Иностранцы в русском флоте. После Петра.

Mar 04, 2024 19:44

Вестернизация, затеянная Петром Великим, потребовала большого количества образованных специалистов, которых в России просто не было. Несмотря на открытие в России сначала Академического университета в Санкт-Петербурге (1724 год), а потом и Московского университета (1755 год), количество русских специалистов было совершенно недостаточно. Да, властью предпринимались меры к исправлению ситуации, так, в 1701 году в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 году была открыта Артиллерийская школа; в 1708 году - Медицинское училище; в 1712 году - Инженерная школа. В 1715 году старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразованы в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия). Но этого было совершенно недостаточно, особенно в такой высокотехнологичной отрасли, как флот. Именно поэтому с началом какой-либо войны, где предполагались интенсивные действия русского флота, по Европе начинали рыскать эмиссары, искавшие иностранцев, желавших пойти на русскую службу. Самым знаковым тут может служить вот этот отрывок из письма Екатерины II князю Григорию Александровичу Потемкину: «К тебе Князь Василий Долгорукий везёт моё письмо, чрез которое тебя уведомляю, что имянитый Пауль Жонес (Джон Пол Джонс) хочет к нам войти в службу. А как я вижу, что приезд Кингсбергена весьма в даль тянется, и буде приедет, то приедет поздно, а быть может, что и вовсе не приедет, то я приказала Пауль Жонеса принять в службу и прямо поедет к Вам. Он у самих агличан слывётся вторым морским человеком: Адмирал Гов (Хау) - первый, а сей - второй. Он четырежды побил, быв у американцев, агличан. Кингсбергена же постараюсь достать, но по причине того, во-первых, что он от Генеральных Штатов имеет лишь годовой отпуск, по конец которого он должен в мае явиться в Голландию (где имеет ращетное по Средиземному морю своей экспедиции дело) и потом взять увольнение, которое ещё неизвестно получит ли; также тестя своего Ван Гофта, которого хочет вывезти или на покое заставить жить, ибо боится, чтоб его за патриотизм не повесили на восьмидесятом году, из чего Вы сами увидите, что Кингсберген к весенним действиям никак не поспеет, а другой авось-либо доедет ранее первого».
Таким образом, получалось, что в России не создавали систему подготовки собственных кадров, а просто по надобности приобретали «легионеров», часть из которых потом возвращалась в свои страны, а часть - оставалась в России. Да, некоторые русские моряки учились у этих «легионеров» опыту, тактическим приёмам и так далее. Но этот опыт не анализировался, не внедрялся и не осмыслялся, в результате не приводя к развитию собственно российской тактики и стратегии флота.



Флот России в 1710 году.

Давайте же опять посмотрим биографии некоторых иностранцев, оставивших заметный след в истории российского флота. И начнем мы с адмирала Сиверса.
Петер фон Сиверс, в русском флоте ставший Петром Ивановичем Сиверсом, родился в 1674 году в голштинском городе Штаде, принадлежавшем на тот момент Швеции, в семье капитана торгового флота Йохана Сиверса и Корнелии Швен Сибартсдаттер. В 1700 году, с началом Северной войны, поступил на службу в датский флот месячным лейтенантом (Månedsofficer, так в датском флоте назывались офицеры, которые нанимались на время войны или какого-либо кризиса, в отличие от обычных офицеров флота у них были не годовые контракты, а помесячные). В 1701 году стал кадетом, в 1703 году получил звание второго лейтенанта и должность лейтенанта кадетской роты. В 1704 году уволился и пошел на русскую службу, где получил чина капитана и отбыл в Архангельск, а оттуда - на Олонецкую верфь.
В 1705 году получил под командование 14-пушечную шняву «Дефальк», принимал участие в обороне Котлина от шведов. В 1707 году получил командование над 24-пушечным фрегатом «Кроншлот», а потом и над 50-пушечным линкором «Виктория».
С 1714 года - капитан-командор, в 1719-м - шаутбенахт, в 1721 году - вице-адмирал. В 1728 году стал президентом Адмиралтейств-коллегии.
В 1730 году на престол взошла императрица Анна Иоанновна, и Сиверс попал как кур в ощип: в Верховном Тайном совете Сиверс был креатурой герцога Карла Голштинского, поскольку герцог безвылазно проживал у себя в Киле. Анну Иоанновну избрали во время династического кризиса, и «верховники» хотели навязать ей «кондиции» - то есть условия, согласно которым она моет править. Анна сначала согласилась, а когда взошла на престол - кондиции разорвала. Хотя Сиверс не принимал ни малейшего участия в составлении кондиций и работе Верховного совета - в 1732 году ему была объявлена опала и он был сослан в свои имения в Кексгольмском уезде, где и умер в 1740 году.
