Моего пошива «тришкин кафтан» для человека.

Apr 17, 2014 18:53

Опять у меня портновский лексикон и тот самый «тришкин кафтан». И всё потому что никак не сформулирую мало-мальски правдоподобную теорию. С одного места оттяпаю, к другому приштопаю, а результата внятного и привлекательного пока что нет. Но продолжаю делать попытки подобраться с разных сторон к такой модели, описывающей суть человека, которая много чего о нём (человеке вообще) могла бы прояснить для себя в первую очередь.
Рассматривая так и эдак выскочившие у меня категории действователя и наблюдателя, пришёл к ещё одной дихотомии. Теперь противопоставляю две, как мне думается, существенные категории: эмоциональность и рациональность.  И если взгляд на человека как на единство действователя и наблюдателя это подход позволяющий смотреть на него в качестве процесса. КТО такой есть человек? Он - ПРОЦЕСС. То подход со стороны борьбы  эмоциональности и рациональности в человеке, может служить целям понимания того КАК человек функционирует. И если это переплести с тем из ЧЕГО состоит человек, а это материальный, душевный и духовный пласт, то вырисовывается следующая упрощённая картинка.


Человек будучи сплетением действователя и наблюдателя порождает процесс - события, разворачивающиеся во времени. Действователь и наблюдатель, как термины условны в том смысле, что и за тем и за другим стоят некие действия у которых есть последствия. И вот как раз по ВЕЛИЧИНЕ последствий этих действий задним числом и можно только сказать о том, в какой своей форме выступил человек, как действователь или как наблюдатель. Если наступившая реальность во многом определяется произведёнными действиями, то ясен каток - ранее был он в ипостаси действователя. Если же наступившая реальность проигнорировала действия, и их как будто бы и не было, то разумеется человек выступил в форме наблюдателя. Или выражаясь по-другому был он всего лишь прожектёром, гадателем, и действия такие были наугад, и в итоге не предвосхитили ход событий. В противоположность действователю, выступающему грубо говоря, как «реальный пацан» - сказал, сделал, а будущее всё это утвердило и завизировало.

Теперь эмоциональность и рациональность. Они суть способ подготовки действия. Прежде чем стать действователем или наблюдателем по итогам суда времени будущего, сначала человек, во время принятия решения о том или ином способе действовать, погружен в своей функциональности в эмоциональность и рациональность. В нём борятся образные их средоточия - сердце и разум. Крайностями являются случаи безоговорочного превалирования либо разума, либо сердца,  или мысли, или чувства. Но у большинства и в большинстве случаев, как всегда, это смесь того и другого.
А итогом всего для самого человека является наполнение этих двух форм, двух ипостасей, двух противоположностей  (действователь и наблюдатель) гремучей смесью из материальности, душевности и духовности, каковые и будут содержанием человека, тем из чего он сделан.
Итак действователь и наблюдатель - это субъекты; эмоциональность и рациональность - это орудия труда: ну и предмет труда, он же объект те самые материальный, душевный и духовный пласты человека, каковые и возделываются.

То есть что практического для дальнейшего углубления могу я отсюда выудить. Есть более или менее окультуренные пласты человека. Материальный пласт человека, который строится на базе физической телесности и его нужд, плюс вся вещественная среда его обитания. Душевный пласт - чувства, впечатления, настроение, плюс все отношения и связи с другими по этому поводу. Духовный - цели, смыслы, ценности, устремления, чаяния, умствования, плюс всё наработанное по этому поводу другими.
И вот чтобы всё это содержание сбалансировать, сохранить, развить и приумножить, человек и мечется то в форме действователя, то в форме наблюдателя. Ведь вроде наблюдатель - это несостоявшийся действователь. Ан нет. Наблюдатель это копилка замыслов и планов, многие из которых отвергнуты ближайшей действительностью, но могущие стать реальностью чуть позже.

И коротенько об орудиях, о способностях состоятся человеку как процессу, об эмоциональности и рациональности.   Они - эти орудия одни для всех пластов. Причём к эмоциональности я добавляю антипода рациональности - иррациональность. Как правило и чувства и настроение они ведь иррациональны. Материнские допустим чувства, много чего там от иррационального. Да и чувство долга, ответственности и пр. А рациональности логично соотнести флегматичность - антипод  эмоциональности. Ведь разум что ни говори - суховат и бесчувственен.
И вот этими серпом и молотом эмоциональность плюс иррациональность, да рациональность плюс флегматичность человек пытается окультурить все свои пласты. В материальности понятно больше используется молот - рациональности. При добыче пищи, тепла, поддержании здоровья понятно, что на иррациональности да на плохом настроении далеко не уедешь. Но уже душевный пласт не чужд серпу эмоциональности. И любовь - зла, и дружба без симпатий  не существует. Но тем не менее и материальный пласт не обходится без эмоциональности. И чувство голода подстёгивает аппетит, а телесности хорошо. И напротив душевный пласт не чужд расчёта.
А вот уж в духовном пласте они и вовсе идут рука об руку. Только на чистом разуме или только  голых чувствах храм духовности вряд ли построишь. Но тем не менее у конкретного человека для каждого пласта могут применяться любые сочетания серпа и молота.

И буду подумать как такую конструкцию с пользой можно применить для анализа практических событий и явлений.

размышления

Previous post Next post
Up