Лишь розы увядают,
Амврозией дыша,
В Элизий улетает
Их лёгкая душа.
И там, где волны cонны
Забвение несут,
Их тени благовонны
Над Летою цветут.1825
Формула щедрое дарование одинаково хорошо выражает и данную Природой величину гения А.С.Пушкина и пространство его творческой вселенной, гармонично инкрустированное ладом и мыслью его творений. Как всегда хотелось бы больше, но наверное нам ещё повезло, и прожил он почти 37 лет. Источник его творчества не оскудевал. «…дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей». «И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.»(1836).
Лично я не могу похвастать тем, что с пелёнок понимал и воспринимал сколько-нибудь соразмерно мощь и многоплановость его произведений. Как водится, были доступнее строки: «я - поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка». Понадобилось укреплять собственное умственное основание. И только к 25 годам мне ощутимо начала приоткрываться в его текстах глубокомысленность, гармония, безбрежность, лёгкость и широта. Притом, что отсутствуют надрыв, выверт и вычурность поэтического слога.
Значительное чувство радости доставляет себе любой не праздный ум от следования за мыслью виртуозного изложения А.С.Пушкина. Надо только суметь в малой мере соответствовать стройному повествованию автора.
Объёмист охваченный А.С.Пушкиным спектр явлений и раскрытых им сущностей. И немаловажно, что по прошествии 212 лет, темы им затронутые по-прежнему актуальны. Потому что будучи несомненным Гением, он за частными и единичными формами видел общее содержание и повествовал о явлениях во времени не исчезающих.
Не откажу себе в удовольствии и процитирую малую часть его прекрасного творчества.
Очень мне симпатичны произведения где много иронии. Нередко драматичного оттенка.
Например отчётливо осознаёшь досаду и весь кошмар «Природного финна» в поэме
«Руслан и Людмила». Настойчивость, упорство, бездна труда на пути Пастух, Герой и наконец Чародей.
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.
Неистребим в нашей жизни этот самый «рок, упорный … гонитель».
«Творю поспешно заклинанья» и вот эта драма, эта насмешка судьбы «Глазами страшный призрак мерил».
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..
Я ужаснулся и молчал,
Глазами страшный призрак мерил,
В сомненье всё ещё не верил
И вдруг заплакал, закричал:
"Возможно ль! ах, Наина, ты ли!
Наина, где твоя краса?
Скажи, ужели небеса
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет,
Расстался я с душой и с милой?
Давно ли?.." "Ровно сорок лет, -
Был девы роковой ответ, -
Сегодня семьдесят мне било…
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья!"
И было в самом деле так.
Немой, недвижный перед нею,
Я совершенный был дурак
Со всей премудростью моею.
И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;
И между тем - я обмирал,
От ужаса зажмуря очи;
И вдруг терпеть не стало мочи;
Я с криком вырвался, бежал.
Такое вот точное, ясное, ироничное повествование.
В другом известном стихотворении «
Узник», я может быть и беспочвенно, и может перенапрягая фантазию, однако же под строкой «Сижу за решеткой в темнице сырой» понимаю душу человека скованную и отягощённую плотью - телом. Потому то мясистое тело каждого человека и названо "кровавой пищей" и по сути "темницей сырой" для души. Потому то о душе, но не о теле : «Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где…»
В стихотворении «
Пророк» иное качество слуха очерчивается виртуозно.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Объём последней строки громаден. Лоза - виноград - «кисти сочные, как яхонты горят» (И.А.Крылов). Дольний - расположенный в долине - одновременно земной, человеческий в противоположность возвышенный, неземной. Прозябанье в значении произрастания, и в самом узком смысле тот неуловимый миг превращения спящего семени в живой росток.
В стихотворении «
Анчар» плотно, убористо и полноценно рисует экзотические, зловещие природные картины.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.
Тот, кому близка загадочность и помпезность зимних пейзажей, легко воспроизведёт полноту собственных впечатлений прочитывая строки стихотворения «
Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
О смерти с иронией и без нарочитого пафоса в стихотворении «
Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
Изобретательно изображает бесов в поэме «
Евгений Онегин» гл.5, XIX
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на неё,
И все кричат: моё! моё!
Стихотворение «
Подражание Корану».
И чудо в пустыне тогда совершилось:
Минувшее в новой красе оживилось;
Вновь зыблется пальма тенистой главой;
Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой.
И ветхие кости ослицы встают,
И телом оделись, и рёв издают;
И чувствует путник и силу, и радость;
В крови заиграла воскресшая младость;
Святые восторги наполнили грудь:
И с богом он дале пускается в путь.