Иностранцы в русском флоте. До и во время Петра Великого.

Feb 29, 2024 12:02

Поскольку всех иностранцев в русском флоте времен Петра просто невозможно в рамках небольшой статьи, мы сосредоточимся на некоторых из них, и дадим их краткие биографии. Еще раз, мы берем только иностранцев, которые относятся к строительству кораблей или службе на флоте.
И первым у нас будет Франсуа Жак Ле Фор, в России ставший Францем Яковлевичем Лефортом. Франсуа Ле Фор родился в Женеве 12 января 1656 года, в семье бежавшего из Пьемонта гугенота-купца и аптекаря Жака Ле Фора и Франсуазы Лек. Отец планировал для Франсуа карьеру торговца, и в 1672 году отослал сына на обучение в Марсель к своему компаньону. Но молодой человек решительно не хотел быть купцом, и в 1764 году сбежал из Марселя в Голландию, где вступил в голландскую армию, воевавшую тогда против французов. В 1675 году он отправился через Архангельск в Москву, в Россию в составе свиты полковника Якоба ванн Фростена, дабы устроиться в русскую армию, ибо жалования там платили больше, и в чинах вырасти можно было быстрее. Франсуа сильно рассчитывал на звание капитана, но в Посольском приказе ему отказали, и о поселился в немецкой Слободе. В 1678 году все-таки был завербован в царскую армию в чине капитана, участвовал в сражениях с турками в войсках князя Василия Голицына и полковника Патрика Гордона.



В 1682 году кратковременно посетил Женеву, и вернулся в Россию, где получил чин подполковника, а после Крымских походов - и полковника. С царем Петром познакомился в 1690 году, подружился, стал вдохновителем создания потешного войска, и к 1693 году дорос до генерала. В 1693-94 годах сопровождал царя в поездке в Архангельск, а в 1695-1696 годах командовал русским флотом в Азовских походах. По результатам стал наместником в Новгороде и дипломатом (участвовал в знаменитом Великом Посольстве Петра). Умер 12 марта 1699 года в Москве.
Иван Боцис (Иванос Бозис) - грек из Далмации. Год рождения неизвестен, служил 17 лет в венецианском флоте. В 1702 году граф Петр Толстой уговорил его пойти на русскую службу. Толстой писал, что Боцис «породы греческой, служил в армаде венецианской, и зело человек в искусстве навигации славен, и во время войны многие чинил похвальные дела и был до ныне всего Архипелага комиссаром». В донесении, поданном в посольский приказ, Боцис показал, что он служил в Венеции 17 лет, «начальствуя галерами и кораблями и не подчиняясь никому кроме капитан-генерала и Сената, и за свою славную службу сделан был консулом на всех Архипелагских островах: что будучи уроженец турский и вскормленик венецийский, он 17-летнею службою приобрел большие познания в галерном и корабельном деле, и что, оставя жену, честь, вотчины, слуг и славу свою, приехал служить Его Царскому Величеству. Условий он никаких не заключал и во всем полагается на волю Государя».
В 1703 году Боцис получил чин шаутбенахта (начальник ночной эскадры, промежуточный чин между капитаном и контр-адмиралом), и стал начальником галерного флота на Балтике. В этом звании Боцис вместе с Робертом Брюсом отражал атаки шведом на Котлин, устраивал первые набеги русского галерного флота на шведские владения в Финляндии (Порвоо), но самое выдающее событие с его участием - это прорыв флота в 1710 году в Выборг. К марту 1710 года туда подошел корпус генерала Федора Матвеича Апраксина, который осадил крепость. И уже к апрелю войска стали терпеть нужду в провианте и подкреплениях. В этой ситуации Петром было принято решение перебросить припасы морем.
Флот был поделен на три части: корабельный (9 фрегатов под командованием вице-адмирала Корнелиуса Крюйса), галерный (5 галер, 54 бригантины и 118 мелких грузовых судов под командованием шаутбенахта Ивана Федосеевича Боциса) и шнявный (8 шняв, 5 брандеров, 2 тартаны и 15 грузовых судов под командованием контр-адмирала Петра I).
