На кончину американского философа Фредерика Джемисона

Oct 11, 2024 18:57


Оказывается 21 сентября 2024 года на 91-м году в своем доме в Калифорнии скончался Фредерик Джемисон -  филофов Университета Дюка , один из ключевых исследователей постмодернизма.

Я  с работами этого философа познакомился только этой весной.

Хотя у нас любят порассуждать о постмодернизме, с работами Джемисона и с его личностью мало кто знаком.

Приведу перевод некролога о нем из New York Times.

"Фредрик Джеймсон, который более 40 лет был одним из ведущих теоретиков литературы в мире, привнося свою строгую, острую марксистскую критику в такие широкие темы, как немецкая опера, научно-фантастические фильмы и дизайн роскошных отелей, скончался в воскресенье в своем доме в Киллингворте, штат Коннектикут. Ему было 90.

Его дочь Шарлотта Джеймсон сообщила о смерти по электронной почте, но не назвала причину.

На протяжении десятилетий объемные работы мистера Джеймсона - более 30 книг и отредактированных сборников, а также стопки журнальных статей - были обязательным чтением для аспирантов (и некоторых не по годам развитых студентов старших курсов) не только в области литературы, но и в области киноведения, архитектуры и истории.

Хотя он был в значительной степени академическим писателем и никогда не достигал уровня осведомленности общественности, достигнутого некоторыми из его коллег по теории литературы, такими как Славой Жижек и Гарольд Блум, его работы оказали такое же влияние, как и их, если не большее.



Мистер Джеймсон, большую часть своей карьеры проработавший профессором в Университете Дьюка, был наиболее известен двумя исключительными достижениями, каждое из которых ознаменовало бы интеллектуальное бессмертие ученого.

Во-первых, начиная с начала 1970-х годов, он возглавлял усилия по внедрению в американские круги критических взглядов западного марксизма - разнообразного набора идей, популярного во Франции и Германии, построенного вокруг представления о том, что культура тесно связана с экономической базой общества, хотя и не полностью ограничена ею.

Мистер Джеймсон перенес этот анализ, сформулированный в промышленно развитой первой половине 20 века, во вторую половину глобализирующегося, основанного на технологиях периода, в котором углубление проникновения капитализма в повседневную культуру было одновременно головокружительным и обезболивающим.

“Отныне мы настолько далеки от реалий производства и работы в мире, что живем в мире грез, искусственных стимулов и транслируемого по телевидению опыта”, - писал он в книге “Марксизм и форма” (1971).



Он обобщил большую часть этой работы в своей книге 1981 года “Политическое бессознательное: нарратив как социально символический акт”, в которой он показал, как история повествовательных форм, от гомеровского эпоса до современного романа, формировалась под влиянием эволюции капитализма, и как эти формы одновременно освещали и затемняли капиталистические структуры.

Затем, в середине 1980-х, он использовал тот же арсенал идей для решения своей второй задачи: критики постмодернизма, который, начиная с 1970-х, распространился на академические факультеты, описывая то, что многие считали разрушением грандиозных повествований об истории, культуре и обществе.

В ответ мистер Джеймсон заявил, что постмодернизм сам по себе был всего лишь еще одним грандиозным повествованием, хотя и пытавшимся замаскировать свой собственный статус.

По этой причине он не отвергал постмодернизм сразу: в книге “Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма” (1991) он пришел к выводу, “что постмодерн настолько необычен, насколько ему кажется, и что он представляет собой культурный и эмпирический разрыв, который стоит изучить более подробно”.



Его целью в этой книге и многих последующих было историзировать постмодернизм, показать, как он функционировал в более широком контексте капитализма поздней стадии, точно так же, как более ранние ученые-марксисты утверждали, что модернизм был в значительной степени функцией индустриальной эпохи.

Постмодернизм, по его словам, был особенным в том смысле, что он означал коммодитизацию самой культуры, замену истории и прогрессивных взглядов иронией, цинизмом и стилизацией, или смешивание и сопоставление культурных артефактов и форм без учета их исторического контекста.

