Давным-давно, ещё в студенческие годы, читал я статью историка цензуры Арлема Викторовича Блюма. И запомнилось мне из этой статьи, что после подписания советско-германского договора о ненападении в редакциях советских журналов стали заворачивать произведения на тему Семилетней войны. Ведь там идёт речь о войне русских с немцами.
Процитирую:
"Редакции начали отвергать произведения, посвященные русско-прусской войне. Например, критик Ан. Тарасенков, работавший долгое время в ленинградской цензуре, а в 1939 г. - одним из редакторов московского журнала "Знамя", ответил Е.Я. Хазину, приславшему произведение на эту тему, что оно не может быть принято "по внелитературным причинам", поскольку "это сейчас совсем неуместная тема".
Им же отвергнут ряд рукописей, авторы которых в художественной форме "необдуманно" затрагивали тему гипотетической войны между СССР и Германией.
Ясно, что такое негативное отношение цензуры к историческому или футурологическому материалу продиктовано было боязнью появления так называемых "неконтролируемых ассоциаций" и аллюзий в сознании отечественного читателя, прекрасно овладевшего расшифровкой подтекста".
(Блюм А. Начало Второй мировой войны. Настроения ленинградской интеллигенции и акции советской цензуры по донесениям стукачей и цензоров Главлита //
https://www.pseudology.org/Tsenzura/Blum_1939.htm)
При этом Блюм даёт ссылку на книгу Владимира Александровича Невежина "Синдром наступательной войны". Раскрываем её, и там видим такой фрагмент со ссылкой на РГАЛИ (Ф. 618. Оп. 2. Д. 1101. Л. 114, 115, 159):
"В архиве журнала “Знамя” сохранились письма, направлявшиеся членами редколлегии авторам, чьи произведения не принимались к публикации, в том числе - исходя из качественно нового состояния взаимоотношений с Германией. Сотрудник журнала Ан. Тарасенков 26 ноября 1939 г. сообщал писателю Е.Я. Хазину: “Я думаю, что Вы сами понимаете невозможность печатать в нынешнее время Вашу рукопись о русско-прусской войне. Это сейчас совсем неуместная тема”. 10 октября аналогичный ответ был направлен И.Л. Кремлеву-Свэн, избравшему в качестве сюжета для своего рассказа “Дед” гипотетическую германо-советскую войну 1940 г. При этом, по версии автора рассказа, Красная Армия, разбив немцев, занимала территорию Германии в районе р. Неман. Ан. Тарасенков аргументировал свой отказ тем, что произведение не может быть опубликованным в “Знамени” по “внелитературным причинам”".
(Невежин В. А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии "священных боёв", 1939-1941 гг. М.: АИРО-XX. 1997. С. 61).
То, что стали отклонять произведения о будущей войне с Германией - это понятно. А вот "невозможность печатать" сочинение о русско-прусской войне в XVIII веке - это уже интереснее. Прямо иллюстрация к Оруэллу. "Океания никогда не воевала с Остазией"...
Потому статья Блюма и этот её фрагмент мне и запомнились.
Но затем как-то раз в одном букинистическом мне попалась на глаза изданная в 1940-м году монография на тему Семилетней войны. И я задумался...
В общем, критик Тарасенков был перестраховщиком. Или ещё кто-то в "Знамени". Каких-то указаний сверху не писать о Семилетней войне явно не было.
В 1940-м году официально прокламируемая "дружба" с Германией не помешала "Воениздату" напечатать монографию профессора Коробкова о Семилетней войне (Коробков Н. Семилетняя война (Действия России в 1756-1762 гг.). М.: Воениздат. 1940), а также для широкого читателя - брошюру (меньше семидесяти страниц, с иллюстрациями) о той же войне (Фибих Д. Семилетняя война (1756-1763). М.: Воениздат. 1940).
Но, может быть, вы скажете, что это уже 1940-й год. А вот в 39-м, сразу после подписания договора, обстановка могла быть другой...
Про изданные в 40-м году монографию и брошюру я знал давно. А вот сегодня заглянул во второй номер "Военно-исторического журнала" за 1939-й год. И вот что там увидел.
Номер сдан в производство 16 августа - 5 сентября, подписан к печати 29 сентября. И первая публикация на его страницах - доклад Молотова от 31 августа "О ратификации советско-германского договора о ненападении". А дальше, среди разных статей есть сочинение всё того же Н. Коробкова - "Сражение при Гросс-Егерсдорфе в 1757 г." И в самом начале есть примечание редакции: "Статья является первой в серии очерков, освещающих важнейшие этапы Семилетней войны" (и в 1-м номере ВИЖа за 1940-й год увидела свет статья "Пальциг и Кунерсдорф (1759 г.)"). Так что "Воениздат" (а журнал печатал он) и в сентябре 39-го не считал невозможным и политически неправильным печатать что-то о Семилетней войне.