Томас (Фома Иванович) Гордон. Шотландец, родился в Абердине предположительно в 1658 году. С 1688 года - служил капитаном на торговых кораблях, плавал на Шетландские острова, в Швецию, Норвегию, Ирландию, на Средиземное море.
На а далее он поступил в 1703 году на шотландский королевский флот. К началу XVIII века Royal Scots Navy уже не был такой силой, как в XIV-XVI веках. Состоял он всего из трех кораблей - 32-пушечного «Royal William» (367 тонн, 145 человек экипажа), а так же 24-пушечных «Royal Mary» (284 тонны, 115 моряков) и «Dumbarton Castle» (282 тонны, 115 моряков). По воспоминаниям англичан - корабли архаичной постройки, и слабого вооружения (18-фунтовки в небольшом количестве были только на «Royal William», остальные суда несли пушки меньшего калибра). Занимались они в основном конвоированием шотландских торговых конвоев и охраной рыболовных судов у Оркнейских островов. Во время войны Аугсбургской лиги очень часто маленький флот в полном составе участвовал в прикрытии британских конвоев в Архангельск.
В войне за Испанское наследство «Royal William» и «Dumbarton Castle» в 1702 году приняли участие в охоте на флотилию Рене Дюге-Труэна, шедшего атаковать Шпицбергенские китовые промыслы, а в 1707-м недалеко от Ньюкасла-апон-Тайна имели свою зону ответственности во время противодействии высадки в Шотландии десанта Форбэна.
В 1707 году, в Акте об Объединении между Англией и Шотландией отдельным пунктом оговаривалось вхождение шотландского Королевского флота в состав Роял Неви. Отдельно пояснялось, что теперь боевые корабли Шотландии могут комплектоваться и английскими моряками, а их капитаны обязаны подчиняться английским адмиралам и начальникам. Многие не только в Хайленде, но и в Лоуленде оценили этот пункт как национальный позор.
Именно из-за объединения Англии и Шотландии в Великобританию с началом 1708 года Королевский Шотландский флот перестал существовать. Многие офицеры были оскорблены этим, в том числе и главнокомандующий маленьким флотом - коммодор Томас Гордон. В Роял Неви ему предложили звание на ступень ниже, и, послужив до конца войны за Испанское наследство в Роял Неви, Томас подался не куда-нибудь, а в... Россию.
Свел Петра с Томасом не кто-нибудь, а генерал Георг Бенедикт (в России - Георгий Бенедиктович) Огильви. Было так же упомянуто, что коммодор является племянником «разлюбезного друга» Петра - Патрика Гордона. Но вопрос о переходе младшего Гордона на русскую службу затянулся до 1717 года, пока император Российский и шотландско-английский кэптен не встретились в Париже, и в результате Томас (Фома) Гордон перешел на русскую службу в звании капитан-командора.
Уже в 1718 году Томас Гордон поднял свой брейд-вымпел на корабле «Св. Екатерина» и крейсировал у Оденсхольма и Дагерорда, защищая русскую Финляндию от возможных набегов шведов.
В 1719 году - шаутбенахт и командир Ревельской эскадры. В следующем году вполне мог вступить в бой со своими прошлыми товарищами - тогда англо-шведский флот подошел к Ревелю, но на атаку не решился, высадив только десант на пустынный острой Нейсаар.
В 1721 году командовал Кронштадтской эскадрой в звании контр-адмирала. С самого начала службы в России Гордон поссорился с Сиверсом и вскоре эта ссора переросла в настоящую неприязнь. Сиверс считался человеком с прекрасным рассудком, обширными знаниями, очень точным и методичным в своем поведении. Он также мог говорить и писать на большинстве европейских языков и свободно говорил по-русски. Но он просто терпеть не мог Томаса Гордона, и к этому чувству примешивалась зависть.
Сиверс отказался, чтобы контр-адмирал Гордон присутствовал при обсуждении выполнения любых приказов, даже когда этого требовал царь. Он чувствовал, что Петр Великий почитал Гордона больше него, и действительно, царь назначил Гордона руководить Ревельской эскадрой на том основании, что он был британским офицером и обучался лучшему военно-морскому флоту, чем Сиверс. В отличие от Сиверса, Гордон не говорил по-русски, но свободно говорил по-голландски.
