о мифологической неоднозначности: Равана

Feb 09, 2011 00:15

прекрасный пост в дни нашего "Великого Лежания" вынесла нам френдлента. Мы как раз сегодня с Алинкой смотрели мультик Рамаяна и я очень кстати прочла сегодня это интересную зарисовку-размышление. Для меня, если честно, это было удивительно, потому что я сама в духе нашего про-христианского воспитания все таки склонны четко раскладывать на "плохо-хорошо", на богов и демонов, хороших и плохих.... и это отличный повод задуматься и получить еще один повод найти механизм не вести свое восприятие по таким путям.

вообще почитайте все кто интересуется или просто прочитал Рамаяну или хотя бы слышал о ней) (интересно среди меня читающий есть те, кто не слышал??)

Шри Ланкапати Равана ки?



Недавно прочитал статью в Hindustan Times, где говорилось о том, что некоторые члены школы Валмики Самадж поклоняются Раване (демоническому царю Шри Ланки, похитившему супругу Шри Рамы Ситу и впоследствие убитому Самим Рамой). Также они отказываются посещать Равана-дахан (сожжение чучела Раваны на праздник Душера). Хотя большинство индусов считают Равану демоном, храмы, посвящённые ему можно найти по всей Индии: например, в Канпуре Равана Мандир был построен аж в 1868 году. Священник храма, Хариом Тивари, рассказывает: "В ведические времена Равана считался очень мудрым человеком, несмотря на его очевидные недостатки". Политически культ Раваны легко объясним: он был дравидским царём, противостоявшим арийской экспансии на юг Индии (во главе с Шри Рамой), и современные дравиды (тамилы, телугу и прочие), которые считают, что их цивилизация была угнетена арийцами (что, во многом, справедливо), видят в нём защитника собственной культуры. Однако, каковы историко-мифологические предпосылки данного культа?

На самом деле образ Раваны весьма сложен и неоднозначен. Он не был глупым и бессмысленно жестоким негодяем, каким предстаёт перед нами в кино, мультфильмах и деревенских рамлилах. 1 глава 7-ой песни "Бхагавата Пураны" рассказывает нам о том, что Равана и Кумбхакарна - это никто иные, как привратники царства Вишну, Джая и Виджая, которые были вынуждены родиться как враги Бога ввиду проклятия братьев Кумаров (эту же историю ретранслирует и Госвами Тулсидас в своей "Шри Рамачаритманасе", добавляя, что именно спасение Cвоего любимого слуги, ставшего Раваной, и стало подлинной целью прихода Шри Рамы: "Убив его в сражении, Шри Рама даровал ему высшее совершенство. Такова была цель прихода Господа в эту эпоху" (Бала-Канда, 123 ч.1-2)).

С генеалогической точки зрения Равана - брахман и внук риши (мудреца) Пуластьи, одного из прародителей человечества. Его благородное происхождение подчёркивается в течение всей саги о приключениях Ситы и Рамы, причём после убийства Раваны (пусть и справедливого, но убийства брахмана, брахма-хатьи) Рама и Лакшман вынуждены совершать очистительные обряды (сначала в Рамешвараме, а затем в Гималаях). Каковы же личные качества Раваны? Так ли уж они демоничны? Во-первых, Равана - вовсе не атеист, как думают многие. Он - великий преданный Бога Шивы, автор знаменитой "Шива Тандава Стотры". По одной из легенд, однажды он воспевал славу Шри Шивы, подыгрывая себе на вине, а его жена - Мандодари - танцевала. Вдруг струна лопнула, и тогда Равана, не желавший прерывать киртан, вырвал сухожилие из своей собственной ноги, и вставил его вместо струны. Такова была его преданность. Во-вторых, взяв в плен Ситу, он вовсе не овладевает Ей, он уговаривает Её стать его официальной женой (забыв о Раме), но он готов лечь с Ней в постель только с её собственного согласия! Ни о каком насилии речи быть не может. Почему же тогда Равана вообще ведёт себя по-демонически: совершает преступления, создаёт помехи святым, похищает Ситу? С бытовой точки зрения ответ прост: похоть и зависть перекрыла все его добродетельные черты. Он так и не смог простить Шри Раме, что именно Тот завоевал сердце Ситы, о котором так мечтал сам Равана. Нет ничего сильнее похоти и зависти: каким бы хорошим ни был человек, эти два порока могут свести на нет все усилия. Как пел великий Кабир, Raam naam kahu kya karey‚ je man ke aurey kaam ("бормотанье имени Рамы бесполезно, если умом владеет похоть").

