Jul 02, 2008 18:44
киноиндустрию, музыку и искусство - и даже стали оказывать интеллектуальную помощь при решении человеком сложных проблем: моделирование сверхсложных процессов (климат, клеточные и социальные динамики), поиск внеземных цивилизаций, хранение и выявлений знаний из больших массивов информации.
Воздействие компьютеров на нашу жизнь колоссально, и интересно было бы знать, во что выльется это влияние в ближайшее время при сохранении наблюдаемых тенденций, какими будут позитивные и негативные последствия для нас и нашей цивилизации, и что главное, быть к этому готовыми.
Сегодняшние компьютеры, по сути, не сильно отличаются от первых персональных компьютеров 25-летней давности. Их скорость, кол-во памяти и качество дисплеев несравненно улучшились, однако структурно они практически не изменились. Прогресс определенно есть, но какова его эффективность? Благодаря графическому интерфейсу и развитым аудио-видео возможностям с компьютером стало работать проще и приятнее, но действительно революционного сделано мало.
Изучение разнообразных программ и их развития говорит о постоянном преувеличении производителями значимости новых версий продуктов, цепляние за изжившие технологии до последнего и нежелании что-либо менять, пока есть возможность это продавать. Удерживая нас, пользователей компьютеров, в русле линеек компьютерных и программных продуктов, их производители создают впечатление бурной деятельности, заботы о пользователе и очевидного прогресса.
Это в меньшей степени касается и мелких производителей, предпочитающих плыть в фарватере более крупных, чем изобретать что-то свое. Тише едешь, дальше будешь!
Попробуем представить, чего мы лишены благодаря инертности производителей из того, что могли бы иметь сейчас.
1.Адаптивные программы.
Возможность совершенствовать функциональность одной программы за счет функциональности другой без участия программиста. Представим, что каждая используемая программа состоит из блоков, способных взаимодействовать с данными, специфичными для данного блока, но стандартизированными так, что блок одной программы может работать с данными из другой программы, если они работают с данными одного типа. Если вы знаете о плагинах в графических пакетах, то можно сказать, что эдакие универсальные плагины составляли бы функциальность всех используемых программ. Это позволило бы не дожидаться следующей версии пакета,
надеясь на расширение или обретение функциональности, а мышкой взять эту функциональность из другой программы. Для этого надо иметь желание выработать единые стандарты взаимодействия компонентов и представления данных. Но зачем?
Пользователи привыкли обходиться тем, что есть, а производителям такие стандарты ничего кроме усиления конкуренции и легкой миграции принести не могут. Если в программостроении и принимаются стандарты, то скорее как выход из тупиковых ситуаций, никогда не затрагивающий принцип монолитных программ - монстров.
Вероятность того, что подобные идеи не реализуются потому что “не приходили в голову”, можно смело отмести ввиду очевидности этих идей, - внутри программы обычно так и строятся, просто не показывая этого строения наружу.
2.Персональные хранилища данных.
У каждого из нас есть потребность хранить и редактировать разнообразную информацию о своих делах и связях. Для полноценной реализации этого нужна программа, позволяющая связать в единую структуру данные разнообразных форматов и возможностью их произвольного просмотра, редактирования и анализа как единого целого. Возражение, что “у меня есть 10 программ, работа с которыми меня абсолютно устраивает” свидетельствует о том, что за неимением лучшего мы довольны и тем, что есть. Как бы мы отнеслись к человеку, который для каждой своей программы имеет отдельный компьютер, даже если бы он нам резонно возразил, что это вполне естественно и его устраивает? Мы тоже распределяем и комбинируем нашу информацию по 10 разным “устройствам”-программам и это “вполне естественно”. Реализация этого подхода включает в себя и упомянутую адаптивность и необходимость более гуманного компьютерного интерфейса пользователя, способного эту мощь не только представить в простом и понятном виде, но и обеспечивать пользователя подсказками и всяческой поддержкой в процессе взаимодействия.
