Итак, только что закончилась Гражданская война в США.
В Европе, прямо скажем, неспокойно.
7 мая 1866 году на Унтер-дер-Линден в Бисмарка стрелял студент Фердинанд Кохен-Блинд. Из пяти выстрелов лишь один слегка задел главу правительства, который не растерялся и смог собственноручно разоружить покушавшегося. Инцидент вызвал неоднозначную реакцию общественности; во многих местах, особенно на юге Германии, открыто сожалели о том, что покушение провалилось. Одна из вюртембергских газет прославляла Кохен-Блинда как человека, «который посвятил свою жизнь тому, чтобы освободить Отечество от чудовища». Но Бисмарк не был бы Бисмарком, если бы не смог использовать это покушение к своей пользе. Дело в том, что 4 апреля 1866 года на русского царя Александра II было совершенно покушение. В четыре часа дня император прогуливался в Летнем саду в сопровождении племянника и племянницы. Когда прогулка закончилась, и император направился к карете, которая ждала его за воротами, неизвестный человек, стоящий в толпе у решетки сада, попытался выстрелить в царя. Пуля пролетела мимо, потому что кто-то успел ударить убийцу по руке. Злоумышленника схватили, им оказался отпрыск мелкопоместных саратовских дворян, член «Ишутинского кружка» Дмитрий Каракозов.
Так вот, Бисмарк повернул дело так, что Александр II и он - жертвы одного и того же заговора революционеров, направляемых Лондоном и Веной, и поэтому Россия должна оказать Пруссии в борьбе с Австрией всемерную поддержку.
При этом министр-президент… решил еще устроить в Австрии и внутренние проблемы, взяв в союзники венгерских революционеров и националистов. «Я со спокойной совестью преследую ту цель, которая кажется мне правильной для моего государства и для Германии. Что касается средств, то я использую те, которые имею в распоряжении при отсутствии иных», - говорил глава правительства позднее в беседе с журналистом. 9 и 10 июня Бисмарк встретился с лидерами венгерских националистов и обсудил с ними план создания «мадьярского легиона» и организации восстания в тылу австрийских сил. Одновременно планировалась высадка Гарибальди в Далмации с целью поднять на мятеж южных славян. Бисмарка совершенно не пугало то обстоятельство, что реализация подобных замыслов могла положить конец существованию Австрийской империи. Естественно, что все эти планы держались в глубокой тайне как от общественности, так и от короля, который пришел бы в ужас, если бы узнал, какие инструменты не гнушается использовать его верный министр-президент.
9 июня 1866 года прусские войска вошли в Гольштейн. Генерал-губернатор Шлезвига пруссак Мантейфель, располагавший примерно 12 тысячами солдат, просто вошел в Гольштейн, и позволил австрийскому командующему Габленцу с меньшими по численности австрийскими частями спокойно отойти на территорию Ганновера, чем вызвал нешуточный гнев Бисмарка, который мечтал о кровавой бойне. 10 июня прусский министр-резидент направил германским правительствам проект нового союзного договора, предусматривавшего созыв национального парламента, а заодно исключавшего Австрию из состава обновленного Германского союза. 10 июня Пруссия начала мобилизацию.
Австрийцы ответили в правовом поле. 14 июня Бундестаг принял решение о мобилизации вооруженных сил против Пруссии. Решение поддержали Бавария, Саксония, Вюртемберг, Ганновер, курфюршество Гессен, Гессен-Дармштадт, Нассау, Шаумбург-Липпе, Лихтенштейн, герцогство Саксен-Мейненген и княжество Рейсс. Таким образом, из 33 государств, входящих в Бунд, 13 (если включить и Австрию) проголосовали «за». Это дало возможность Пруссии заявить, что голосование нелегитимно, а что она не будет исполнять решений Бундестага.
Пруссию поддержали герцогство Ольденбургское, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг, Саксен-Альтенбург, Анхальт, Саксен-Кобург, Готта, княжество Липпе и свободные города Гамбург, Любек и Бремен.
О вступлении в войну с Пруссией Франц Иосиф оповестил своих подданных манифестом 17 июня 1866 года. «На границах империи, на севере и на юге, стоят армии неприятелей, соединившихся для того, чтобы нарушить расстановку сил в Европе. Ни одному из них Мы не дали повода к войне. Сохранение благословенного мира для Наших народов Мы всегда полагали первейшей и одной из священных монарших миссий. Последние события, однако, однозначно подтверждают, что Пруссия предпочитает насилие праву. Ни право и честь Австрии, ни право и честь всего немецкого народа не стали преградой для Пруссии, ведомой ее роковым честолюбием... Тем самым стала неизбежной война, та наихудшая, война немцев с немцами...».
Во всей этой ситуации более всего интересно то, а куда подевалась Англия. У нас в книгах говорят, как Бисмарк смог договориться в Наполеоном III, хорошо описывают итальянскую интригу, а вот Англия... она куда-то пропала.
Почему? Да я опять дело в парнях, у которых "сияющий град на Холме", и в головах их - сплошное Явное Предначертание.
Итак, в 1866-м, прям в мае, в Конгресс был вынесен законопроект, который назвали Биллем об Аннексии. Законопроект внес депутат от Массачусетса Натаниэль Прентис Бэнкс.
Цитата: "публикуемая прокламация указывает, что с даты принятия данного акта Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Восточная Канада и Западная Канада, а так же территории областей Селкирк, Саскачеван и Британской Колумбии ограничиваются в своих правах, и данным актом признаются штатами в составе США".
Для канадцев предлагались следующие ништяки и плюшки:
1) Выкуп владений Компании Гудзонова залива в за $ 10 млн.
2) Оплата правительством США всех провинциальных долгов, которые составляли $ 85700000.
3) Выплата ежегодной субсидии новым территориям в размере $ 1646000.
4) Строительство трансканадской железной дороги на которое предполагалось потратить $ 50 млн, ну и строительство каналов на Великих озерах, дабы улучшить речное сообщение.
Ну а если канадцы откажутся - можно решить вопрос силой. Ибо в США на тот момент проживало 35 млн человек, тогда как во всей Британской Северной Америке - 3.5 миллиона человек.
С учетом того, что с Россией в этот момент уже велись переговоры о продаже Аляски, вообще вся Северная Америка получалась в составе США, что англичан взбесило неимоверно. Соответственно дела европейские были британским Кабинетом на время отринуты.
Акт об Аннексии в результате не был принят Конгрессом, его не просто отвергли большинством голосов, а даже не выпустили из комитета по обсуждению, но... он очень активно обсуждался в американской, канадской и британской прессе, и это заставило англичан срочно провести Акт о Конфедерации Канады, объединив все области в одну страну, ну и усиливать колонию как только можно.