Страутмане - 90 (3 часть)

Oct 29, 2021 12:50

Первая работа Расы Страутмане на телевидении - фильм «Завтра - день рождения бабушки» - вышел малоудачным. В нём Страутмане впервые имела дело с классической кукольной технологией и впервые же обратилась к теме внимания к старшим (позже ей будут посвящены ещё два её фильма).

«Завтра - день рождения бабушки» (1975)



Следующая её картина стала довольно популярной. Это фильм «Осьминожки» по стихотворению Эдуарда Успенского. Он был снят в традиционной рисованной стилистике, художником выступил Александр Сичкарь, а композитором - Игорь Ефремов. Позже на его основе была сделана звуковая страница детского журнала с пластинками «Колобок».

«Осьминожки» (1976)



Самой масштабной работой Расы Страутмане стал большой трёхсерийный фильм «Лоскутик и Облако» по сказке Софьи Прокофьевой. Художником-постановщиком на нём работала Галина Беда. По её воспоминаниям, работа шла весело, была собрана большая группа, преимущественно - из мультипликаторов, только что окончивших курсы при «Мульттелефильме». Начинали работать в основном здании, в Останкино, но позже группа переехала в более просторное помещение Телетеатра у метро «Электрозаводская».

Фильм снимался методом совмещения рисованной мультипликации с плоской марионеткой, изготовленной на основе фольги. Рисованный мультипликат составлял около 1200 метров, изображение на листах целлулоида обрабатывалось методом торцовки, для этого были приглашены в том числе и художники с «Союзмультфильма». Многие сцены снимались на двух ярусах: сверху - крупные листы целлулоида с рисунком, внизу - марионетки. Особое качество изображению придавала операторская работа Жуковского. Среди молодых мультипликаторов выделялся более старший и опытный Павел Петров. Украшением фильма стали песни Бориса Чайковского на стихи Давида Самойлова, с которым Страутмане и Жуковский дружили. Галина Беда вспоминает о встречах с Чайковским и Самойловым в квартире Страутмане и Жуковского у метро «Юго-Западная».

Картина получилась очень заметная, по телевидению её часто показывали как полнометражный часовой фильм. Если в первой серии действие развивается довольно медленно, то в последующих двух этот недостаток исчезает, а финал даже выглядит немного скомканным. Единственной цензурной поправкой было, по-видимому, удаление панорамы в королевском дворце, изображающих серию портретов короля - с кошкой, с тарелкой каши и т.п. - для создания, как бы теперь сказали, положительного имиджа монарха. Как и музыка к «Осьминожкам», песни из «Лоскутика и Облака» были включены позже в гибкие пластинки «Колобка».

«Лоскутик и Облако» (три фильма, 1977)







Следующей работой Страутмане стала экранизация любимой сказки Александра Тимофеевского, которого Страутмане очень ценила как поэта, знакомила с его стихами Давида Самойлова, который одним из стихотворений был восхищён, но не смог персонально об этом сказать автору - у Тимофеевского в тот вечер был отключён телефон, и ни Самойлов, ни Страутмане ему тогда не дозвонились. Тимофеевский сам написал сценарий, снабдив его проникновенным текстом колыбельной. Художником фильма был Игорь Медник.

«Северная сказка» - ещё одна попытка Страутмане снять трагедийный сюжет. Картина и сегодня смотрится как пронзительное, эмоциональное произведение. Однако для Страутмане работа была нелёгкой - съёмки фильма совпали с болезнью Жуковского, которого Раса Артуровна долго выхаживала после инсульта. Из-за этого она не успела сдать фильм в срок, и в наказание ей было отказано в запуске следующего сценария, на который она очень рассчитывала.

«Северная сказка» (1979)



В 1980 году Страутмане участвует в съёмках серии микрофильмов к Олимпиаде-80 - они с художником Игорем Макаровым делают три сюжета по сценариям Эдуарда Успенского, Михаила Липскерова и Александра Курляндского. В 1980-е годы Страутмане вообще часто приглашает к сотрудничеству художников-карикатуристов: Михаила Златковского, Игоря Макарова, Сергея Тюнина.

«Гребля на каноэ» (1980)



«Метание молота» (1980)



«Стендовая стрельба» (1980)



В том же году начинается работа над циклом кукольных фильмов «Четвёрка друзей» по сценариям Григория Остера. В героях этой серии легко узнать характеры персонажей «38 попугаев», перенесённых из «африканского» в «среднерусский» антураж: за Слонёнка - Медвежонок, за Попугая - Енот, за Матрышку - Зайка, за Удава - Крот. Видимо, эти сюжеты остались «бесхозными», т.к. И.В.Уфимцев в 1979 году решил приостановить продолжение съёмок своего сериала.

Художником-постановщиком на сей раз работала Нина Виноградова. Правда, контактировала она больше с Жуковским, нежели со Страутмане. Александр Борисович часто приходил к ней домой и играл с маленькой дочерью Верой. Съёмки цикла тоже велись на базе Телетеатра, всего в 1980-81 гг. было снято четыре фильма.

«Испорченная погода» (1980)



«Сон» (1980)



«Обида» (1981)



«Однажды утром» (1981)



На последнем фильме соавтором Виноградовой выступил Алексей Лярский. С ним Страутмане сделала и следующие два кукольных фильма. Один из них снимался по сатирическому сценарию Владимира Голованова «Похождения Хряпова». Предполагалось, что с этим героем будет снята целая серия фильмов, но этого не случилось - даже первая картина не очень удалась, вышла суховатой и невнятной. На ней Лярский работал в соавторстве с Михаилом Златковским.

«Похождения Хряпова» (1982)



Второй фильм получился более удачным - это была экранизация Марка Твена «Укрощение велосипеда», снабжённая стихотворным текстом Александра Тимофеевского. Здесь Страутмане вновь довелось поработать с Зиновием Гердтом, читавшим текст.

«Укрощение велосипеда» (1982)



(Окончание следует)

юбилей, анимация, Страутмане, Мульттелефильм

Previous post Next post
Up