Движение флота из Петербурга началось 25 апреля, сразу же после вскрытия льда на Неве. 29 апреля флот собрался в Кронштадте. К Березовым островам были посланы на разведку две шнявы, а 30 апреля вышел в море и весь флот, несмотря на то, что в части Финского залива еще стоял лед.
Для движения был выбран южный берег Финского залива, где лед был более разреженным. 2 мая корабли прибыли к Красной Горке и оттуда взяли курс на Березовые острова. 6 мая корабли попали в полосу дрейфующего льда у Березовых островов, галеры и транспорта с провиантом лед начал сносить в море, и тогда им на помощь были направлены два самых крепких корабля - фрегат-прам «Думкрат» и бомбардирский галиот Валронта[1]. Эти два корабля пробивались к зажимаемым льдами провиантским судам, «втягивая маленькую пушку на бушприт и затем роняя её на льдины», смогли лед проломить и вытащить их на чистую воду.



мая по чистой воде флот еще до подхода шведских кораблей успел доставить подкрепления и припасы Апраксину. Туда были отправлены оба гвардейских полка - Преображенский и Семеновский, 80 пушек (24- и 18-фунтовых), 28 мортир и 190 ручных мортирок, большое количество продовольствия. Разгрузка заняла четыре дня - с 10 по 14 мая.
Шведы прибыли к Выборгу лишь 18 мая (7 кораблей и 2 фрегата под командованием контр-адмирала Густава Ватранга), но большие русские корабли ушли в Кронштадт тремя днями ранее, а галерный флот Боциса большие корабли в шхерах атаковать не могли. В результате шведский флот только побыл статистом неделю и ушел домой.
Бомбардировка Выборга началась 24 мая, а 13 июня 1710 года крепость капитулировала. Сдавшийся шведский гарнизон насчитывал около 3880 человек, в том числе 156 офицеров и 3274 солдата младших чинов. Потери шведов оцениваются примерно в 2500 человек[2]. Русские забрали в плен всех здоровых солдат, оставшихся в гарнизоне, а 877 раненых и 169 женщин и детей были перевезены в Гельсингфорс на кораблях адмирала Ватранга[3].
В 1713 Боцис командовал арьергардом флота, возглавлявшего армию вторжения князя Михаила Михайловича Голицына в Финляндии, участвовал в бомбардировке Гельсингфорса. Его мореходные навыки и умения были высоко оценены Петром.
Иван Федосеевич Боцис умер 18 мая 1714 года.
Корнелиус Крюйс, урожденный Нильс Ольсен Кройс Олафсен. Родился в Ставангере в семье Олуфа Гудфастесена и Апелоне Нильсдаттер Кох. Вскоре семья эмигрировала в Голландию, и Корнелиус (Корнелий) сменил фамилию на Кройс (Крюйс). В 1681 году женился на Катарине Фогг, при этом в записи гражданских актов он зарегистрирован как «моряк из Амстердама 24 лет от роду», бюргер. Этому противоречит официальная его биография, где уже в 1680 году он стал капитаном торгового судна. Наконец, чтобы совсем запутать ситуацию, по данным голландского Риксмузеум на 1680 год Крюйс числится шкипером на испанском судне.
В 1682 году - экипажмейстер (помощник коменданта порта) Амстердамской верфи. Одновременно с этим продолжал плавать на торговых судах в Испанию, Португалию, Англию, Францию. В 1696 году призван в голландский флот, но… звание капитана ему не дали, а тут в Голландии объявился царь Петр с Великим Посольством, который и предложил Крюйсу пойти на русскую службу аж вице-адмиралом.
В 1698 году Крюйс переезжает в Россию, где становится вице-адмиралом и по сути - главным архитектором Черноморского флота. Крюйс и другой голландец - контр-адмирал Янв ван Рейс служат под общим началом адмирала Федора Алексеевича Головина.
