощения в мире - место, время и конкретную семью. Считается, что тулку обычно обладают особыми знаниями и способностями, которые необходимо только развивать: ясностью ума, способностью к обучению, феноменальной памятью текстов и готовностью проявлять сострадание.

Этот подход не был связан с буддизмом в Индии и был местным тибетским нововведением, необходимым для легитимизации нового статуса - главы школы.




Первым признанным тулку - «перерожденцем», воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары в человеческом облике - стал Карма Пакши (1206-1283) - второй Кармапа. Он являлся «перерожденцем» основателя школы карма-кагью первого Кармапы Дуйсум Кхьенпо (1110-1193).

Первый Кармапа Дуйсум Кхьенпо оставил письменное свидетельство, в котором описывал появление следующего Кармапы и давал точную инструкцию как искать человеческое воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары. Традиционно поиск и определение нового Кармапы велись четырьмя ближайшими сподвижниками ушедшего главы школы карма-кагью. Обнаруженный «перерожденец» привозился в монастырь Цурпху, построенный первым Кармапой Дуйсум Кхьенпо. Этот монастырь считается личным монастырем Кармапы, и каждый тулку, новое перерождение главы школы, жил там, получая традиционное монастырское образование. Участники поисков становились регентами до окончания полного курса обучения и обретения всей полноты статуса. Глава школы всегда возглавляет монастырь и является владельцем земельных угодий и всей монастырской собственности. Впоследствии каждый Кармапа оставлял завещание, точно указывающее признаки обнаружения следующего тулку.

Окончательная интерпретация концепции тулку-«перерожденцев» оформилась в XIV веке, очевидно, разработанная третьим кармапой Ранчунг Дордже (1284-1338). Принятие статуса главы школы не зависит от социального происхождения родителей или их принадлежности к иной традиции. «Перерожденец» не всегда рождается в аристократической семье, он может быть обнаружен среди последователей других школ, у него могут не проявляться особые мистические способности - его индивидуальные качества не имеют первостепенного значения для его статуса. В то же время каждый тулку получает право собственности на все земельные территории и собственность монастырей. Принятие монашеских обетов желательно. Признание тулку-«перерожденцев» как законных наследников власти и земельной собственности в качестве главы школы создало новую вертикаль продвижения по социальной лестнице.

С XV века реинкарнации великих лам начали обнаруживать в школе гелуг, основанной Цзонхавой (1357-1419). В XVIII веке это был уже официальный институт легитимизации власти в духовных вопросах, организационном управлении и наследовании монастырского имущества, как в отдельных монастырях, где следовали практике целибата, так и в государствах Гималаев.

Поиск и признание «перерожденцев» происходит до трехлетнего возраста. До достижения этого возраста маленькие тулку могут хорошо помнить свою прошлую жизнь в деталях, которые однозначно связываются с личностью предыдущего воплощения великого ламы. После трех лет подробная информация утрачивается, хотя и не исчезает совсем. Например, многие тулку могут воспроизводить тексты духовных практик, как считается, изученные в прошлых жизнях.

Для опознания нового перерождения используются различные виды гадательных практик, «ясные» сны, узнавание вещей предыдущего воплощения великого ламы среди похожих, но чужих, «вспоминание» деталей прошлой жизни или значимых людей, и окончательный вердикт лам, считающихся достигшими ясности ума.

Об архате Бакуле есть легенда, что он стал отшельником после смерти своих родителей, занимаясь медитацией. Он питался корешками и плодами, спал на листьях и делал одежду из дерева бакула, по имени которого его стали называть. Встреча с Буддой Шакьямуни пробудила в нем огромную веру и, продолжив практику, он достиг освобождения и стал архатом.



Предыдущий Кушок Бакула Римпоче - Лобсанг Тубстан Чогнор родился в 1917 году и принадлежал к королевской семье Ладака. Принц был признан воплощением архата Бакулы, одного из 16 «Великих Архатов», достигших этого состояния при жизни Будды, и взявших обет не уходить в нирвану, а помогать другим. Архат на санскрите - победитель врагов: омрачений ума и неблагих деяний.

Кушок Бакула Римпоче сначала учился в Ладаке, потом в течение 14 лет получал традиционное монастырское образование в Тибете, несколько лет занимался йогическими практиками в затворничестве, очень активно участвовал в общественной деятельности, улаживая конфликты между Пакистаном и Индией, работал в правительстве Индии и сотрудничал с Его Святейшеством Далай-ламой.

Римпоче говорил в своих интервью, что очень хотел посетить Россию. Он был единственным высоким тибетским ламой, который мог посещать СССР и Монголию, поддержав возрождение буддизма. В 1968 году Кушог Бакула Римпоче приехал в Россию и стал наставником для российских буддистов, готовя все последующие визиты Его Святейшества Далай-ламы в советский период. Он стал учителем для многих: ездил и давал учения в Бурятию, Монголию, Калмыкию. В 1989 году Римпоче провел первую службу в Петербургском буддийском храме.

С 1990 по 2000 года он был государственным послом Индии в Монголии, в том числе работая над открытием буддийского университета в Улан-Баторе. До последнего дня Римпоче, несмотря на болезни, занимался общественными делами.

Кушок Бакула Римпоче ушел из жизни 3 ноября 2003 года.

Новое перерождение Кушог Бакула Римпоче могло быть обнаружено у монголов и ладакцев. Поиски начались по истечении 49 дней после ухода предыдущего воплощения Римпоче и могли продолжаться в течение нескольких лет. Было установлено, что Кушог Бакула переродится в Ладаке - окончательное решение о признании нового перерождения принял Его Святейшество Далай-лама XIV в марте 2008 года.

Специальная комиссия из монастыря Спитук, личного монастыря Кушога Бакулы, куда также вошли племянник и прежний секретарь Римпоче, собрала сведения обо всех родившихся детях за этот период, об их родителях и событиях, связанных с их рождением. Было выбрано несколько кандидатов, которые прошли традиционные «проверки» с предметами предыдущего Римпоче. Его Святейшество Далай-лама XIV признал перерождением Кушога Бакула Римпоче родившегося в ноябре 2005 года Тубстана Наванга Норбу, который жил вместе с родителями в небольшой деревне в долине Нубра в Ладаке. Сейчас юному Римпоче идет шестой год.

Тубстан Наванг Норбу как перерождение прошлого Кушога Бакулы 12 августа был «возведен на трон» в монастыре Спитук школы гелуг. После этого маленький Кушог Бакула Римпоче отправился на обучение в Карнатаку в монастырь школы гелуг.

http://religo.ru/journal/11763

buddhism, pic, karmapa, india-me!, hh dalai lama

Previous post Next post
Up