Разлад между Гордоном и Сиверсом достиг апогея 14 июля 1721 года, когда на банкете, посвященном битве при Гангуте, между двумя мужчинами в присутствии царя вспыхнула ожесточенная ссора. Гордон пожаловался на поведение датчанина по отношению к нему и указал, что, поскольку Сиверс отвечал за назначения лейтенантов и всех низших чинов, он назначал лучших офицеров и солдат в подчинение только датским и голландским командирам. Генерал-адмирал граф Апраксин изо всех сил пытался оправдать действия контр-адмирала Сиверса и утверждал, что Гордон ложно обвинил его в пристрастности при разделении солдат и офицеров.



Во время разговора Апраксин в лицо Петру назвал Гордона «вашим адмиралом», что в свою очередь чуть не вызвало ссору между Апраксиным и Петром.
К тому же Сиверс собирался покинуть царскую службу в конце кампании 1721 года, он был резок и независим в своем мнении. Все-таки, на следующий день Петр созвал Сиверса и Гордона и заставил их вместе выпить по бокалу вина, надеясь, что это положит конец их препирательствам.
В 1726 году Томас Гордон возглавил Балтийский флот и вывел его навстречу эскадре Чарльза Уоджера, прибывшей на Балтику. Россия тогда планировала высадить десант в Дании, Англия выступала как союзница Копенгагена.
6 мая 1727 года произведен в адмиралы флота и командиром Кронштадского порта, эту должность он занимал до своей смерти.
В 1734 году командовал русским флотом в войне за Польское наследство, согласно письму генерала Кейта в адрес Гордона именно появление русского флота и предопределило падение Данцига: «Все поляки, которых я видел, уверяют меня, что столь внезапная сдача города была целиком вызвана только появлением вашего флота, который отрезал им всякую надежду на помощь. Поэтому они смотрят на вас, как на главное орудие потери их свободы, ибо это их обычный термин для нас, тех, кто служил русским в Польше».
Томас Гордон умер 18 марта 1741 года в Кронштадте.
Ну а мы переходим к Уильяму Томасу Льюису, ставшему в России Виллимом Фомичем Люисом. О том, когда и где он родился, ничего доподлинно неизвестно. Есть только данные, что Льюис был валлийцем и якобитом. Бежал в Данию, оттуда - в Россию, и в 1714 году был принят на службу по контракту на 5 лет, с чином подпоручика. К 1733 году стал капитаном 1 ранга и послан в Англию для найма корабельных мастеров и тимерманов. В 1734 году в эскадре Томаса Гордона командовал флагманским кораблем.
В 1736 году случился казус. Не совсем понятно, как так вышло, по одной из версий в Адмиралтействе на день восшествия императрицы на престол (9 мая) решили «скинуться на подарок». В добровольно-принудительном порядке, как это и принято в России. И получивший жалование Льюис каких-то денег не досчитался. Поскольку на вопросы прямо никто не отвечал, тот, недолго думая, написал Анне Иоанновне письмо, с просьбой вернуть ему неправомерно изъятые деньги. Императрица, прочитав это письмо, пришла в ярость, и уволила Льюиса из русского флота. Правда, всего на два дня, ибо после нескольких бесед с Остерманом, в должности восстановила. О том, вернули деньги Льюису или нет, история умалчивает.
В 1739 году Виллим Фомич был назначен в Архангельск для перегона оттуда на Балтийское море построенных кораблей. В 1743 году попал под суд, ибо часть эскадры, шедшей из Архангельска в Кронштадт из-за неблагоприятных непогодных условий потерял. Оправдан, стал капитаном Кронштадтского порта. В 1747 году получил звание контр-адмирала. В 1757 году произведенный в вице-адмиралы Льюис вместе с адмиралом Мишуковым возглавил русский флот в войне против Пруссии.
Эскадра под командованием контр-адмирала Вильяма Фомича Льюиса в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов встала в походном порядке в Виндаве (ныне Вентспилс). 14 линейных кораблей и 3 фрегата под началом контр-адмирала Мишукова готовились к выходу в Кронштадте. В середине июля Мишуков и Льюис встали на рейде Данцига, и оставались там до 19 августа, предполагая, что английский флот придет-таки на помощь Пруссии, но у англичан были дела поважнее - они сошлись на море с французами.
21 августа к бухте Кьеге подошел датский флот, но с русскими и шведами он объединяться не стал. Там датчане, русские и шведы прокрейсировали до 8 сентября.



Часть русских кораблей под командованием Мятлева были отправлены в Карлскруну, дабы соединиться со шведами, но по пути попали в сильный шторм, и остановились в Карлсхамне. 14 октября в виду Ревеля на мель вылетел и погиб фрегат «Вахтмейстер».
