Роман Давыдов - 110 (3)

Apr 09, 2023 09:25

(Продолжение)

Итак, после завершения «Главного звёздного» Роман Давыдов получил свободу выбора материала, что дало ему возможность осуществить своё, быть может, главное достижение в киноискусстве.

«...Это моё было счастье, что, когда меня спросил директор: «Роман Владимирович, что Вы будете делать?», - я сказал, что я бы хотел поставить «Маугли». Он сказал: «Ну что же, давайте попробуем».

Я пригласил сценариста Леонида Анатольевича Белокурова. Ну, конечно, я ему подсказывал, как что я хотел сделать. Предполагалась ведь большая вещь, громадная. Я предложил сделать небольшой отрывок, в зависимости от того, как он будет принят. Я пригласил художников - Винокурова, с которым впоследствии очень, очень много работал, и <...> Репкина Петра Петровича, который очень многое время работал на «Диафильме» <…> . Очень долго искал композитора. Никак не мог его найти, никто не соглашался. Наконец, мне посоветовал Борис Чайковский - я к нему обратился, он мне посоветовал Губайдулину. Она согласилась, и она эти две части хорошо провела. Очень хорошо поработали художники-постановщики».

Винокуров отвечал на картине за декорационную часть и цветорешение, Репкин - за персонажей. Репкин был уникальным рисовальщиком, видимо, непревзойдённым на «Союзмультфильме». Его кредо: типаж должен быть нарисован так, чтобы даже прохождение через графические цеха не могло его испортить. Фоновую часть (по эскизам Винокурова) осуществлял художник-живописец Пётр Тимофеевич Коробаев.

Драматургия цикла строилась на выделении пяти самостоятельных сюжетов, каждый из которых знаменовал один из этапов взросления главного героя. Это позволяло выпускать фильмы в прокат посерийно, так как каждый фильм имел свой, вполне законченный сюжет.

Давая разрешение на запуск фильма по книге Киплинга, в Госкино уже были осведомлены, что студия Уолта Диснея работает над полнометражным фильмом по тому же сюжету. Поэтому работа Романа Давыдова неизбежно рассматривалась как идеологический конкурент американской анимации. Так, Госкино в лице и.о. начальника Главного Управления по производству художественных фильмов Е.Д. Суркова и члена сценарно-редакционной коллегии Л.Боровиковой советовало: «Учитывая то обстоятельство, что известный американский режиссер Дисней вскоре заканчивает картину «Мугли» (так в документе, имелась в виду «Книга джунглей» - Г.Б.), желательно было бы, чтобы студия, создавая картину по одноименному произведению Кипплинга, обратила более пристальное внимание на выявление той народной фольклорной основы, заключенной в этом произведении, с тем, чтобы наша картина обладала всеми чертами оригинального творческого своеобразия и, естественно, по своей художественной трактовке носила все признаки нашего современного понимания образов этого популярного произведения».

При работе над первым фильмом - «Ракшей» - Давыдов самостоятельно сделал типаж Багиры, который Репкиным был только прорисован.

«...Багиру я очень любил - именно Багиру... Кстати сказать, у Редьярда Киплинга Багира - мужского рода. Мне показалось, что лучше, если она будет рода женского. Так оно и случилось.

Встал вопрос об актёрах. Я предложил <на озвучание Багиры> Касаткину Людмилу Ивановну. Когда художественный совет [прослушал запись], то сказали: «Да нет, Касаткина совершенно никуда не годится! Поищите какую-нибудь другую актрису». Я не помню уже, какую я поискал - первую, вторую, меня они не устраивали, - я всё-таки остановился на Касаткиной. Ну, когда художественный совет принимал первые две части, <…> мне <...> говорил<и>: «Зря Вы всё-таки взяли Касаткину!». Так было, когда я сдавал вторые две части. Так было, когда я сдавал третьи две части. А когда я сдавал последнюю часть, мне тогда единогласно художественный совет сказал: «Роман Владимирович, Вы были правы, что Вы взяли Касаткину, не послушали нас!»...