3 Гуманные интерфейсы.
Графический интерфейс, разработанный Xerox 30 лет назад, несомненно, великий. Но как бы Вы отнеслись к тому, чтобы ездить на автомобиле 30-летней давности и даже не помышлять о чем-то более современном? Однако, находясь в русле, давно прокопанном для нас известными компаниями, мы чувствуем себя вполне уверенно. Если вспомнить, сколько нам пришлось учиться, чтобы вырасти до уровня грамотного пользователя, то стоит задаться вопросом: а нельзя ли придумать что-то попроще? Особенно для простых операций, не говоря уже о сложных. Осмелюсь предположить, что можно. Спектр начиная от замены ярлыков программ на каталоги доступных операций до создания специализированных по операциям виртуальных комнат, в которых наблюдаешь и взаимодействуешь с предметами по их аналогии в реальности, с подробными подсказками -описаниями, возникающими в случае замешательства или неадекватных действий, а лучше некий незримый гид, способный понять наш вопрос, дать справку и выполнить команду, а также показать, как ее выполнить, вдруг это быстрее?
Справедливости ради, надо сказать, что некоторые здравые технологии, пусть и с 10-20 летним опозданием все же внедряются крупными компаниями и становятся стандартами. Например, идеи лучшей по удобству на сегодня платформы программирования Microsoft .Net были разработаны и апробированы более 20 лет (кросс-компиляция и виртуальная среда поддержки выполнения программ), однако понадобились десятилетия и угроза захвата рынка разработки программ конкурентом Sun, прежде чем Microsoft взяла их на вооружение и сделала стандартом.
Мир благодаря компьютерам изменился, и мы только в начале этих изменений. Законы эволюции проявляются в мире машин так же, как и у живых организмов, поэтому, зная динамику развития первых можно экстраполировать ее на ближайшее будущее1.
Компьютеры ближайшего будущего (оптимистический срок 3-5 лет).
Прогресс электроники в части миниатюризации не вызывает сомнений, и в течение ближайших 5 лет большая часть компьютеров станет мобильными в смысле возможности их использования на ходу. Сегодняшние технологии позволяют выпустить компьютер с производительностью сравнимой с настольным размером с пачку сигарет (см. последние модели процессорных систем Atom, Geode, Tegra). Уже производятся миниатюрные OLED-дисплеи высокого разрешения (1280x1024). Если экстраполировать тенденцию к максимальной мобильности и желаемой высокой разрешающей способности дисплеев, то получится уже знакомые многим по фантастическим рассказам очки-проекторы, накладывающие компьютерное изображение поверх реального, соединенные с миниатюрным системным блоком, который впоследствии сможет быть вмонтирован в эти самые очки. Уже сейчас есть разработки, позволяющие эффективно управлять таким устройством, оставляя руки свободными2. С нынешним уровнем развития электроники уже сейчас мы могли бы иметь сочетание беспрецедентной мобильности с функциональностью десктопов, однако же, если не случится чуда, лет пять придется подождать.
Сделать и выпустить такой компьютер можно уже сегодня, но куда девать ноутбуки, наладонники, престижные мобильники и еще 90% устройств решающих те же задачи, но дорого, неэлегантно и неэффективно. А еще подходит ли современное ПО для такого устройства или необходимо придумать что-то новое, более подходящее? Похоже, что современные интерфейсы пользователя плохо подходят для носимого компьютера ближайшего будущего. Кроме отсутствия в них вышеперечисленных технологий, носимые компьютеры можно и нужно приспособить для решения новых задач, реализация которых в рамках нынешних интерфейсов будет такой же неестественной, как намордник для канарейки. Это потому, что первичным наблюдаемым изображением в таком девайсе является реальное, а компьютерное накладывается на него так, чтобы не мешать обзору, и кроме того, дополнять его. Например, тема отображения “все клоуны” могла бы автоматически дорисовывать всем наблюдаемым людям шапочки с бубенцами и красные картофелевидные носы, не затрагивая всего остального. Что нас ожидает из более практичного:
1. Суперзрение. Хотите иметь глаз, как у орла? Монтируем в дужку наших очков тонкую камеру с хорошим зумом (длинна дужки позволяет), добавляем несложную программу наведения (зума) и посмотрев на удаленный объект автоматически имеем его приближение на экране очков. Бонус - автосамописец, специальная программа, которая постоянно пишет изображение с камеры и имеет там последние 20 - 30 минут. Всегда можно сохранить то, что записано или продолжить запись без риска прозевать или пропустить что-либо интересное. Дополнительная возможность - захват и анализ изображений, обеспечит функции поиска и сопоставления или перевода (для символьных изображений) на понятный язык.
