Пока есть время до отъезда, вывешу ещё один пост.
Как уже почти всем (кому надо) известно, на сайте «Анималайф» ведётся подписка на три анимационные книги. Про первую - «Предвидение по Саакянцу» Сергея Галстяна - я написал в ЖЖ, пожалуй, даже первым в Москве. Вторую - учебник Анатолия Петрова - рецензировал ещё в процессе подготовки его к изданию. Причём рецензировал трижды, поскольку предполагался выпуск этой работы в трёх «томах». А вот про третью - сборник памяти И.П.Иванова-Вано - ничего не писал. На эту книгу подписываются менее охотно, чем на остальные, а аннотации в Сети весьма скупые, поэтому я всё же попробую кратко изложить своё мнение о ней, чтобы у будущих читателей было некоторое представление о том, что они заказывают.
Прежде всего заметно, что сборник готовился весьма поспешно. Местами поспешность даже переходит в халтурность - особенно когда выпирают неисправленные опечатки, небрежно (мягко говоря) составленная фильмография и непростительные «ляпы» (как, например, приписанный Вано эскиз к ходатаевскому «Органчику»). С киноведческой точки зрения всё это не выдерживает критики.
Второй признак поспешности - составление сборника. Большинство материалов, его составивших, либо поверхностны, либо являются републикациями. Некролог Ю.Б.Норштейна печатался ранее (в 1987 году) в журнале «Искусство кино», а статья Н.Н.Абрамовой взята из очень известного сборника «Мастера советской мультипликации» (1972). Причём ни один из первоисточников в сборнике не упомянут, что ещё больше снижает его ценность.
Тексты же, опубликованные впервые, в большинстве своём подготовлены очень неряшливо. Предоставленные мною фонограммы рассказов Анатолия Алексеевича Петрова расшифрованы небрежно и почти не подвергнуты литературной обработке (что в данном случае было совершенно необходимым). Статья Натальи Кривули грешит очевидной поспешностью, многие её постулаты «притянуты за уши» (например, перечисление технологических новаторств Иванова-Вано), а анализ картин также поверхностен. Например, совершенно превратно истолкованы особенности драматургии «Сеньки-африканца» - видно, что автору неизвестна истинная «закулисная» история этой работы, раскрытие которой по документам напоминает хороший детектив…
И всё же есть в этом сборнике два текста, ради которых его стоит иметь на книжной полке. Во-первых, это воспоминания С.М.Соколова об Иванове-Вано - педагоге, тактичные, тёплые, но лишённые лакировки и «глянца». И во-вторых (и в-главных!), это - воспоминания дочери Ивана Петровича - Галины Ивановны. Этот текст действительно приоткрывает множество завес над жизнью и творчеством легенды отечественной мультипликации, каковой, несомненно, является И.П.Иванов-Вано. Только прочтя его, можно узнать о «корнях» Ивана Петровича, о его детстве и годах учёбы (в своих мемуарах он эти детали собственной биографии опустил). Узнать о том, как отражались события личной жизни и состояние здоровья на его картинах. Как ему чудом удалось избежать ареста, а позже - исключения из партии и причисления к «безродным космополитам» (вместе с Л.А.Амальриком). О его невоплощённых замыслах (коих было очень много!), о том, какой ценой давалось ему исполнение своих общественных и представительских функций. Короче - проникнуть в то самое «закулисье», существование которого трудно заподозрить, знакомясь с плодами творчества режиссёра.
Если вы хотите познакомиться с И.П.Ивановым-Вано с совершенно неожиданной стороны, увидеть его таким, каким видели только самые близкие люди, - то обратите особое внимание именно на эти тексты. Возможно, вас ждёт настоящее открытие «неизвестного Вано». Во всяком случае, я это ощущение испытал. Ради него и стоит покупать этот сборник…