Обычно значимый рост торгового флота Голландии связывают с сельдью, которая в конце 15 века ушла из Балтики в Северное море. Но меж тем есть еще один важный фактор - это зерно.
В 1430-м население Фландрии - 130-140 тысяч человек. В 1500 году население Фландрии составляло 226 тысяч человек. В 1580-м - 1.2 миллиона. В 1646-м - 2 миллиона человек. Население Антверпена в 1473 году 15 тысяч человек, в 1500 году - 43000 человек, в 1573-м - 100 тысяч человек.
Всю эту прорву людей надо было кормить. В условиях раннего Нового Времени на такой рост населения банально не хватало земли. А жить хочется.
Как следствие - рост цен на продукты питания. И поиск торговых партнеров.
В этом смысле Балтика стала для голландцев спасением. Сначала закупки зерна начались через Ганзу, но голландцы быстро сообразили, что посредники им не нужны, и стали торговать напрямую. Основные порты вывоза - Данциг, Рига, Ревель. Экспорт пшеницы в Голландию постоянно рос - с 10 тыс. ласт в 1500-м до 80 тысяч ласт в 1560-м. Это потребовало резкого увеличения флота - тоннаж в 1500-м - 19 тысяч тонн, в 1560-м - 63 тысяч тонн. Но...
Строить корабли в Голландии тоже было не из чего. С деревом плохо, с пенькой и льном тоже. Соответственно начинается закупка и вывоз этих товаров. Главные поставщики - Швеция, Норвегия, Польша, Ливония. Таким образом, увеличение вывоза зерна в Голландию спровоцировало резкий рост Балтийской торговли.
Ганза, понимая, что "пригрели змею на груди", стала основным противником голландцев, не желая уступать свое место. Но голландцы нашли союзников в лице Дании, которая от транзита через Зунд получала барыш. И изначально голландцы поддерживали Данию в пику Ганзе. Однако боясь, что Дания усилится, голландцы решили поддержать сепаратизм в Швеции, чтобы создать постоянного конкурента для Дании. Шведы же быстро смекнули - если сядут в устьях балтийских рек - то весь профит от балтийской торговли получат именно они.
Можно представить себе батхерт Эрика 14-го, когда русские в начале Ливонской войны захватили Дерпт и Нарву. На самом деле шведам было пофиг, что думает царь Иван, они увидели, то что эти города создают АЛЬТЕРНАТИВУ Риге, Выборгу и Ревелю. Именно поэтому последовала оккупация Ревеля и попытки перевести торговлю на шведский Выборг. Далее следует блокада Нарвы, и союз Польши, Литвы и Швеции. Конкуренты по поставкам им были не нужны.
В этом контексте совершенно всё равно, хотел торговать Грозный с заграницей или не хотел. Главное, что все участники конфликта прекрасно увидели эту возможность. Ну и не понаслышке знали о товарах, которые может поставлять Россия.
ЗЫ: неожиданно подох жесткий диск на ноутбуке, поэтому в сети пока нерегулярно. Так что отвечаю по мере способности.