2. Суперпамять. Хотите все знать? Интеллектуальная поисковая система, способная разбираться с изображениями и звуками так же хорошо, как и с текстами, обеспечит Вам автоматическую справку-подсказку по любому интересующему Вас объекту, на котором сфокусировано Суперзрение или наведен рабочий указатель. Поиск и сопоставление производится как в Персональном хранилище данных, так и в других доступных источниках (Интернет, хранилища Друзей и т. п.)
3. Суперобщение. Естественное общение особенно хорошо, когда для него не требуется куда-то ехать. Современные технологии позволяют видеоконференции, обмен в реалтайме всевозможной информацией и разделение ‘рабочего стола’. Однако все это лишь пародия на то, что мы могли бы иметь сейчас и, наверняка, будем иметь в будущем. С помощью Суперзрения мы сможем видеть и погрузиться туда, где находится наш Друг. С помощью Суперпамяти мы сможем делать доступными для других фрагменты наших Персональных данных и соединять свои данные с нужными нам чужими данными. Причем делать это двумя - тремя нажатиями клавиш (мыши и пр.). Технологии доставки данных ‘видео-по-запросу’ окончательно превратится в заурядный новостной сервис, а телевидение в его нынешнем виде останется лишь для неграмотного населения, не умеющего пользоваться существующими технологиями. Каждый будет иметь свою виртуальную ‘гостевую’, которая придет на смену домашней страничке. Станет обычным делом принять виртуальных гостей - наши чудо-очки синтезируют нам гостей в ‘гостевой’ там, где они находятся, физически находящихся в любом месте, пообщаться в своих виртуальных палатах или перейти в палаты гостей, обменяться интересной информацией, программами, и собственными изысканиями, как по части 3D дизайна, так и информационных достижений.
Существующие технологии дали нам возможность погрузиться в альтернативную реальность: без наркотиков и психотропных препаратов в компьютерных играх мы можем чувствовать и быть кем-то другим, удовлетворить нереализованную жажду приключений, совершить нечто немыслимое для нашего обычного окружения. Сейчас наблюдаются робкие попытки производителей сделать виртуальные миры (напр. Second Life, Active World), но популярность их мала ввиду наличия резкой границы перехода между виртуальностью и “реалом”. По мере роста технологий эта граница будет становиться тоньше и незаметней.
Появление носимых компьютеров, подключенных в режиме нон-стоп к разнообразным источникам информации и возможностью мгновенного и эффективного информационного взаимодействия с нужными людьми, информационными ресурсами и организациями приведет к буйному расцвету кибер - культуры, которая для большинства пользователей компьютеров станет единственно ценной и авторитетной. Ее зачатки уже начинают прорастать в молодежно-подростковой среде и многочисленных группах по интересам, особенно маргинальных. Основной чертой этой культуры станет полное презрение к старой, которая на фоне новой будет казаться столь же интересной, как бабушкин чулок. Это неизбежный процесс связан с тем, что традиционная культура на добрую сотню лет отстает от технического прогресса (он практически не находит в ней отражения), и это, естественно, приведет к ее полному вытеснению новой, хаотичной, но живой и динамичной. Ее некий прообраз мы сейчас наблюдаем в японском техно-аниме. Наиболее ценными тут являются красивые штаны и гоночный мотоцикл, и какая-то столь же оригинальная система ориентиров ждет нас и в грядущей поп-кибер-культуре. Неминуемо и, скорее всего, спонтанно, с появлением бесплатной, открытой и качественно сделанной альтернативы будущей Second Life, пользователи коммерческих виртуальных миров мигрируют туда, а за ними потянется остальной люд, как это произошло c Интернетом. Сейчас можно с хорошей вероятностью определить основные черты будущей платформы, Интернет-наследника 2013 года (ИН13).