С 1698 года Крюйс так же становится портовым адмиралом Таганрога, первого российского порта на Азовском море. В 1701 году Корнелиус отправлен в Архангельск для организации обороны города от возможного налета шведов. В 1704 году становится командующим Балтийским флотом. Является разработчиком и вдохновителем строительства Кронштадта.
В 1713 году Крюйс попал в опалу. В июле русская эскадра в лучших традициях лихой погони преследовала три шведских судна недалеко от Гельсингфорса. Передовые корабли уже были готовы устремиться на абордаж и ждали только приказа адмирала. Неожиданно корабль «Выборг» выскочил на камни. Шедший за ним флагманский корабль «Рига» успел только немного замедлить ход и тоже оказался на камнях. Погоня прекратилась. Часа через два «Ригу» сняли с камней, а «Выборг» спасти не удалось. Корабль переломился, и его пришлось сжечь.
Позже Крюйс попал под суд вместе со своими капитанами. В отношении Крюйса суд выдвинул обвинения сразу по двум делам. По первому делу их было три. Во-первых, 24 июля, когда ветер стих, приказ о буксировке кораблей скампавеями был отдан слишком поздно. Во-вторых, Крюйс приостановил погоню, а затем медлил около двух часов с её продолжением. В-третьих, 25 и 26 июля не пошёл в погоню и такими «худыми» поступками упустил неприятеля.
По второму делу в обвинении было отмечено, что Крюйс проявил неисполнительность по целому кругу обязанностей, связанных с его должностью. Указывалось, что:
- ему не надлежало давать ордеры (приказы) за рюмкой водки на обеде 8 июля;
- в протоколе совещания командиров было записано решение гнаться за неприятелем, но не было самого важного указания об абордаже неприятеля;
- адмирал должен был дать сигнал об абордаже сразу, как только передовые корабли настигли неприятеля;
- когда его корабль сел на камни, Крюйс должен был перейти на другой корабль и продолжать погоню;
- по заявлению вице-адмирала, подчинённые ему командиры кораблей намеревались выдать его неприятелю: «это великое преступление», и заявить о нём надлежало немедленно, а не через три дня после начала разбирательства.
- Таким образом, господин вице-адмирал не один раз, а дважды пренебрёг интересами монархии и должность свою не исполнил, констатировал суд.
На том же процессе капитан-командор Шельтинг заявил о своём намерении сойтись с неприятелем на абордаж. Он имел такую возможность до посадки корабля на камни, но должности своей не исполнил. Капитан-командор ван Рейс должен был принять командование эскадрой и идти на абордаж неприятеля. Однако он не только должности не исполнил, но и прекратил атаку. Капитан Дегрюйтер показал себя явно «худым» человеком: когда у него матрос упал в море, он прекратил погоню и повернул судно на спасение матроса, хотя достаточно было послать для этого бот, который был у него на бакштове.
Примечательно, что посадка кораблей на камни и даже потеря корабля «Выборг» никому из подсудимых в вину не ставилась. Всё внимание было сосредоточено на том, что были упущены возможности нанести поражение неприятелю. Это стало главным и при определении меры наказания.



На заключительном заседании суда 22 января 1714 года был оглашён приговор: наказать вице-адмирала Крюйса смертью, капитан-командора Шельтинга снизить в звании, капитан-командора Рейса расстрелять, а капитана Дегрюйтера выслать из России. Затем была объявлена монаршая милость: Крюйса лишить чинов и сослать в Тобольск. В реальности Крюйса сослали в Казань, где он пробыл 13 месяцев, после чего был прощён, восстановлен в чинах и честно служил на весьма высоких административных должностях. Но командные посты ему уже не доверяли.
Рейса тоже в итоге помиловали, хотя вывели перед расстрельной командой, и завязали глаза. Все же потом заменили расстрел ссылкой и сослали в Сибирь, где он и умер через несколько лет.
В 1715 году Крюйса вернули из ссылки и поставили заведовать верфями, но в море более командовать не давали. В 1721 году Крюйс в честь своих заслуг в строительстве флота был произведен в адмиралы. Умер Корнелиус Крюйс в Петербурге 14 июня 1727 года.
