В рамках федеральной целевой программы изучения батумских нововведений (на самом деле нет) посетил новенький с иголочки автовокзал, который построили еще чуть ли не в прошлом году, но вот только сейчас запустили в дело.
На самом деле виной тому визиту были рекламные плакаты по всему Батуми. На плакатах грузинскими белыми буквами по красочному фону расписывалась акция турецкой автобусной компании Metro - 10 лари за билет от Батуми до Тбилиси. Торопитесь, дело выгодное.
Особенно выгодным дело казалось по трем причинам.
Во-первых, маршрут Батуми - Тбилиси в Грузии является самым главным. Столица - море. "Нью-Йорк - Лос-Анджелес", "Париж - Ницца", "Анкара - Стамбул", "Москва - Питер" - вот равноценные ему маршруты в мире. Соответственно трафик на этом пути нешуточный, конкуренция - тоже, подвижной состав всех мастей, есть за что и с кем побороться на рынке.
Во-вторых, имеющиеся перевозчики в лице адских маршруток и чуть менее адовых автобусов выставляют цены от 20 лари и выше. Поезд (если не плацкарт) стоит еще дороже, едет дольше, приезжает в оба пункта назначения еще до первых петухов.
И в-третьих, автобусами Metro я вдоволь наездился по их Турции, и считаю их образцом пассажирских перевозок вообще. Особенно на фоне грузинских реалий. Аккуратные водители в рубашках и галстуках, строгое расписание, стюарды на борту, чай-кофе-вода-печенье бесплатно, быстрый вайфай на всём пути, телевизор, радио, музыка, наушники, медиацентры встроены в спинки кресел, приличный шаг этих кресел - мало какой самолетный эконом-класс сравнится с их сухопутными лайнерами. И не обгоняют на серпантинах в слепых поворотах через две сплошные.
И по 10 лари за билет. И отходят, по словам батумских знакомых, каждый час круглые сутки.
В общем, нужно было ехать и удостовериться самому. Съездил. Рассказываю.
Новый автовокзал находится в глухой батумской промзоне, не доезжая центра, с левой стороны, напротив порта, за нефтебазой. С трассы его не видно. Попасть можно через большой автомобильный мост, который проходит над всеми путями, далее направо, ориентир - заправка и белые огромные псевдошатры.
1. Псевдошатры:
Территория огорожена по периметру сплошным забором. Вход один, он же - въезд. Никакого удобного городского транспорта на этой территории я не обнаружил, спросил охранника - нету такого транспорта.
2. Ближайшая автобусная остановка метрах в пятистах от входа. Автобусы №№ 1,8, 9 и 101 отмечены на ее указателе.
С чемоданами от остановки к вокзалу только пешком через асфальтовое поле.
На территории автовокзала есть парковка для частников, можно оставить свою машину. На вопрос о стоимости охранник пожал плечами, ответил "как договоритесь". С кем и на каких условиях договариваться он не пояснил. Похоже что я первый обратился к нему с этим вопросом, до меня все заезжали просто так))
Само здание ничем не примечательно, стандартный бетонный короб с типовым турецким остеклением синюшного цвета. Такие сараи стоят по всей Турции от Хопы до Измира. Дешево и по делу, без красот.
3. Стандартный турецкий сарай. Хоть автовокзал, хоть строительный рынок, хоть кинотеатр:
С изнанки у сарая тоже всё по типовому проекту. Кармашки для подъезжающих автобусов, навес от дождя и солнца, перрон, выход, остекление зала ожидания. Что тебе Анкара, что Стамбул, что Трабзон - без разницы.
4. Сарайская изнанка:
На стоянке замечены были автобусы с новым логотипом Metro Georgia. Грузинское отделение автотранспортного предприятия ПАТП-14 "Метро" стало быть. Автобусов два типа - небольшой мест на 30, и 50-местный лайнер, глоубтроттер, глотатель шоссейных километров.