Льюис же сразу после взятия Мемеля написал рапорт на имя императрицы Елизаветы с просьбой отстранить его от командования. Виллим по духу был и остался англичанином, и предполагал, что Англия, выступившая на стороне Пруссии, без сомнения пришлет на Балтику свои эскадры. Сражаться против соотечественников он не считал возможным, поэтому решил подать в отставку, и поселиться в захваченном Мемеле. Вернулся на русскую службу в 1762 году.
В апреле того же года произведен в адмиралы императором Петром III. В 1764 году «уволен от службы, за глубокой старостью и слабостью здоровья, с производством полного адмиральского жалованья». Умер в 1769 году в Санкт-Петербурге.
Чарльз Ноульс, родился то ли в 1697, то ли в 1704 году. На службу в английский флот поступил в 1718 году под начало Джорджа Бинга. В 1707 году перешел на 70-пушечный «Lenox» в качестве слуги капитана. В 1721 году перешел на 32-пушечный фрегат «Lyme», стал опытным моряком (able seaman). В 1726 году - мичман, помощник штурмана. В 1730 году - лейтенант, получил под командование шлюп «Tryall».
В 1732 году - командир 40-пушечного фрегата «Southampton», но без получения звания капитана, в чине штурмана и командира (master and commander). В 1737 году - капитан, получил под начало фрегат «Diamond». Активно участвовал в войне из-за уха Дженкинса и в войне за Австрийское наследство. В звании коммандора (капитан и командир небольшой эскадры) в 1748 году перехватил у Гаваны испанскую эскадру, которая была рассеяна, а один из испанских кораблей захвачен. В 1749 году Ноульс попал под трибунал, его обвиняли несоответствии служебному положению, упирая на неумение тактически построить бой. Страсти на суде кипели нешуточные - достаточно отметить, что несколько кэптенов, бывших в подчинении Ноульса, послали своему контр-адмиралу вызовы на дуэль, и понадобилось вмешательство короля Георга II, чтобы прекратить эту вспыхнувшую ссору . Все же Ноульса оправдали.
С 1752 по 1756 год - губернатор Ямайки, в 1760 году получил звание контр-адмирала Красного Флага. И вот в 1770 году уже заслуженный британский адмирал неожиданно переходит на российскую службу, заняв место в Высочайшем Совете при императрице Екатерине II.
Двадцать лет спустя в одной брошюре сетовали, что «мы позволили сэру Чарльзу Ноульсу действовать от имени этого амбициозного и грозного государства в качестве лорда-адмирала в то время, когда его способности могли бы сыграть большую роль в его родной стране».



Ноульс служил в России с 1770 по 1774 год. Краткий перечень его достижений:
- В 1773 году он представил паровую машину из Шотландии для откачки воды из сухого дока в Кронштадте, за целых 26 лет до того, как британское адмиралтейство испытало подобную паровую машину в Портсмуте. Именно его настойчивость в использовании парового насоса оказала значительное влияние на рост интереса к применению пара во всех сферах промышленной жизни России.
- подробный план перестройки флота по английскому образцу, плюс не менее пяти новых военных кораблей флота, построенных по его собственному проекту и под его руководством спущенных на воду через 8 с половиной месяцев, в то время как обычно на постройку корабля подобного класса уходило до 5 лет.
- составление новых, современных инструкций для похода и боя для русского флота.
- рецепт солонины с лимоном как средство от цинги.
В Военной энциклопедии Сытина Ноульс по праву называется «вторым отцом русского флота» после Петра Великого, а его отъезд обратно в Англию - самой большой утратой для русского флота. Чарльз Ноульс умер в Лондоне 9 декабря 1777 года.
Ян Хендрик ван Кинсберген, родился 1 мая 1735 года в Дусбурге, его отец был немцем, который пошел на голландскую службу, и изначально носил фамилию «Гинзберг». В 1744 году отец Яна, и сам Ян в качестве юнкера в составе голландской армии убыл в Южные Нидерланды для противостояния с французами (шла война за Австрийское наследство). Участвовал в обороне Льежа и Намюра.
В 1748 году, прочитав монографию Жерара Брандта о жизни великого адмирала Микаэля де Рюйтера, он решил пойти на флот. В 1751 году он поступил в Гронингене в Морскую академию и через пять лет выпустился с дипломом штурмана. Поступил на верфь Весттеллинга, а с 1758 года стал лейтенантом на 58-пушечном корабле «Maarssen».
В 1761 году перешел на 28-пушечный «Amazone» в звании лейтенант-коммандера. В 1767 году издал сочинение для молодых офицеров по снаряжению военных кораблей, «Приказы и Краткие наставления по морской службе».
