Продолжая кружиться вокруг темы последних заметок, и всё ещё никак не имея возможность ухватить бога за бороду, пытаюсь снова набросать здесь всякие домыслы - отражение некой сути, которая вьётся, задорит, мерцает, но не даётся в ясном виде. Авось кто из даровитых читателей подхватит это знамя из моих нехватких рук на подкосившихся ногах. Или вдруг кто укажет на уже найденный кристальный источник, исчерпывающего и ясно изложенного знания об этом. И не сочтёт за труд втолковать суть этого знания мне - дундуку, хотя бы в порядке христианской милости.
Вот эти действователь и наблюдатель они ведь выскочили у меня на страницы в связи с проблемой понимания сути познания. И вот одно дело это тогда, когда ПОЗНАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ. И НЕЧТО целиком погружено в мир и существует как неразрывная часть этого мира, живёт в непрекращающейся постоянной санации себя и окружающего мира. Причём понятно, что это нечто использует ту систему датчиков и исполнительных механизмов, которая доступна ему, и взращена лично им с помощью своего ДНК, и с помощью неких постоянно присутствующих воздействий среды обитания. Воздействий достаточно давних и уже продолжительное время действующих, а потому можно считать что стабильных.
И это нечто оперирует только исключительно САМИМИ сигналами внешними и внутренними, в своём ПЕРВОЗДАННОМ виде. То есть мне тут видится главным то, что никаким пусть даже похожим своим состояниям не ставится в соответствие некая абстракция, некое понятие, которое дальше в свою очередь не усредняется, не сопоставляется и ни по каким признакам не раскладывается по классам, видам и пр. Нечто всегда оперирует чистым слепком, ежемоментно фиксируемым как наложение сигналов внешних датчиков и внутреннего своего состояния. Причём главенствует в слепке своё внутреннее состояние, а внешний сигнал фильтруется, усредняется, нивелируется. И всё его познание это непрерывные операции с этой последовательностью слепков, или может разницей между предыдущим и следующим.
Происходит так видимо оттого, что приоритет отдан внутреннему миру этого познающего нечто. И считается, что изменение констант внешнего мира не превышает какой-то критической величины в нормальных условиях существования нечто. И это нечто в каком-то роде консервативно и своей основой видит наработанный поколениями замкнутый круг своих состояний и набор реакций на часто повторяющиеся, и потому уже известные ему воздействия и дисбалансы.
Это нечто заточено на выживании. Его задача приспособиться, подстроиться к тому что уже есть, и как это есть. И затем с чистой совестью нарезать круги в отлаженном житебытии. Преимущества такого способа в том, что нечто никогда не витает в облаках, в грёзах, сказках, выдумках. Оно не оторвано от реальности. И у него нет системных ошибок в оценке реальности потому что оно всегда оперирует только сигналами самой реальности и своими состояниями, выстроенными в постоянном взаимодействии со средой. И оно не оперирует символами, опосредованно описывающие реальность.
Другое дело ПОЗНАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ. Когда оперируешь именно абстракциями: символами, образами, впечатлениями и их отношениями. Все внутренние состояния и внешние сигналы сначала приписываются какой-то абстракции, и уже затем эта абстракция соотносится с другими такими же абстракциями. И отличие этого способа познания мира в том, что системно и принципиально неустранимыми в нём являются во-первых искажения и неточности при связывании внутренних состояний и внешних сигналов с некоторой абстракцией или классом абстракций. И во-вторых дальше абстракции мыслятся в самих себе, в своих отношениях, которые конечно когда-то и соответствовали реальности, но на данный момент может уже и нет. Действительность могла поменяться, изменились некоторые её отношения, а описывающие её абстракции ещё не скорректированы.
Некоторое спасение в сравнительной стабильности реальности в своих главных отношениях и мерах. Поэтому опосредованное познание вполне жизнеспособно. Но ошибки при переложении текущей реальности на символы всё-таки неизбежны. Можно не так что-то услышать или одного принять за другого.
Опять же принципиально и существенно то, как опосредованное познание нарезает единый пространственно-временной мир на части. И как выбирает признаки, и как группирует, каким образом определяет важность того или иного сравнительно уникального признака. Какой признак принимает за классо-образующий. Те самые категории единичный, общий и их солянка - особенный.
Но вместе с издержками, появляются и явные плюсы. Можно прокрутить всё сначала в абстрактном виде, поиграть отношениями символов, а потом примерить на действительность. И вот эта возможность умозрительного планирования позволяет от стратегии приспособления скакнуть к стратегии развития.
Может конечно от тупоумия своего я толку здесь как всегда воду в ступе. Может быть у этого уже есть названия: теоретическое и практическое познание. Но что меня привлекает применительно к человеку, так это как раз способность художественно и красиво фантазировать, создавать абстрактные абстракции. В том смысле, что выдумывать что-то тебя обогащающее. А затем пытаться протолкнуть это в массы. И если эта выдумка привлекательнее уже бытующей в твоей среде, и ты энергично её расхваливал, и что главное с её помощью ты повседневные привычные ритуалы твоей тусовки в новом описании, и при новом подходе совершаешь проще и при этом элегантнее и моднее.
И ещё есть возможность создать абстрактные абстракции, которые слабо связаны с практическим выживанием, и может даже обременяют, но это даёт тебе чувство своей особенности. Ты дополнил себя чем-то, пусть и непрактичным, однако же колоритным, увеличил свою самость, индивидуальность. Ты не простой либералишка, когда тебе хорошо там, где ты имеешь возможность хорошо устроиться в сравнении с другими. Потому что как только судьба и рок бросят тебя к сохе и борозде, то тут же напрочь слетит с тебя вся чепуха о примате и святости свободы. Земелька-то тебя помотает и дурь-то повышибет.
А вот если ты возомнил себя патриотом, то дело другое. Здесь ты не перекати поле, не космополит какой, а настраиваешься на то, что ты становишься участником разных сказок. Сказке о семье, об общине, о малой родине, об отчизне. Сказке о том, что ВСЕ люди братья. Каждая следующая сказка требует от тебя всё большей альтруистичности. Может статься, что природой тебе дано остановиться только на первой сказке.
Это я ещё и к тому, что опосредованное познание даёт возможности для создания новых общностей людей, на основе отличной от шкурной. Ведь и сейчас огромный пласт реальности в большой степени искусственен, многое в нём из опосредованного познания. Пока что наше сообщество межчеловечье устроено по сценариям злых сказок. Из серии «
Когда в товарищах согласья нет, /На лад их дело не пойдет». Но бытие - бытием, шкура-шкурой, но не исключено, что в человеке установится какой-то баланс того и другого познания и люди вырвутся в новое качество.