Это означало, писал он в книге “Культурный поворот: избранные работы о постмодерне, 1983-1998”, опубликованной в 1998 году, что “вся наша современная социальная система мало-помалу начала терять способность сохранять собственное прошлое, начала жить в постоянном настоящем и постоянных изменениях, которые стирают традиции”.



Модернизм, по его утверждению, существовал в противовес господствующим экономическим и культурным структурам своего времени. Но как насчет постмодернизма? Может ли это также стать поводом для сопротивления, даже если это представляет собой более полный захват повседневной жизни потребительским капитализмом? Он не был уверен.

“Это, - писал он, - вопрос, который мы должны оставить открытым”.

Плотная, запутанная проза мистера Джеймсона была не для слабонервных, и даже преданным читателям иногда приходилось нелегко: он дважды выигрывал ежегодный конкурс плохих писателей, проводимый журналом Philosophy and Literature.

Но его частые и приятные размышления о поп-культуре стоили затраченных усилий для некоторых читателей. Например, в “Культурном повороте” он убедительно доказал, что ”Звездные войны" были фильмом, вызывающим ностальгию, направленным на удовлетворение тоски бэби-бумеров по научно-фантастическим сериалам их юности.

Всегда продуктивный, он продолжал штамповать произведения - его последняя книга “Изобретения настоящего: роман в условиях кризиса глобализации” вышла в мае, а другая, “Годы теории: послевоенная французская мысль до настоящего времени”, должна выйти в октябре.

И хотя он никогда не ослаблял свою прозу, чтобы привлечь более широкую аудиторию, мистер Джеймсон все чаще делал набеги на литературу для более широких слоев населения, хотя все еще образованных читателей. Это включало 17 статей для Лондонского книжного журнала за период с 1994 по 2022 год, в которых он критиковал современных писателей, таких как Маргарет Этвуд и Карл Уве Кнаусгаард.



Фредрик Рафф Джеймсон родился 14 апреля 1934 года в Кливленде. Его отец, Фрэнк Джеймсон, был врачом, а мать, Бернис (Рафф) Джеймсон, присматривала за домом.

В 1954 году он окончил Хаверфордский колледж в Пенсильвании по специальности "английский язык", а затем отправился путешествовать по Европе, где впервые столкнулся с западной марксистской теорией. Через год он вернулся, чтобы получить степень доктора философии по литературе в Йельском университете; он окончил его в 1959 году, защитив диссертацию о французском философе Жан-Поле Сартре.

Мистер Джеймсон преподавал в Гарварде; Калифорнийском университете в Сан-Диего; Йельском университете; и Калифорнийском университете в Санта-Крус, прежде чем поступить в Университет Дьюка в 1985 году. Он оставался преподавателем после своей смерти.

Он женился на Джанет Коркоран в 1963 году; они развелись в 1974 году. Он женился на Сьюзан Уиллис в 1976 году. Помимо его дочери Шарлотты, в живых остались его жена; сыновья Сет и Кейд; три другие дочери, Дженнифер Борн, Кэсси Джеймсон и Стейси Джеймсон; пасынок Джастин Уиллис; и 12 внуков. Его дочь Энн Джеймсон умерла в 2022 году.

Благодаря продуктивности и оригинальности работы мистера Джеймсона отражают эволюцию не только его собственного мышления, но и капиталистического общества в последние десятилетия - от зарождения неолиберальной глобализации в 1970-х годах до распада Советского Союза и всепоглощающего господства Интернета, которое, по его утверждению, лучше всего можно понять через то, как эти изменения сформировали литературу и культуру.

И он продолжал настаивать на том, что даже когда глобальный капитализм свел людей к их лайкам, твитам и онлайн-покупкам, люди также обладали инструментами собственного освобождения.

“Кажется, сегодня нам легче представить повсеместное ухудшение состояния земли и природы, чем крах позднего капитализма”, - написал он в “Семенах времени” (1994). “Возможно, это связано с некоторой слабостью нашего воображения”.«

Previous post Next post
Up