А.С.Пушкин. 212 лет со дня рождения. Щедрое дарование.

Jun 06, 2011 22:47


Лишь розы увядают,
Амврозией дыша,
В Элизий улетает
Их лёгкая душа.

И там, где волны cонны
Забвение несут,
Их тени благовонны
Над Летою цветут.1825

Формула щедрое дарование одинаково хорошо выражает и данную Природой величину гения А.С.Пушкина и  пространство его творческой вселенной, гармонично инкрустированное ладом и мыслью его творений. Как всегда хотелось бы больше, но наверное нам ещё повезло, и прожил он почти 37 лет. Источник его творчества не оскудевал. «…дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей».  «И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.»(1836).

Лично я не могу похвастать тем, что с пелёнок понимал и  воспринимал сколько-нибудь соразмерно мощь и многоплановость его произведений. Как водится, были доступнее строки: «я - поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка». Понадобилось укреплять собственное умственное основание. И только к 25 годам  мне ощутимо начала приоткрываться в его текстах глубокомысленность, гармония, безбрежность, лёгкость и широта. Притом, что отсутствуют надрыв, выверт и  вычурность поэтического слога.

Значительное  чувство радости доставляет себе любой не праздный ум от следования за мыслью виртуозного изложения А.С.Пушкина. Надо только суметь в малой мере соответствовать стройному повествованию автора.

Объёмист охваченный А.С.Пушкиным спектр явлений и раскрытых им сущностей. И немаловажно, что по прошествии 212 лет, темы им затронутые по-прежнему актуальны. Потому что будучи несомненным Гением,  он за частными и единичными формами видел общее содержание и повествовал о явлениях во времени не исчезающих.

Не откажу себе в удовольствии и процитирую малую часть его прекрасного творчества.

Очень мне симпатичны произведения где много  иронии. Нередко драматичного оттенка.

Например отчётливо осознаёшь досаду и весь кошмар «Природного финна» в поэме «Руслан и Людмила». Настойчивость, упорство,  бездна труда на пути Пастух, Герой и наконец Чародей.

Узнал я силу заклинаньям.

Венец любви, венец желаньям!

Теперь, Наина, ты моя!

Победа наша, думал я.

Но в самом деле победитель

Был рок, упорный мой гонитель.

Неистребим в нашей жизни этот самый «рок, упорный … гонитель».

«Творю поспешно заклинанья» и вот эта драма, эта насмешка судьбы «Глазами страшный призрак мерил».

И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина.

Ах, витязь, то была Наина!..

Я ужаснулся и молчал,

Глазами страшный призрак мерил,

В сомненье всё ещё не верил

И вдруг заплакал, закричал:

"Возможно ль! ах, Наина, ты ли!

Наина, где твоя краса?

Скажи, ужели небеса

Тебя так страшно изменили?

Скажи, давно ль, оставя свет,

Расстался я с душой и с милой?

Давно ли?.." "Ровно сорок лет, -

Был девы роковой ответ, -

Сегодня семьдесят мне било…

Конечно, я теперь седа,

Немножко, может быть, горбата;

Не то, что в старину была,

Не так жива, не так мила;

Зато (прибавила болтунья)

Открою тайну: я колдунья!"

И было в самом деле так.

Немой, недвижный перед нею,

Я совершенный был дурак

Со всей премудростью моею.

И между тем она, Руслан,

Мигала томными глазами;

И между тем за мой кафтан

Держалась тощими руками;

И между тем - я обмирал,

От ужаса зажмуря очи;

И вдруг терпеть не стало мочи;

Я с криком вырвался, бежал.

Такое вот точное, ясное, ироничное повествование.

В другом известном стихотворении «Узник», я может быть и беспочвенно, и может перенапрягая фантазию, однако же под строкой «Сижу за решеткой в темнице сырой» понимаю душу человека скованную и отягощённую плотью - телом.  Потому то мясистое тело каждого человека и названо "кровавой пищей" и по сути "темницей сырой" для души. Потому то о душе, но не о теле : «Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где…»

В стихотворении  «Пророк» иное качество слуха очерчивается виртуозно.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Объём последней строки громаден. Лоза - виноград - «кисти сочные, как яхонты горят» (И.А.Крылов). Дольний - расположенный в долине - одновременно земной, человеческий в противоположность возвышенный, неземной. Прозябанье в значении произрастания, и в самом узком смысле тот неуловимый миг превращения спящего семени в живой росток.

В стихотворении «Анчар» плотно, убористо и полноценно рисует экзотические, зловещие природные картины.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила.

Тот, кому близка загадочность и помпезность зимних пейзажей, легко воспроизведёт полноту собственных впечатлений прочитывая строки стихотворения «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

О смерти с иронией и без нарочитого пафоса в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

Изобретательно изображает бесов в поэме «Евгений Онегин» гл.5, XIX

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыта, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на неё,

И все кричат: моё! моё!

Стихотворение «Подражание Корану».

И чудо в пустыне тогда совершилось:

Минувшее в новой красе оживилось;

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой.

И ветхие кости ослицы встают,

И телом оделись, и рёв издают;

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с богом он дале пускается в путь.

Пушкин

Previous post Next post
Up