Наверное, это последний мой пост о музее в Гори - хотя там много всего еще, но, во-первых, как-то всё затянулось, а, во-вторых,
langobard некоторые эпизоды за меня пересказал (добавив красок - как без этого).
Поэтому закончу свою экскурсию на том, с чего музей начался, а начался он в 1937 году с домика, объявленного мемориальным - с того, где родился и провел первые четыре года жизни будущий благодетель. В 1939 году над домиком построили павильон - вот такой открытый саркофаг:
Музейную экспозицию стали создавать в доме по соседству - "красивое белое здание, там и экскурсии были, и в пионеры принимали, и парады принимали, и было маленькое летнее кафе - очень приличное здание, но его в пятьдесят шестом снесли". Снесли не в свете решений, а поскольку после смерти вождя построили просторное здание в стилистике послевоенных сталинок. Аккурат к 1957 году построили, когда решения двадцатого съезда зашагали по планете со всем прогрессивным человечеством. А мемориальный домик небольшой, но и в этом небольшом домике родители Сосо вместе с маленьким Сосо снимали одну комнату и подвал (под сапожную мастерскую) - фото под катом.
"Экспозицию восстановили с помощью матери Сталина". Мать, Екатерина Геладзе умерла в 1937 году, но, видимо, для музейщиков важно какое-то предание, что старушка (ей тогда было 79 лет) успела всё рассказать и показать - даже кровать стоит на том самом месте, где была, когда герой родился. "Не хватает только лампы и детской кровати".
Кухню мать маленького Сосо делила с еще одним семейством. Отец уехал на заработки - мастерская не давала достаточных для существования средств - и как-то всё у него и с "отхожими" заработками не сложилось. В общем, бросил Виссарион Джугашвили семью без средств к существованию. В рассказе экскурсовода здесь на смену лубку пришла сдержанная графика, история предстала не темой безотцовщины (и, конечно, ни о каких пьянках и побоях, которые по версиям злопыхателей испортили с детства характер будущего пламенного тирана ни слова), а, скорее, темой слабохарактерного и совестливого отца. Денег не присылал, оттого и не возвращался, а всё искал и искал возможность заработать, пока не умер в 1909 году. Иосиф отношения с отцом каким-то образом (каким - это за рисунком рассказа) поддерживал, встречался и даже был в курсе его заветных мыслей. В общем, было у отца Сосо три мечты, которые унаследовал Сталин: 1)чтобы у каждого была работа 2) чтобы дети учились бесплатно (поэтому отец был против учебы Иосифа в семинарии - принципиально не хотел денег платить, которых и не было) 3)чтобы у каждого было своё жилье. Поэтому Сталин и строил вместо бараков высотные дома, квартиры в которых сначала были коммунальные, а потом становились квартирами для одной семьи и до сих пор они ценятся выше всего на рынках жилья и в Москве и в Тбилиси. И никто не ушел бы без такой квартиры, если бы не исторические обстоятельства.
"Я не могу оправдать Сталина во всем, но часть его действий, в том числе самые ужасные, были связаны с войной. Он сам называл себя великим грешником. Понимаете?". Вот на этом тезисе - если бы не война, то, наверное, Сталину удалось бы построить дома для всех - высокие и просторные, как его мечты - я, пожалуй, завершу пересказ экскурсии по музею в Гори. Это одна из таких стилистически совершенных фигур речи и исторического мышления, соединяющая любовь к герою с трагедией истории, с ценой, которую мы все (не исключая героев - они, в первую очередь) должны платить истории. Рядом могу поставить еще пассаж о том, что биографии Сталина "хватило бы на пять жизней, но он, к сожалению, был политиком". Здесь тоже блестящий образец исторического сознания, когда служители культа сожалеют, что их кумир занимался (история требует!) грязным делом и этим обрек себя на незаслуженную неблагодарность потомков.