В тот период у голландских морских офицеров было очень мало работы, и ван Кинсберген подал прошение о разрешении уехать в Голландскую Ост-Индию на четыре года, что ибыло удовлетворено. Однако перед этим к нему обратились Иоганн Кристиан II, граф Зольмс-Барут и Генрих Прусский , не хочет ли он послужить России, где во время русско-турецкой войны (1768-1774) флот был значительно расширен и модернизирован и русские по всей Европе искали военно-морских специалистов.
15 августа 1770 года он получил на это разрешение от тогдашнего генерал-адмирала, штатгальтера Вильгельма V. Однако Ван Кинсберген не хотел навсегда остаться в России, и была оговорена следующая договоренность: через год Кинберген будет назначен голландским капитаном, а если через три года отечеству он снова понадобится, то он должен будет вернуться. 15 августа 1771 года он действительно стал экстраординарным (то есть получившим звание вне очереди) капитаном.
2 октября 1771 года Кинсберген, получивший в России чин капитана 2 ранга, отбыл в русскую армию, находившуюся в устье Дуная. Там он командовал казачьим отрядом, выучил русский язык, и принимал участие в сухопутной кампании до начала 1772 года. Во время боя он был ранен в колено, погребен под кучей трупов и умирал, но его спас казак. Позже он возьмет на работу своего спасителя на военно-морскую верфь в Амстердаме.
Только 8 февраля 1772 года он получил задание, которое имело какое-то отношение к его опыту: он должен был отремонтировать захваченные корабли турецкого дунайского флота в Яссах. 12 июня он действительно вышел в море, когда ему нужно было передать на галиоте сообщение о временном перемирии в Азов. По возвращении 8 августа он получил за это награду. С 12 ноября в качестве курьера возил во двор в Санкт-Петербурге секретные документы из армии. Там его представили царице, и восторженные планы ван Кинсбергена относительно Черноморского флота убедили Екатерину, что пора дать молодому офицеру настоящее командование.
26 марта 1773 года он снова отправился на юг, где 23 апреля был назначен на должность командира эскадры на Черном море. Силы его были очень ограничены: всего два небольших «новоизобретенных» фрегата по четырнадцать орудий каждый и две яхты, на которых он должен был патрулировать западнее Крыма. Основной же русский флот действовал в Эгейском море после кругосветного плавания вокруг Европы. Ван Кинсберген, полный решимости сделать себе имя, решил действовать настолько агрессивно, насколько позволяли его скудные силы - между прочим, с полного одобрения своего начальства. Он провокационно проплыл Босфор, и, без особого эффекта, также обстреливал прибрежную крепость Стамбул, пока повреждение его флагмана не вынудило его отступить.
Дважды в том же году он нанес поражение турецкому флоту. 23 июня он столкнулся с турецкой флотилией из трех фрегатов и одного брига. Несмотря на разницу в огневой мощи, он атаковал двумя своими кораблями и сумел отогнать все вражеские корабли. Этот героический поступок вызвал настоящий переполох в России, и он уже получил разрешение атаковать Синоп, когда его задание было изменено на перехват турецкого военного конвоя в Крым с примерно 24 кораблями, в том числе 12 легкими фрегатами, на борту которых находилось 5000 пехотинцев. Утром 2 сентября он заметил вражеский флот у турецкой крепости Суджук-Кале, ныне - Новороссийк, но при этом получил встречный приказ отказаться от бессмысленной атаки из-за неравного соотношения сил. Ван Кинсберген, однако, заявил в присутствии своих офицеров, что такой приказ никогда не мог бы быть подлинным, а посыльный вообще похож на шпиона, и продолжил атаку.
Теперь у него было шесть кораблей, усиленных 32-пушечным флагманским фрегатом и брандером, а турецкая эскадра оказалась сильнее, чем ожидалось, с четырьмя линейными кораблями, тремя фрегатами, четырьмя легкими фрегатами и шестью транспортами. Турки шли вытянутой линией в соответствии с господствовавшей тактикой, которая давала наибольший эффект их превосходству в огневой мощи. Поэтому ван Кинсберген применил современный в то время метод концентрации своих сил и атаковал головную часть вражеской линии с наветренной стороны, так что она пришла в замешательство. Затем он прорезал линию, несмотря на переменчивый ветер, и повредил и обратил в бегство вражеский флагман. Транспортный флот теперь отказался от попытки высадки.