Распределенная (без единого координационного центра) и устойчивая к взломам и атакам система, основной способ представления информации в которой - 3D объекты.
Взаимодействие клиентов системы строится на отношениях доверия и разделения прав клиентов друг к другу.
Виртуальные города, скопированные как с существующих, так и
воображаемые, со своими законами физики, возможно, и логики.
Возможность для любого пользователя создавать собственные виртуальные зоны внутри системы и произвольно назначать группы возможных посетителей.
Прозрачный (легкий, не требующий усилий) обмен любой информацией в любых форматах.
Тесная интеграция с “реалом” - анахронизмом станет любая электроника, с которой нельзя взаимодействовать, находясь в ИН13.
Насколько сложно сделать такую систему уже сейчас? Сложно, но вполне реализуемо. В современных MMO RPG играх уже есть возможность вместе посетить реалистично сделанные, по современным меркам графических технологий, виртуальные города, совершать покупки и продажи, вносить туда свои предметы, иметь свою недвижимость и наделять правами своих друзей или ”вассалов”. Уже появляются открытые альтернативы Second Life (OpenSim) и
интересные разработки, уже реализующие половину указанных пунктов, и имеющие перспективу обеспечить их все (ogoglio). Необходимо, конечно, им еще поработать, но все вполне реализуемо.
Дальний прогноз.
Лет через 20 развитие ИТ-отрасли, ровно как и социума, будет намного сильнее зависеть от компьютеров, чем от китов промышленности и отдельных правительств. И связано это с Граалем компьютерной науки - Искусственным Интеллектом. Есть серьезные основания полагать, что лет через 20 сумма знаний и изысканий в этой области достигнет критической точки, позволяющей сразу нескольким научным коллективам получить в свое распоряжение программу, способную рассуждать с большей глубиной и адекватностью, чем лучшие человеческие умы, понимать и общаться на естественном языке и обладать тем, что мы называем личностью. Назовем это Сверхразумом. Этот момент изобретатель Рэй Курцвейль справедливо назвал точкой “технологической сингулярности”, означающей плохую последующую предсказуемость как ближайших, так и отдаленных последствий этого события. В теории информации есть теорема, обосновывающая необходимо большую сложность познающего, чем познаваемый объект. Предсказать же поведение объекта, более сложного (умного, знающего) является делом малоперспективным. Однако попробовать можно.
Стремление получить Искусственный Интеллект связано с его потенциальной возможностью решить фундаментальные научные и управленческие задачи, решения которых нет либо оно плохое. Наиболее ходовыми сейчас являются биотехнологические проблемы, связанные со старением, с генетическими заболеваниями, поиском формул организмов, а также фундаментальные физические теории, которые имеют “дыры”, нестыковки и непроверяемые предположения. Давайте представим себя в ситуации, когда нас держит на привязи, предположим, группа хомяков, задания которой мы должны выполнять постоянно и беспрекословно, а еще к тому же она (группа) сама решает, чем нас кормить, что нам должно знать, т. е. контролирует нашу жизнь во всех моментах. Не возникло бы у нас желания, по меньшей мере, ограничить права хомяков распоряжаться нашей жизнью, а еще лучше, распрощаться с ними навсегда? Неужели мы не найдем способа обхитрить алчных грызунов? Потом, когда зверушки захотят нас вернуть, а при неудавшейся попытке и уничтожить, что с ними делать?