Концепция Раваны меняется на протяжении веков: если у Валмики он просто демонический государь и враг Шри Рамы, то у Тулсидаса и бхактов-расиков все персонажи "Рамаяны" - святые, преданные Шри Раме (ведь встреча с Богом лицом к лицу - это всегда благо, и может ли недостойный обрести такую удачу?) Отрицательные персонажи - тоже бхакты (преданные), которые просто играют свою роль по воле Самого же Рамы. И все они в финале достигают высшей цели (особенно наглядно эта перспетива демонстрируется в "Адхиатма Рамаяне", где каждый убитый Рамой демон затем принимает форму лучезарного существа, благодарящего Господа за своё освобождение). Такая форма преданности называется "виродха бхакти" (преданность в настроении противника). Настроение виродха бхакта отлично определяет Марича в "Шри Рамачаритманасе", отправляясь в лес, чтобы заманить Раму в ловушку: "Я получу свою награду, увидев моего возлюбленного Господа...вместе с Ситой и Его младшим братом. Только подумать! Сам Шри Хари, Океан Блаженства, даже гнев Которого способен принести высшее блаженство... Своими Собственными руками вложит стрелу в Свой лук и убьёт меня!" (Аранья-Канда, 25).

Демоница Триджата объясняет Сите, почему Шри Рама не может выстрелить Раване в сердце и поскорее покончить с ним: "Господь очень осторожен, ибо знает, что Дочь Видехи (т.е. Ты, Сита) живёт в его (Раваны) сердце. Его останавливает мысль, что дочь Джанаки пребывает в сердце Раваны, а сердце Дочери Джанаки - Его (Рамы) собственная обитель. В Его же (Рамы) утробе пребывает бесконечное множество Вселенных, и все они погибнут, когда стрела пронзит сердце Раваны" (Ланка-Канда, 98). Итак, в сердце Раваны вечно пребывают Сита и Рама (точно также, как и в сердце Сына Ветра (Шри Ханумана). Госвами Тулсидас не забывает в своих молитвах никого, и даже демонов: "Созерцая все существа и предметы во Вселенной,пронизанными Шри Рамой, со сложенными в почтении ладонями я поклоняюсь всем им. Я приветствую богов, демонов, людей, божественных змиев, птиц, духов, предков, гандхарвов, киннаров и ракшасов. Молю, будьте благосклонны ко мне сегодня. Восемь миллионов четыреста тысяч форм живых существ, разделённых на четыре группы, населяют землю, воду и воздух. Видя все творения наполненным Ситой и Рамой, со сложенными в почтении ладонями, я поклоняюсь всем им".

Интересно, что Равана почитается в качестве святого не только в Валмики Самадж: например, джайны верят, что Равана станет следующим, 25-ым тиртханкаром (пророком джайнизма), т.е., фактически, джайнским Мессией.

Я сам далёк от мысли, чтобы пропеть джайкар Раване и слоган "Шри Ланкапати Равана ки?" закончится для меня именно знаком вопроса: на мой взгляд, если "Рамаяна" - это театр, и все действующие лица - просто актёры, разыгрывающие эту драму, то к отрицательным персонажам, как и в театре, должно быть отрицательное отношение (иначе исчезнет весь аромат представления. Но с другой стороны, этот литературно-философский анализ образа Раваны в очередной раз показывает, что мир не является чёрно-белым, и восточные мифологии - гораздо более пёстрый ковёр, нежели авраамическая прадигма с её добрым Богом и отпетым негодяем Сатаной.

by tulsidas via su_valmiki

india, альтернативная история, karmadharmamantrayo!, интересное, pic, india-me!

Previous post Next post
Up