Вы знаете что, это так, между нами говоря, не надо об этом писать... Я не очень любил Касаткину-актрису. Понимаете, нет. Но её голос - её голос какой-то кошачий... Это не надо писать, ради бога... Ну да, художественный совет трудно убедить своей внутренней мыслью. Потому что я вижу её движения - я художник-мультипликатор, я художник, я режиссёр - я вижу, как она должна двигаться. И её интонация поможет художнику-мультипликатору в движении. Если, допустим, Папанов был на тигра приглашён мною - такой мужской голос, довольно грубоватого человека... А тут должен быть ласковый, вкрадчивый какой-то - вот что мне казалось. И нарочито я там внёс... Некоторые потом мне говорили: «Какую прекрасную вещь Вы придумали!» А придумал я вот что: когда Багира соскакивала с дерева, она распласталась, как капля, а потом собралась и встала. Вот это был, может быть, апофеоз её движения, мною увиденного при записи её голоса».

«Маугли» стал образцовой работой «Союзмультфильма» по части анималистического мультипликата. Уже на «Ракше» работали такие блестящие мультипликаторы, как Владимир Зарубин, Виктор Лихачёв (которого на студии называли «королём звериных сцен»), Олег Комаров (эти трое аниматоров впоследствии принимали участие во всех пяти фильмах цикла), Владимир Крумин, сын режиссёра Александр Давыдов. Борис Бутаков сделал, в частности, эпизод выступления волчат на Скале Совета. Многие сцены с Багирой выполнила Светлана Жутовская (Сичкарь), с бандерлогами - Виктор Арсентьев, с павлинами - Валерий Угаров.

Роман Владимирович позже вспоминал: «...Я смотрел, как должна двигаться Багира, пантера. Я говорю: «Помните - мультипликаторам говорю, - у вас есть дома кошка? Как у неё ходят лопатки - помните это?» И когда они говорили: «Да, помним», - «Так вот делайте Багиру так, чтобы были лопатки видны - это кошачьи движения! Вот эта мягкость кошки...». Я помню, когда кто-то из режиссёров сказал своему мультипликатору, с кем работал, мимоходом я услышал просто: «Главное - делайте, чтобы двигались лопатки у волка!». Что раньше вообще не делалось. Это просто была моя какая-то, где-то услышанная им фраза.

Вот то, что сейчас, кажется, потеряно уже... А ведь мягкость животного не только же у кошки существует. Это и у медведя, это и у слона, если хотите...».

Фильм «Ракша» был закончен летом 1967 года и стал, видимо, первым фильмом Романа Давыдова, получившим первую категорию. В фильме, как всегда у Давыдова, было много экспериментов с пластикой и монтажом: достаточно вспомнить прыжки кошачьих (Шер-Хана и Багиры), сделанные исключительно применением целлулоидных панорам. Как раз на «Маугли» окончательно сложился один из основных приёмов Давыдова-режиссёра: статичная композиция (например, массовка персонажей) с единственным движущимся героем или деталью (как правило, на переднем плане). Здесь же уже ясно виден и один из принципов Давыдова-мультипликатора, отмеченный позже Романом Кобзаревым: долгая и тщательная подготовка к действию и само действие, совершённое «рывком», почти без промежуточных фаз.

«Ракша», 1967








Видимо, параллельно с разработкой сценария и подготовительного периода второго фильма - «Похищение», Давыдов почти с тем же составом съёмочной группы (художники-постановщики Винокуров и Репкин, оператор Елена Петрова, звукооператор Георгий Мартынюк) снял короткий сюжет для киножурнала «Фитиль» - «Собственник», законченный, предположительно, в первом квартале 1968 года. Здесь Давыдов вновь применил эффектный контур с изменяющейся толщиной, выступив как художник-минималист: изобразительное решение на сей раз было почти лишено цвета. Нетрудно заметить в сюжете «Собственника» сходство с картиной Г.Я. Бардина «Выкрутасы», снятой почти на двадцать лет позднее. Однако если у Бардина история подробно разработана и насыщена деталями и нюансами, то Давыдов решил свой сюжет лаконично и афористично, без единого лишнего жеста.

«Собственник», 1968


Для второго фильма из серии «Маугли» Давыдов создал ещё один типаж - питона Каа. В первом фильме этот персонаж появлялся лишь единожды, и типаж его был сделан Репкиным. В сюжете «Похищения» же Каа играл одну из главных ролей.