5. Тот что поменьше:
6. Здоровенная посудина на полсотни мест:
Оба типа по всему периметру облеплены рекламными наклейками про 10 лари за билет, про вайфай и кофе в дороге, про маршрут от Батуми до Тбилиси и обратно, и телефонами для справок. На том, что побольше, еще и табличка висит про батумскую конференцию антивирусологов под маркой Касперского.
7. Чай, телевизор, вайфай помогут скоротать путнику время в дороге. В спинке кресла над грузинской буквой "о" отсвечивает монитор медиацентра, встроенного в каждую спинку:
Однако пора внутрь вокзала. Входим, оглядываемся. Крайний справа мужик на скамейке, увидев камеру, застенчиво снимает ногу с ноги и складывает на груди руки.
Внутри вокзала всё устроено в точности так же, как внутри любого турецкого автовокзала любого города, от Эрзурума до Антальи. Ряд витрин с названиями автокомпаний, автобусы которых будут пущены на маршруты. Компании, естественно, все турецкие. Окошечек несколько десятков.
8. Десятки окошечек и застенчивые мужики:
Над входом изнутри развешены флаги, столбящие территорию. Флаг компании-перевозчика Metro Avrasia Georgia JSC, флаг Грузии, флаг Аджарии, турецкий флаг, и снова Аврасия.
9. Наши флаги дружно в ряд:
С потолка также спускается навигация по автовокзалу. Особенно веселит пункт "Чистка обуви", названный по-английски bootblack. Логично. Кроме бутблэка есть (будет) всё что нужно - ресторан-кафе, туалеты, магазины, парикмахерская и даже химчистка.
10. Всё что нужно путешественнику:
11. Пока из перечисленного есть только туалеты. Остальное готовится, стоит запах свежей штукатурки, вешаются вывески, визжит болгарка, грузинская бабушка метет полы:
12. В окошке одной из касс висит тот самый плакат, который я увидел в Батуми. Иду к нему:
Выясняю детали пассажирских перевозок.
Итак, во-первых, 10 лари это промо-цена, которая действует только первый месяц. До 20 ноября этого года, включительно. Потом стоимость повышается в 2 раза, билет ценой в 20 лари уже более похож на действительность.
Во-вторых, никаких раз в час пока нет, видимо все же не хватает трафика. Собственно для его привлечения и была затеяна промо-акция по 10 лари.
13. Расписание сейчас выглядит вот так:
Первый рейс в 8 утра, затем в 10, 13, потом перерыв аж до 20, в полночь и последний в час ночи, ночной стало быть. Автобус идет ровно шесть часов, кроме того, который отправляется в час дня и в час ночи - те идут почему-то не шесть, а семь часов. Откуда берется лишний час - непонятно, кассирша пожала плечами.
В-третьих, остановки в пути возможны, можно купить билет например до Кутаиси, или от Кутаиси. Автобус тормозит там по адресу "Чавчавадзе, 34", где это находится я увы не знаю. В Тбилиси приходит на автовокзал в районе Ортачала.
До 20.11 цена до Кутаиси будет те же 10 лари, после окончания акции - меньше, но сколько именно, кассирша не говорит. А поскольку она же отвечает на все звонки по телефону, что на всех плакатах и на бортах всех автобусов, то по телефону она скажет то же самое. После 20 ноября должна появиться уже разбивка по стоимости и городам. Пока всё по десять.
То же самое касается мест и остановок для тех пассажиров, которые стартуют не от конечных точек, а где-то посередине - как застопить большой белый лайнер на трассе мне пока тоже не рассказали. Видимо сами думают.
Вайфай и медиацентр в автобусах, по словам девушки, работают, напитки и печенье исправно предлагают. Автобусы пока ездят только большие, на 50 мест. Когда и как поедут 30-местные и поедут ли вообще - будет известно опять же после 20го.
Ну вот вроде бы и всё.
Представится оказия посетить столицу, проедусь специально на турках и расскажу, как там у них всё устроено внутри. Снаружи пока выглядит очень прилично, особенно в сравнении с тем транспортом, которым я ездил раньше.