Это очередная часть
цикла об историческом Исусе. См., также,
здесь.
- Бог есть?
- Нет.
- А когда будет?
Как обсуждалось выше, для понимания Исуса и его учения необходимо понимание его еврейского контекста. Этот контекст я постараюсь здесь коротко изложить.
Религия древних евреев радикально отличалась от религий окружающих их народов. Окружающие народы верили в множество разных богов (политеизм), евреи верили в единого Бога, Создателя Вселенной. Дополнительными важными отличительными характеристиками еврейской религии были наличие священного писания и вера в необходимость соблюдения ряда заповедей, исходящих от Бога. Согласно одной из фундаментальных идей иудаизма, Всевышний заключил с народом Израиля завет или договор, благословив его своими заповедями, которые сыны Израилевы обязаны соблюдать. Именно в этом и заключается идея избранного народа - народ, избранный для получения заповедей, или Священного Писания, в котором записаны эти заповеди. Всевышний же со своей стороны взялся покровительствовать этому народу.
Приятно, когда твой покровитель - всесильный Создатель Вселенной. Хуже, когда, несмотря на это, дела твои идут не лучшим образом. Правда, на заре еврейской государственности, при царе Давиде и его сыне Соломоне, если верить библейской информации, дела шли в целом совсем неплохо. Но после смерти Соломона царство раскололось на два - Израиль и
Иуду (Иудею), и далее последовали века внутренних политических проблем и военных поражений, главными из которых было уничтожение Израильского царства Ассирией и безвозвратная потеря десяти из двенадцати колен Израилевых, а затем и Вавилонское завоевание Иудеи, сопровождающееся пленением и перемещением части населения в Вавилон. Помимо этих крупных военных катастроф периодически на древних евреев обрушивались более заурядные проблемы: засуха, мор, эпидемии. Как это всё можно было объяснить, если народу покровительствовал всемогущий Творец?
Разумеется, Творец не виноват. Не может быть, чтобы он обманул или "не смог". Очевидно, виноват народ. Народ не выполняет свою часть контракта, не соблюдает заповеди, как положено, от этого все беды. Этот взгляд, как я
говорил, наиболее активно выражали пророки, но он же выражается и во многих других книгах Танаха (Ветхого Завета). Он, очевидно, многие века был доминирующим - большинство находило его удовлетворительным. Как мы знаем, и сегодня есть приверженцы разных религий, придерживающиеся аналогичных взглядов.
Но уже и в ветхозаветные времена многим становилась очевидной проблематичность этого подхода, когда пытались соотнести его с наблюдающейся реальностью. В самом Танахе мы находим и принципиально иной подход к этой проблеме, несовместимый с вышеописанным - в книге Иова. Не пересказывая её в подробностях, скажу лишь, что в этой книге совершенно ясно даётся понять, что страдать могут и праведники, что страдания бывают не только за грехи, что стоит за всем этим Бог, а на вопрос "как же так?!" ответ: "а вот этого нам знать и не положено". Более того, даже задавать такой вопрос - только Бога гневить (в книге Иова Он очень разбушевался, когда этот вопрос был Ему задан).
Конечно, с таким подходом спорить сложно. Но настало время, когда и он перестал быть для многих удовлетворительным.
В четвёртом веке до нашей эры территория древнего Израиля была завоёвана Александром Македонским (отвоёвана у персидской империи). Александр отнёсся к евреям весьма благожелательно и уважительно, благодаря чему описан в Талмуде в положительном свете. В честь него даже называли еврейских первенцев. В результате завоевания постепенно начался процесс эллинизации - проникновения греческой культуры в еврейское общество, но евреи сохранили свободу исповедовать свою религию и придерживаться своей культуры. После смерти Александра империя была поделена между его генералами и Иудея в конце концов (в 175 г. до н.э.) оказалась под властью царя Антиоха IV Епифана. Антиох был куда менее толерантным лидером. При поддержке эллинизированных еврейских элит он стал проводить насильственную эллинизацию. Встретив сопротивление, он продолжил гнуть эту линию с ещё большей жестокостью. Еврейская религия была объявлена вне закона, Иерусалимский Храм, центр религии, и самое священное её место - осквернён, евреи были обязаны поклоняться языческим идолам, что иудаизм самым категорическим образом запрещает. Ослушание каралось жестокими пытками и казнями.1 Между тем, многие отступники принадлежали к социальной элите и жили припеваючи.
На этом этапе стало очевидно, что те, кто верны Богу, страдают и гибнут, те, кто объединились с Его противниками, ведут беззаботную и безбедную жизнь. Тут уже не только объяснение, что Бог награждает тех, кто ему верен, и наказывает отступников, не работало, здесь уже даже объяснение, что неисповедимы пути Господни, несмотря на свою кажущуюся неуязвимость, оказалось малоубедительным.
Чтобы объяснить это положение вещей, возникла новая идея: в нынешнем мире правят силы зла. Бог по неизвестной причине выпустил ситуацию из под контроля, удалился от этого мира. Но он скоро вернётся. И тогда, наконец, злодеи будут наказаны, а праведники будут награждены. Это будет конец истории в её нынешнем виде, конец света. И начало нового мира, нового этапа - грешники навсегда умрут, зло из этого мира исчезнет, праведники будут вечно жить в этом новом, идеальном мире.
Люди, в головах которых родились эти представления, считали, что это озарение - от Бога, что к ним снизошло Божественное откровение о силах добра и зла, о предстоящей битве между ними и, в конечном итоге, о победе первых над вторыми. "Откровение" по-гречески называется "апокалипсис". Поэтому такое мировоззрение называется апокалиптическим. Апокалиптическое направление иудаизма стало набирать силу за двести лет до того, как Исус начал свою миссию. Именно эти представления стали центральной частью его учения.
1 В конечном итоге это привело к восстанию против греческого владычества, которое увенчалось успехом - селевкидская империя утратила контроль над Иудеей, еврейское государство обрело независимость. На этих событиях основан праздник Ханука.