Неподчинение ван Кинсбергена приказу было быстро прощено; его похвалили, и 22 сентября 1773 года Екатерина наградила его орденом Св. Георгия 4-ко класса, что его несколько разочаровало, ибо он хотел адмирала. Позже за эту же победу ему было присвоено почетное звание «Герой Черного моря».
Хотя Екатерина Великая хотела бы оставить его на своей службе, щедро наградила его и дала ему звание капитана 1 ранга, ван Кинсберген получил в ноябре 1774 года, после окончания войны, временное увольнение с русской службы. К этому его подтолкнули плохие перспективы дальнейшего продвижения по службе. В мае 1775 года он подал прошение о возвращении на голландскую военно-морскую службу. В августе 1775 года он фактически покинул русский флот и вернулся в Голландию через Санкт-Петербург.
По возвращении в Амстердам, Кинсберген получил подтверждение звания капитана, с мая 1776 года по октябрь 1777 года он принимал участие в экспедиции в Марокко и в качестве посланника передал текст нового договора об ограничении каперства, на подписании которого присутствовал 27 июня в Сале.
В 1778 году он совершил поход в Средиземное море на 44-пушечном фрегате «Argo», претворив в жизнь свои идеи ужесточения дисциплины. Частично это заключалось в том, что офицеры должны были подавать пример и, таким образом, воздерживаться от азартных игр, сквернословия, пьянства и блуда.
В 1779 году «Argo» был одним из кораблей, которые охраняли большой торговый конвой в Ла-Манше, когда его остановил английский флот на предмет проверки контрабанды в восставшие американские колонии. Это было воспринято голландцами как оскорбление, и в 1780 году ван Кинсберген был назначен членом комиссии по проверке состояния береговой обороны.



12 января 1781 года получил временное звание шаутбенахта и поднял свой флаг на флагмане «Admiraal-Generaal». В сражении при Доггер-банке во время четвертой англо-голландской войны он отличился агрессивностью и стойкостью против англичан. С 8 октября по 2 ноября 1782 г. он также совершил бурный поход с большими потерями кораблей и людей в Норвегию, чтобы сопровождать возвращающийся домой флот из Индии; 10 октября он был назначен в новый Тайный совет по морским делам.
В феврале 1783 года он был назначен в комитет по исследованию улучшения военно-морского порта Флиссинген. Весной 1783 года, разочарованный многочисленными упреками за плохое ведение войны, он почти принял предложение вновь поступить на русскую службу, но личное обращение губернатора и его жены отговорило его; однако его план по созданию корпуса морской пехоты провалился в том же году.
В 1784 и 1785 годах Кинсберген совершил путешествие в Средиземное море на «Jupiter» отчасти для того, чтобы предотвратить возможное нападение из Венеции; когда он поселился в Тулоне, до него дошли слухи, что следственная комиссия обвинила его в причастности к провалу плана отправить летом 1782 года к Ла-Маншу голландскую эскадру для совместных действий с французским и испанским флотами, т. н. «Брестское дело».
Прусская военная интервенция 1787 года привела к некоторому отчуждению между ним и штатгальтером - его дом и бумаги в Амстердаме были осмотрены солдатами в сентябре по подозрению в связях с патриотами, - и он подумывал о возвращении в Россию снова в качестве вице-адмирала и командующего Черноморским флотом по предложению Екатерины, однако вскоре принял командование датскими армией и флотом в войне против Швеции в 1789 году. Вернулся в конце года после перемирия, и с 17 июня по август 1790 года он командовал вспомогательной эскадрой из двенадцати кораблей держа флаг на «Vrijheid», чтобы помочь Англии в возможной войне с Испанией.
В 1793 году штатгальтер назначил ван Кинсбергена командующим голландским и зеландским флотами, а так же любыми речными флотилиями. 11 августа 1793 года он был произведён в экстраординарные лейтенант-адмиралы. 29 сентября он снова принял пост командира, его флагманом тогда был «Gelderland». Летом 1794 года морской кампании тоже не было. В конце того же года вся союзническая оборона Нидерландов рухнула, и французы смогли вторгнуться в Голландию по льду в начале 1795 года. 17 января 1795 года штатгальтер Вильгельма V Оранский бежал в Англию, флот Голландии по недосмотру или прямому сговору с французами в море не вышел и вмерз в лед, поэтому был захвачен. Кинсберген же был арестован и вскоре уволен с флота как оранжист.