Франсуа Гийом де Вильбоа, в России ставший Никитой Петровичем Вильбоа. Родился в семье хирурга в Бретани 3 марта 1681 года. Его как бастарда лишили состояния, и парень связался с местными контрабандистами, преследовался полицией и в результате в 1696 году бежал в Англию. В 1698 году он на торговом корабле добрался до Текселя и приехал в Зандам, где Петр I работал на верфи Ост-Индской компании под видом плотника. Петр сел на корабль Вильбоа для поездки в Англию, и в это плавание корабль трижды попадал в сильный шторм, что казалось - вот-вот утонет. Тем не менее, благодаря мастерству Вильбоа и его команды корабль дошел до места назначения и восхищенный царь пригласил Вильбоа к себе на службу в звании подпоручика.
28 августа 1698 года Вильбоа прибыл в Москву, а 12 сентября - в Таганрог, где создавалась крепость под руководством французского инженера де Ла Валлье (La Valle). Вильбоа принимал участие в сражении при Нарве, взятии Нотебурга, осаде Выборга.
В 1713 году, командуя 30 островскими лодками, атаковал 3 шведские бригантины и захватил одну из них, за что произведен в лейтенанты. В июне 1717 года - капитан-лейтенант, в августе 1718 года - капитан 3 ранга.
В 1719 году Петр по согласованию с Данцигом расположил там небольшую каперскую эскадру - 24-пушечный пинк «Принц Александр», 18-пушечная яхта «Наталия» и зафрахтованный 12-пушечная шнява «Эва-Элеонора», командовал соединением Никита Вильбоа. Задачей, поставленной Вильбоа, было недопущение торговли хлебом между Польшей и Швецией. Поставив «Принц Александр» и «Эву-Элеонору» на выходе из порта, русские разрешили выходить из Данцига только тем судам, которые имели сертификат на свой груз, или приносили присягу, что товар не попадет к шведам.
В сентябре к порту подошла шведская эскадра коммодора Штаубе в составе 3 фрегатов, которая 27-го сентября получила еще и усиление - 22-пушечный фрегат «Kiskin». Бюргеры Данцига, испуганные перспективой боя в городе, убеждали Вильбоа уйти, но тот в ответ заявил, что при необходимости примет бой, или нагрузит свои корабли камнями и затопит их на фарватере, сделав выход из города несудоходным.
Стокгольм прислал коммодору Штаубе в подкрепление 3 бригантины и приказал любой ценой уничтожить русских каперов. 30 ноября Штаубе попытался войти на рейд Данцига, но потом неожиданно повернул назад и отказался от активных действий. В результате Вильбоа зимовал в Данциге.
15 апреля к Данцигу прибыл шведский шаутбенахт Фейф (Feif) с 52-пушечными «Pommern» и «Vergen», 22-пушечными «Kiskin» и «Svarta Orn», 20-пушечным «Elbenzer», 12-пушечным «Goya», галиотом и тремя вооруженными шхунами. По идее, силы Фейфа превосходили русские во много раз, но на стороне Вильбоа выступил городской совет, и шведский шаутбенахт предложил русским покинуть Данциг, обещая 24 часа не преследовать их. Вильбоа поставил свои условия - свободный выход и 48 часов без погони, иначе он обещал Фейфу устроить жестокий бой на рейде. Шведы пошли на это, Вильбоа покинул Данциг и 23 апреля благополучно достиг Риги, избежав преследования.
За это дело Вильбоа был произведен в капитаны 2 ранга.
Надо сказать, что чинопроизводство Вильбоа постоянно тормозилось из-за его взрывного характера и неумения себя вести в пьяном виде. Один раз дошло до того, что попав в опочивальню императрицы выпивший Вильбоа перепутал ее с распутной девкой и чуть не завалил в постель, но подоспевшие гвардейцы скрутили его и сопроводили в карцер. Царь, узнав об этом, даже немного пожалел авантюриста: «Держу пари, что, когда он проспится, и его спросят, за что он в тюрьме, он не даже не в состоянии будет сказать - за что». Тем не менее, Вильбоа определили на каторгу на два года, но через полгода вернули по тихому в действующий флот.



