Кочи-2

Apr 14, 2015 12:45

Давайте прочитаем указ Петра по поводу кочей: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года»

Меня все время интересовало - а почему именно галиоты, гукары, каты, флейты, а не, скажем, тьялки, шнявы и т.д.?
А потом посмотрел на состав голландских китобойных флотилий, которые РЕАЛЬНО (в отличие от поморов) ходили к Шпицбергену, Новой Земле и т.д. Давайте посмотрим, гукоры - чем они отличаются от кочей? Да по сути - добавлением второго яруса парусов! О чудо! Перевооружи коч более длинными мачтами - и можешь оставлять и клинкерную обшивку, и яйцеобразное днище, и допотопное крепление руля. Но при этом у тебя немного возрастет водоизмещение (самый большой коч был 2500 пудов водоизмещением, то есть 40 тонн), но корабль станет более мореходным. И - о, чудо! - он так же предназначен для хода во льдах!
Кат, катер, кутер - одномачтовик, но с более развитым парусным вооружением, нежели у коча. И опять то же яйцевидное дно, и опять используется в голландских китобойных флотилиях. Флейты - обычно были кораблями-матками в китобойных флотилиях. На них грузили ворвань, китовый ус, разделывали самих китов.
То есть по сути Петр предлагал поморам не абы что, а реальную раскладку голландской китобойной флотилии.
Другой вопрос, что это поморам не подошло, и почему им не подошло. Но в реальности это был не вбрык психованного полуребенка, а нормальная мысль о более развитом, более дееспособном прибрежном торговом и рыболовном флоте. С прицелом (как это всегда бывало у Петра) на будущее.

Петр I

Previous post Next post
Up