Первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в правительстве вопросы безопасности дорожного движения, дал министерству поручение - вернуть штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч.
У китайцев названия стран имеют определенный смысл. Америка - страна процветания, Германия - страна мастеров, совершившегося идеала. Франция - страна закона, Англия - страна героев. А как же они называют Россию? Вот так: 俄 國 Второй иероглиф - "страна", а первый означает "внезапность", "неожиданность", "непредсказуемость". Именно так китайцы со своей Великой стены видят нас: страна и народ, от которого все что угодно можно ожидать. Это сильно…
В чем-то китайцы, несомненно, правы: Россия - страна парадоксов.
Например, вплоть до 2012 года рождаемость в стране падала, зато росла смертность, которую значительно опережал рост цен на жилье. И наоборот, когда в 2013-м рождаемость впервые превысила смертность, цены на жилье поползли вниз. Хотя смертность в стране остается стабильно высокой. В том числе - из-за возросшего количества ДТП.
Это еще один парадокс российской действительности: с улучшением качества дорог растет аварийность на них. По причине банального «лихачества», сиречь - безрассудной, нерасчетливой езды на высоких скоростях. Благо, качество дорог и либеральное российское законодательство позволяют: в 2013 году в законодательство внесены поправки, в соответствии с которыми водитель будет отвечать за превышение скорости лишь в том случае, если он превысил ее более чем на 20 км/ час. Если превышение составит 19,5 км/ час, водитель ответственности не подлежит. Правда, только в том случае, если его «лихачество» не повлекло за собой ДТП. Если повлекло - отвечать придется «по полной».
Что же это такое - «превышение скорости на 20 км/час»? Много это или мало?
Обратимся к цифрам. Немного физики для 5-го класса. Автомобиль при движении развивает кинетическую энергию (живую силу). Кинетическая энергия выражается в виде работы силы инерции, которая при наездах и столкновениях расходуется на разрушение, как автомобиля, так и препятствия. И хорошо, если «препятствием» не оказывается пешеход…
Кинетическая энергия находится в прямой зависимости от веса автомобиля и в квадратной зависимости от скорости движения. При увеличении веса автомобиля в два раза разрушительная сила, или сила удара, также возрастет в два раза. А при увеличении скорости в два раза сила удара возрастет в четыре раза! Соответственно, при увеличении скорости в три раза - в девять раз и т.д.
Квадратную зависимость живой силы от скорости лучше всего можно показать на следующем примере: автомобиль весом в 1200 кг, потеряв управление, бьется о дерево. При скорости в 30 км/час сила удара составит 4163 кгм, а при скорости в 60 км/час сила удара возрастет до 16 652 кгм, что равно падению автомобиля с высоты третьего-четвертого этажа. Надо так же учесть, что в квадратной зависимости от скорости находятся тормозной путь, центробежная сила и кинетическая энергия.
То есть, чем выше скорость, тем сложнее управление автомобилем. Достаточно вспомнить, что если при скорости в 30 км/час автомобиль весом 1200 кг за 1 секунду проходит путь, равный 8,33 м, то при скорости в 80 км/час он за то же время проходит уже более 22 м.
Таким образом получается, что «действующий лимит в 20 км/ч - это предпосылка к повышенной аварийности, подобное превышение становится критичным и даже фатальным для пешеходов и других участников дорожного движения». Это слова первого вице-премьера Игоря Шувалова. Вероятно, в отличие от многих наших законодателей, Шувалов хорошо учился в школе, коли потребовал вернуть в законодательство серьезные штрафы за это весьма существенное превышение скорости…
Напомню, что штраф за превышение скоростного режима менее чем на 20 км/ч был отменен 1 сентября 2013 года. Такое превышение скорости до сих пор является незаконным, но после внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях наказание за него не предусмотрено. Зато если водитель превысит скорость на 20 - 40 км/час, ему грозит неподъемный штраф аж в 500 рублей! А при превышении скорости более чем на 40 км/час «лихачу» придется отстегнуть 1500 целковых! Что называется «ой боюсь - боюсь!»
Столичные власти резко поддержали инициативу Игоря Шувалова. Для московских градоправителей этот законопроект особенно актуален, как для властей любого мегаполиса. Ведь плотность населения в Москве давно зашкаливает, а наезд на пешехода даже на разрешенной скорости в 60 км/час, как правило, фатален. Где уж тут говорить о превышениях!