В июне 1795 года он прибыл в Данию, где стал адмиралом датского флота и кавалером ордена Даннеброг. На следующий год из-за давления французов Кингсбергена официально сняли с поста главнокомандующего морскими силами, но на датской службе он оставался до 1806 года. В 1807 году Голландия стала королевством под скипетром Луи-Наполеона, который пригласил Кинсбергена себе на службу и осыпал почетными титулами. 15 мая 1808 года он стал маршалом Голландского флота, графом Доггер-банки. Но в 1810 году, когда королевство Голландия было просто присоединено к Франции, Кинсбергена понизили до вице-адмирала, в утешение сделав сенатором Франции.
В 1813 году, когда казаки и гусары графа Бенкендорфа начали освобождение Голландии, ван Кинсберген перешел на сторону русских и Вильгельма Оранского. 4 января 1814 года ему было пожаловано разрешение открыто носить все награды своих многочисленных рыцарских орденов и предоставлено право именоваться бывшим подпоручиком-адмиралом. Умер он в 1819 году в Апелдорне в возрасте 84 лет.
Сэмьюэл Грейг, ставший в России Самуилом Карловичем Грейгом. Родился 30 ноября 1735 года в Шотландии, в городке Инверкейтинг в семье потомственного моряка. Сначала плавал на кораблях торгового флота. В 1758 году поступил на службу в Королевский флот на должность помощника штурмана. Участвовал в сражении в бухте Киберон, во взятии Гаваны, стал исполняющим обязанности лейтенанта, в 1764 году стал лейтенантом, и в том е году перебрался на русскую службу, где получил звание капитана 1 ранга.
В Средиземноморском походе сначала командовал 66-пушечным кораблем «Трех Иерархов», в Хиосском сражении 1770 года - уже кордебаталией. По некоторым данным именно Грейг разработал схему атаки брандерами кораблей турецкой эскадры в Чесменской бухте (но на это так же претендуют Алексей Орлов, адмирал Спиридов и контр-адмирал Эльфинстон). За Чесму Грейг досрочно получи звание контр-адмирала.
В 1775 году Грейг становится губернатором Кронштадта, занимаясь реконструкцией порта и доков, причем по программе, написанной еще Ноульсом в 1773 году. В 1777-1780 году возглавляет первую дивизию кораблей Балтийского флота.



В 1788 году в звании вице-адмирала Грейг возглавил русский Балтийский флот в войне со Швецией. Получив предписание Екатерины II: «Следовать с Божьей помощью вперед, искать флот неприятеля и оный атаковать», Грейг 17 июля 1788 года дал шведскому флоту сражение у острова Гогланд. Грейг, выстраивая линию, пошел в атаку, имея слабый ветер с северо-востока. Шведы ждали под ветром в кильватерной колонне. По сигналу Грейга в 15.30 она при слабом ветре стала спускаться на противника. Каждый корабль спускался на противостоящий шведский.
В результате боя русские смогли захватить шведский 70-пушечный «Prins Gustaf», но шведы расстреляли и захватили русский 74-пушечный корабль «Владислав». Только в полночь к флагманскому «Ростиславу» причалила шлюпка с 18 офицерами «Владислава» и доложила Грейгу о том, что корабль сдался шведам. Грейг, несмотря на шестичасовой бой, приказал эскадре преследовать шведов и отбить «Владислав», однако корабли русского арьергарда сильно отстали, а авангард и центр были сильно повреждены.
Капитанов Коковцева, Баранова и Вальронда, не оказавших «Владиславу» помощи в бою, и по мнению Грейга достойных виселицы («Без такой случайности неприятелю нечем было бы похвастать») отдали под трибунал, Коковцев и Вальрод были приговорены к смертной казни (Екатерина заменила эту кару на разжалование в матросы навечно), Баранов разжалован в рядовые на месяц, потом уволен из флота.
Грейг повел флот к Свеаборгу, дабы заблокировать там отошедшую шведскую эскадру, но 26 октября 1788 года скончался из-за болезни, а блокада Свеаборга сразу же была прекращена, что затянуло войну еще на два года.
Ну и последним в этой статье, но далеко не последним в истории русского флота, мы с вами разберем биографию Роберта Кроуна, ставшего в России Романом Васильевичем Кроуном.
Роберт Кроун родился в Шотландии, в Перте, в семье арендаторов клана МакГрегор в 1753 году. Сначала работал на торговом флоте, служил на почтовом судне, курсирующем между Пертом и Лондоном, в 1778 году попал на Королевский флот, стал штурманом на фрегате «Odeon». Сдал экзамен на офицерский чин и был произведён в лейтенанты Королевского Флота. После окончания войны за Независимость решил поступить на русскую службу, и 10 октября 1788 года стал капитан-лейтенантом русского флота, получив под команду 22-пушечный куттер «Меркурий», входивший в состав Копенгагенской эскадры Балтийского флота.
