Летающие прожектора

Oct 29, 2024 18:55

Иногда я рассказываю разным людям про проекты шаротанков (Юрий Пашолок про них целую книгу написал). Игорь Петров как-то публиковал предложенный в 1943-м году немецким химиком Гаучем план разгрома Красной Армии. Юрий Бахурин у себя в телеграм-канале иногда выкладывает документы на тему военного изобретательства Первой мировой войны.

А вот - кое-что на тему любительского военного изобретательства в Британии в 1940 году.

Из "Вестника иностранной военной и военно-технической информации ТАСС" от 29 января 1941 г.

«“ЛЕТАЮЩИЕ ПРОЖЕКТОРЫ”
“Ночное перехватывание”. “Почему бы не иметь летающие прожекторы?” Под такими заголовками в номере 1655 английского журнала “Флайт” помещено следующее письмо в редакцию:
“Проблема перехватывания бомбардировщиков противника в ночные часы поднималась многими ежедневными газетами с тех пор, как территория Англии начала подвергаться налетами. Я, как любитель, вношу следующее предложение:
Почему бы не оборудовать легкие и даже тяжелые бомбардировщики прожекторами, используя их грузопод”емность для установки мощных аккумуляторов и генераторов тока. Генератор вполне может работать от мотора. Бомбардировщики будут патрулировать вместе с истребителями, действуя предпочтительно парами. Как только подвижный прожектор нащупает противника, истребитель почти безнаказанно может обстрелять его под наиболее благоприятным углом. Скрыться противнику будет очень трудно.
Не знаю, применялась ли до сих пор подобная тактика с той или иной стороны, но считаю, что ее можно испробовать, хотя бы в виде опыта, на наших собственных машинах.
Если применение летающих прожекторов окажется непрактичным, то все же проведенные испытания подскажут нам идею. как отразить любую попытку немцев применить такую тактику против наших бомбардировщиков.
Это предложение, конечно, является лишь схемой, однако оно кажется логичным подходом к задаче повышения эффективности ночных истребителей.
Я сознаю, конечно, что фактор веса при осуществлении летающих прожекторов представляет собой значительное, но не непреодолимое препятствие.
Дж. А. Симмондс.”На это письмо был получен следующий отклик, опубликованный в номере от 26 сентября 1940 г. того же журнала.
“Я был очень заинтересован письмом вашего корреспондента на тему о летающих прожекторах, напечатанное [так в тексте - gercenovec] в номере от 12 сентября текущего года.
Пользуюсь случаем, чтобы заявить, что проблема, поставленная на обсуждение мистером Симмондсом, является вполне осуществимой.
Я пойду дальше. Я утверждаю, что подходящий тип самолета уже имеется. Это Хэндли Пейдж “Хэмпден”, имеющий благоприятную для установки прожекторов конструкцию фюзеляжа. Этот самолет может быть снабжен двумя прожекторами, расположенными над и под фюзеляжем.
Верхний прожектор будет иметь почти непрерывное поле освещения по всей верхней полусфере. Нижний прожектор, установленный назад, будет обладать сектором освещения лишь в 180 градусов, но может действовать, кроме того, и вниз.
Груз бомб, конечно, исключается, и их место займут генераторы тока и аккумуляторы. Следует добавить, что необходимые изменения в конструкции самолета могут быть произведены бригадой из шести человек слесарей и электротехников за 600 человеко-часов.
Прожекторный самолет должен соответствующим образом сопровождаться тремя истребителями, которые пойдут выше и позади “Хэмпдена”. Такая идея была предложена “вчерне” соответствующим “властям”, но ответа до сих пор добиться не удалось.
Я инженер-практик по самолетостроению, кроме того, я бывший летчик, имеющий некоторый опыт как во время прошлой войны, так и в послевоенные годы до 1931 года. Я полностью признаю, что скорость, высотность и количество самолетов выросли неизмеримо по сравнении со скоростью, высотностью и количеством самолетов времен войны 1914-1918 г.г., тогда как общая техника воздушной войны остается почти прежней.
Мысль о летающих прожекторах, предназначенных для обнаружения ночных бомбардировщиков, может показаться фантастической. Настолько фантастической, что человек с казенным складом ума отмахивается от нее из боязни создать прецедент. Однако казенным умам не мешало бы поразмыслить над тем, что каждое движение противника в течение последних шести месяцев было фантастическим (как правило!), и основная причина его успехов вызвана только лишь тем фактом, что германское верховное командование не лишено воображения.
Бывший летчик британских военно-воздушных сил”».

РГА ВМФ. Ф. Р-2045. Оп. 1. Д. 91. Л. 60-61.

Апдейт.

Поспешил я с тем, чтобы занести это предложение в разряд курьёзов вроде шаротанков и плана Гауча.
Оказывается, чуть позже прожектора действительно ставили на самолёты. В комплекте с радиолокатором.
О чём мне и сообщили в комментариях.
 

Так что с одной стороны, я поторопился с выводами. А с другой, не выложи этот фрагмент, так бы и продолжал оставаться в неведении о том, что самолёты с прожекторами действительно существовали.
Под катом - пара фотографий из числа тех, которые находятся буквально сразу.





1940, 1941, ВМВ

Previous post Next post
Up