в гости к сталину все идут

Jan 16, 2013 14:28

Петр Вайль в "Карте родины" на редкость меланхолично написал о музее Сталина - и без гнева, и без особого любопытства к экспозиции. Он этого любопытства и в других не заметил. Пишет, что даже в сезон (а он был "не в сезон" - в конце октября) в музей приходят 10-15 человек в день. Это вовсе не так. За 2011 год, например, было (считая по проданным билетам) более 25 тыс. посетителей. Получается больше 80 человек в день в среднем - и это не в мегаполисе, и, думаю, группами школьников со студентами сюда для патриотического воспитания тоже не водят. Люди едут сюда специально - кто-то по культовым мотивам, а кто-то из любопытства. Пока я неотрывно слушал повествование сотрудницы музея, завораживающее своей стилистической чистотой и искренностью, мой немецкий друг смог полистать книгу отзывов. И вернулся он от книги взволнованный под большим впечатлением. Впечатлила свежая запись соотечественников: "мы - немцы из ГДР и мы никогда не забудем, сколько сделал Сталин для нашей страны и для всех людей". Экскурсовод сказала, что немцы бывают часто, большими группами приезжают итальянцы, много также групп из Израиля и Ирана ("А эти совпадают?" - "Иногда даже у них общие группы". Для себя я это перевел как общие группы палестинцев и иранцев, но недоумение сохранилось). "Откуда только не бывают! Из Австралии, из Кореи - ладно, если бы из Северной, а то из Южной Кореи большие группы".
Этому музею, который на особом внимании у грузинских властей - и оттого каждая смена режима ведет к непременной директиве музею - удалось хорошо сохраниться. В 1961 году закрыли, в конце 1964 открыли.


Вероятно, тогда же - в шестидесятых - случилась эта авторская правка на домике, с которого начался музей. Вместо "великий" вписали инициалы.Независимость и Гамсахурдиа выделили бюджет на реконструкции и смену экспозиции, но инфляция съела деньги и экспозицию вернули на место (не без потерь), власть Саакашвили отметилась тем, что "вынуждены были сделать комнату о репрессиях", но в основной экспозиции ничего не тронули.
  Честно говоря, лучшее, что можно сделать с этим музеем - это невозможное. Его необходимо оставить таким, каков он есть. Невозможное - потому, что законсервировать надо не только экспозицию, но и речи экскурсоводов. 

Грузия, краткий курс, память

Previous post Next post
Up