Кроун, командуя катером «Меркурий» выполнял задание по нанесению ущерба шведским коммуникациям. В мае 1789 года вступил в бой со шведским куттером «Snappupp» и взял его на абордаж. Шведский куттер «Snappupp» построен в 1764 году и нес на вооружении две 12-фунтовые пушки и двенадцать 3-фунтовых пушек. Куттер «Меркурий» нес двадцать две 24-фунтовые карронады, то есть в ближнем бою имел подавляющее преимущество в весе бортового залпа.
21 мая 1789 года в проливе Каттегат у залива Христианс-фьорд Кроун атаковал и захватил 44-пушечный шведский фрегат «Venus».
Шведский фрегат «Venus» 1783 года постройки имел вооружение в 26х24-фунтовых коротких пушки и 14х6-фунтовых. Застигнут он был у берегов Норвегии, принадлежавшей тогда Дании. Дания в 1789 году вышла из войны со Швецией и считалась нейтральной. У Осло-фьорда «Venus» был обнаружен русским отрядом генерал-майора Лежнева, шедшим на сопровождение ремонтировавшегося в Норвегии линейного корабля «Сисой Великий» (2 линейных корабля - 74-пушечный «Максим Исповедник» и 66-пушечный «Прохор», 2 фрегата и куттер), шведский фрегат пытался зайти в Осло и там интернироваться, но был настигнут «Меркурием», и отбивался до тех пор, пока русские линейные корабли не сблизились на дистанцию мушкетного выстрела . Русские источники отрицают помощь отряда Лежнева «Меркурию» . Кроун был награждён орденом св.Георгия 4 степени, произведён в капитаны 2 ранга и назначен командиром фрегата «Венус».
В 1790 году Кроун участвовал в морском сражении у Ревеля, за что был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». 22 июня 1790 году в сражении у Выборга Кроун потопил 12 гребных судов и захватил 5 галер, катер и транспортное судно. Командуя фрегатом «Венус» в ходе сражения у Выборга Кроун совместно с линейным 66-пушечным кораблем «Изяслав», находившимся поблизости, захватил 62-пушечный корабль «Rättvisan», который потом и получил под командование. «Rättvisan» был построен в 1783 году и имел следующее вооружение - 26х24-фунтовых пушек; 28х18-фунтовых пушек; 8х6-фунтовых пушек. В русском флоте стал 70-пушечным.



Кроун был награждён орденом св. Владимира 3 степени, произведён в капитаны 1 ранга и назначен командиром «Ретвизана». Впоследствии, уже будучи адмиралом командовал эскадрой Балтийского флота. В 1814 году на флагманском корабле Роберта Кроуна был доставлен из Лондона во Францию король Людовик XVIII.
Стоит добавить еще вот что. Кроун наверное был единственным из российских адмиралов, который любил именно матросские работы, и спокойно, даже в пожилом возрасте, мог забраться на мачту или лазать по вантам, придирчиво проверяя крепость узлов на реях. Остальные русские адмиралы таким спортом заниматься брезговали, а часть и вовсе воспринимали как постыдное наказание.
В 1824 году Кроун стал полным адмиралом, а в 1831 году вышел в отставку и жил в Санкт-Петербурге до самой своей смерти в 1841 году.
Итак, мы с вами рассмотрели избранные биографии иностранных флотских специалистов, служивших в русском флоте в различные периоды. Кто-то из них оставил яркий след, кто-то - не очень. Мы специально старались подобрать биографии совершенно разных и по темпераменту, и по нации, и по характеру людей. Например, тот же Вильбоа - это прям сорви-голова, настоящий пират. А вот Сиверс или Льюис - честные служаки, тянувшие лямку.
Тем не менее, вклад иностранцев в кораблестроение, в развитие тактики и стратегии русского флота без сомнения просто огромен. Да, чем ближе к концу XVIII века, тем чаще и на командных, и на офицерских должностях начинают встречаться русские фамилии, но этот процесс затянулся наверное аж до второй половины XIX века, да и то, мы и там довольно часто видим фамилии осевших в России иностранцев (те же династии Грейгов, Кроунов, Баршей, и т.д.) или прибалтийских подданных императора с такими «чисто русскими фамилиями» как Витгефт или Крузенштерн.
Резюмируя, можно сказать, что без этих иностранцев, и хороших, и плохих, не было бы русского флота, побеждавшего в войнах со Швецией и Турцией, совершавших Архипелагские экспедиции и поиски Антарктиды, с нуля возникшего на Черном море, и так далее, так далее, и так далее.

политик, их нравы, русский флот

Previous post Next post
Up