«Я не очень доволен всем удавом, хотя он всё-таки очень своеобразен. Вот я говорю, что художники-постановщики у меня - Винокуров и Репкин. Репкин художник-постановщик по персонажам, а <...> Винокуров - по фонам. Хотя удава и Багиру сделал я как художник, как типаж. И <…> Репкин, который делал мальчика, который делал медведя - всегда удивлялся: <...> «Ой, Роман, как ты рисуешь змею! Это ведь надо же выдумать так!». Мне почему-то это было очень близко: не просто потому, что змея - это такая вот зигзагообразная кишка, а вот как-то её... Найти её красоту, что ли...».

Один из самых эффектных эпизодов «Похищения» - сделанный самим Романом Давыдовым танец Каа под музыку Софьи Губайдулиной и построенный в значительной мере на монтаже коротких статичных планов, в один из которых Давыдов даже «вписал» телом Каа свою монограмму: «РД». Из других экспериментальных решений можно отметить «полёты» Маугли над пальмой на фоне коршуна Чиля. Очень яркий эпизод фильма - прыжки Маугли и Багиры по деревьям, сделанные Вячеславом Котёночкиным.

Фильм «Похищение» был завершён в сентябре 1968-го.

«Похищение», 1968








Третий фильм - «Последняя охота Акелы» - был, по-видимому, наиболее многострадальным. Несколько придуманных Давыдовым эффекктных кадров («эффект параллакса» в начале охоты, прыжок Акелы) были подпорчены операторским браком, много в фильме и погрешностей, допущенных заливщиками. Сильно обновилась команда мультипликаторов: на смену ушедшему Владимиру Крумину пришли Олег Сафронов, Николай Фёдоров, Виталий Бобров. Давыдов экспериментирует не только с пространством (как в той же сцене, где Акела ведёт стаю на охоту), но и с цветом: в кадрах купания Каа (здесь развит приём, применённый впервые в «Похищении», в сцене прыжков Багиры по деревьям) и в эпизоде избиения Шер Хана «красным цветком». Из интересных находок в мультипликате необходимо отметить сцену борьбы Маугли с Каа.

Помимо технического брака, фильм несколько пострадал при сдаче Госкино: оно потребовало «сократить крупные планы Маугли, в которых нет этнического сходства героя фильма с героем созданным в книге Р.Киплинга». Видимо, имелись в виду кадры, в которых лицо Маугли имело несколько «монголоидный» облик. Возможно, это касалось в первую очередь финала фильма - в нём и сегодня можно заметить некоторую несинхронность изображения и реплик. Сдача фильма происходила в августе-сентябре 1969 года.

«Последняя охота Акелы», 1969








Четвёртый фильм - «Битва» - был, видимо, наиболее сильным и впечатляющим. В первую очередь это касалось самого эпизода сражения стаи с рыжими собаками (который был сделан в значительной мере мультипликатором Олегом Сафроновым, мастером батальных сцен). Мощная симфоническая партитура Губайдулиной добавляет эффектности этому кульминационному эпизоду. Очень интересно сделан финал - возвращение животных в джунгли под траурную музыку в форме серии наездов, приближающих изображение поля битвы и поющего предсмертную песню Акелы. На этой картине команду мультипликаторов «Маугли» пополнил Фёдор Елдинов. Сдача картины Госкино происходила в июле 1970 года.

«Битва», 1970








Наконец, заключительный, пятый фильм, «Возвращение к людям», был одним из наиболее насыщенных типично «давыдовскими» смелыми экспериментальными решениями. Здесь и уже упомянутое «стекание» Багиры каплей с ветки на землю, и пробег Маугли с кадром, разделённым на две разноскоростные панорамы, и момент убийства Шер-Хана. Развитием идей режиссёра был и финал со сменой полустатичных композиций, как бы «заменяющих» собой отъезд камеры (кстати, согласно раскадровке, финальную реплику: «Знай, что джунгли твои, Маугли!» должен был произносить не Балу, а Хатхи), и кадр приближения Маугли к Раме с «качающимся» горизонтом, и выразительнейшие в своей статичности планы: напряжённые раздумья Каа и Маугли в «Битве» («Так... Это значит - дёргать смерть за усы...») и Багира и Каа, слушающие стук сердца Маугли, в «Возвращении к людям». И, конечно, украшением последнего фильма является эпизод «Весеннего бега». В мультипликате серии ведущая роль на сей раз была отведена Владимиру Зарубину, что отразилось и в титрах.