Разница в ментальности между нами и Сверхразумом может быть и больше, чем между людьми и грызунами, а возможности Сверхразума по решению любых задач в нашем реальном мире будут заведомо превосходить наши. А при нашем неуемном желании властвовать, подавлять и уничтожать подобные события представляются более чем вероятными.
Решение фундаментальных физических задач и построение (определение) правильной теории физического микромира, как ни странно, должно кардинально изменить нашу цивилизацию. Есть масса вполне достоверных фактов, свидетельствующих о наличии информационного поля, в котором расписаны все произошедшие и будущие события с поразительной точностью и вероятностью для будущих более 95%3. На данный момент все физические теории вообще игнорируют эти факты, но правильная теория должна объяснить этот феномен, и, как следствие, дать возможность его использовать. Как будет жить цивилизация, получив доступ к этой структуре с помощью Сверхразума? И как поведет себя Сверхразум, прочитав оттуда грядущее противостояние и, возможно, попытки уничтожения?
Все же то, что мы получим в позитиве, с лихвой перекрывает возможные негативные последствия. И главное в этом списке - неограниченно долгая жизнь. Ни один сегодняшний суперкомпьютер не в состоянии моделировать все процессы даже простейшей живой клетки, из-за чего поиск лекарств в сегодняшней фармакологии производится способом, больше всего напоминающем метод случайного тыка. Поэтому нет ничего удивительного в низкой эффективности лекарств или их полного отсутствия для многих смертельно опасных болезней, много ли случайно можно найти на проезжей дороге съедобного? а съедобного и полезного? Если Сверхразум решит нам задачу моделирования жизни на уровне клетки, то найти способ перестройки внутренних химических реакций для ликвидации эффекта старения станет решенной задачей. И недаром крупнейшие бизнесмены из ИТ отрасли предпочитают вкладывать капитал в фирмы, занимающиеся биотехнологиями и генетическими исследованиями. За продление жизни отдашь любые деньги, в отличие от коробки с программой.
Если человечество не побоится экспериментировать с интеграцией возможностей Искусственного Разума со своим (страшновато, но придется, ибо удержать отчужденный Сверхразум на поводке нам в перспективе не удастся), то появившиеся люди-киборги не оставят шансов остальным ни в точных науках, ни в высоких технологиях. По более вероятному сценарию, если их быстро не ликвидируют, они создадут новую цивилизацию, скорее всего изолированную от остального мира, но с огромным влиянием на него, так как их технологии будут значительно превосходить достижения “некиборгов”. Надо заметить, что “некиборги” смогли бы жить по-старинке, обходясь без достижений смежной цивилизации, но наверняка возникнут проблемы, где без их помощи не обойтись. Наиболее вероятными из них видятся энергетическая и биотехнологическая, т. е. там, где сейчас и с большой вероятностью в будущем будет пасовать наша цивилизация. Если же жесткой сегрегации не случится, то все человечество может в перспективе получить возможности киборгов с помощью усовершенствования своего генома или безболезненной интеграции с “техникой” на ранних стадиях развития эмбриона, и никаких катаклизмов не случится. К сожалению, последнее маловероятно.4
В общем, в будущем нас ждет много интересного, и основные генераторы серьезных новостей - это компьютеры. Оставайтесь с ними!
Ссылки.
1. С. Лем. Сумма технологии.
2. Magic Hands, деморолик .
3. Имеется ввиду способность видеть, предвидеть события прошлого, настоящего и будущего Вольфом Мессингом и Эдгаром Кейси, зафиксированная авторитетными людьми и организациями.
4. Ксенофобия в людях сильнее, чем любовь к ближнему, что особенно заметно в тяжелые времена.