Все пять фильмов серии наполнены вкраплениями типично давыдовского «пластического юмора». Это и «взрыв» сталкивающихся светлячков, мультипликат кабанят, подзатыльник Балу в «Ракше», и «растроение» Маугли и моменты «драки» Багиры с Балу в «Похищении», и «зрачки Будды» и дрожание Маугли в кольцах Каа в «Последней охоте Акелы», и «диснеевская» реакция рыжего пса на появление волчонка в самый разгар сражения в «Битве», и «синхронные» движения медведей на водопое в «Возвращении к людям», и многое другое.

«Возвращение к людям», 1971








Практически сразу после завершения «Возвращения к людям» (а фильм был сдан в начале лета 1971 года) студия выступила с ходатайством о создании полнометражной версии «Маугли». Однако с этим пришлось повременить: одновременный выпуск в прокат «полного метра» делал нецелесообразным выход пятого фильма отдельной картиной, и в Госкино не одобрили эту инициативу.

Следующий фильм Давыдов снял почти тем же составом группы: по сценарию Леонида Белокурова, с художниками-постановщиками Александром Винокуровым и Петром Репкиным, оператором Еленой Петровой, звукооператором Георгием Мартынюком и другими участниками. Изменилась лишь кандидатура композитора: музыку писал Юрий Буцко. Это была экранизация сказки Евгения Пермяка «Фока - на все руки дока».

Материал был несколько новым для режиссёра: сказка носила сатирический оттенок. В фильме почти нет знаменитых давыдовских экспериментов, а контурная трактовка построена на приёме, заимствованном у зарубежных аниматоров и художников комикса: утолщении абриса персонажей. Фона сделаны мягко по цвету, по-видимому, с использованием акварели. Можно сказать, что «Фока» открыл новый этап в творчестве Давыдова, ознаменованный повышенным вниманием к задаче создания ярких характеристик героев. Для речевой окраски главного из них - кузнеца Фоки - Давыдов наделил его своим любимым словцом: «техницски».

Тем не менее, Давыдов не забыл и своих основных пристрастий: одного из женихов царевны Белёны он сделал любителем лошадей, что вновь дало ему возможность развернуться в проявлении своих способностей и знаний как мультипликатора-«лошадника». А в одном из эпизодов картины были задействованы и волки, практически «позаимствованные» из сериала «Маугли».

«Фока - на все руки дока», 1972








Лишь после завершения этого фильма Давыдов получил возможность сделать перемонтированный полнометражный вариант «Маугли». Однако эта редакция была сильно подпорчена.

«И когда я сделал эти десять частей «Маугли» - десять ведь частей, пять, по сути дела, серий двухчастных - мне из Комитета пришло распоряжение сделать полнометражный фильм <…> , выбросив две части. Ну, я выбросил, конечно, титры, потому что на каждые две части вышедшие были титры. Всё-таки там было около, наверное, двадцати метров в каждой. Вот это я выбросил. Потом пришлось выбросить - с жалостью - [большой кусок с белой коброй], где он достаёт «железный зуб». И таким образом был создан полнометражный фильм, который я нигде не видел, чтобы шёл».

Основной жертвой перемонтажа пал, таким образом, эпизод из всё той же «Последней охоты Акелы». Прокатное удостоверение полнометражный вариант получил в июле 1973 года. Позже, при организации своих встреч со зрителями, Давыдов оговаривал возможность показа фильма именно в полной, пятисерийной редакции. И даже через двадцать лет после выхода первого фильма на такие встречи набирались полные залы публики, даже если одновременно по телевидению транслировали ту же пятисерийную версию картины. Давыдов с Винокуровым многократно оформляли книжные издания разных форматов по мотивам «Маугли», а в 1984 году Роман Владимирович в одиночку (из-за болезни Винокурова) выполнил заказ издательства «Правда» на иллюстрирование собственно книги Киплинга, для чего ему пришлось обращаться и к эпизодам, не затронутым в фильме. Давыдов гордился, что его «Маугли» и двадцать лет спустя любим и востребован. К сожалению, уже в наши дни объединение «Крупный План», выпуская картину на дисках, сильно исказила как звуковое, так и цветовое авторское решение фильма.

(Продолжение следует)

Винокуров, юбилей, Союзмультфильм, анимация, Роман Давыдов, Репкин

Previous post Next post
Up