Уже после войны, в 1722 году, стал капитаном 1 ранга и возглавил Каспийскую флотилию во время боевых действий против Персии. В 1727 году - капитан-командор и командир Петербургской корабельной команды. С 1729 года - член Адмиралтейств-коллегии. Кавалер Ордена Андрея Первозванного, в 1729 году достиг звания контр-адмирала, в 1744-м ушел в отставку в чине вице-адмирала. Умер в 13 мая 1760 года в Дерпте. Как писал Петр Долгоруков, «Вильбоа был одним из тех смелых авантюристов, которых в большом количестве привлекала в Россию перспектива значительных выгод, которые давала им реформа военного и административного устройства, проведенная Петром Великим, и которым, кроме милости государя, это положение гарантировало быструю карьеру».
Джон Дин, который в России стал Яном Деном. Родился в Ноттингеме в 1679 году. Изначально работал подмастерьем у мясника и погонщиком. В 14 лет связался с браконьерами, охотился на королевских оленей, что в те времена считалось жестоким преступлением.
Далее попал на флот, причем данные абсолютно разнятся. Скорее всего на флоте с началом войны за Испанское наследство. Дослужился то ли до помощника капитана, то ли до капитана, один из кораблей, на котором он служил точно - это «Nottingham Galley», причем это был приватир, а не регулярное судно Королевского флота. Этот корабль разбился у берегов Северной Америки глубокой осенью 1709 года, моряки вернулись в Англию только в 1711-м, и Дэн в 1714 году решил уйти на службу царю Петру, на должность капитана корабля. Сначала получил под командование 50-пушечный «Ягудиил», а в 1715-м - 32-пушечный фрегат «Самсон».
В 1717 году «Самсон» у Данцига захватил два торговых шведских судна, но под угрозой датского и английского фрегата был по словам Дина вынужден отпустить призы. Это вызвало расследование, тем более, что в этот момент Англия и Дания вообще-то воевали со Швецией. Поэтому Дин был обвинен в получении взятки от шведов, которую он получил, чтобы отпустить призы. Он предстал перед военным трибуналом и, хотя одиннадцать офицеров и младших офицеров из его команды дали показания в его поддержку, был все-таки признан виновным и уволен со службы, при этом должен был год отсидеть в тюрьме. Позднее царь смягчил приговор, понизил его до лейтенанта, и назначил возить лес в глухой район Казани.
В 1721 году, когда закончилась Северная война, Дин был уволен из флота и официально выслан из страны с предупреждением «никогда не возвращаться в Россию».
Перед отъездом из России Федор Апраксин, симпатизировавший англичанину, представил Дину документы, именующие его как «капитана Дина», что позволило Дину сохранить звание капитана, титул, который он продолжал использовать до самой смерти.
По возвращении в Англию Дин опубликовал свою работу «История русского флота в царствование Петра Великого», которая является ценным источником по истории русского флота.
Самое смешное, что в 1725 году Дин вернулся в Россию, в качестве консула посольства, но ровно через семнадцать дней был выслан обратно, ибо решение суда в отношении Дина никто не отменял. По возвращении Дин подготовил записку «Современное состояние морской мощи России», в котором подробно рассказывалось о Балтийском флоте.



В Роттердаме Дин перехватил курьера якобитов, что вкупе с его отчетами из Санкт-Петербурга обратило на него внимание премьер-министра Роберта Уолпола, и в 1728 году он был назначен британским консулом в Остенде.
Дин умер в 1762 году в возрасте восьмидесяти трех лет в результате жестокого нападения и ограбления, когда он гулял по полям возле своего дома; нападавший позже был повешен за это преступление.
Понятно, что мы не можем разместить биографии всех иностранцев на русском флоте времен Петра, их было очень много, в том числе - и внесших большой вклад в строительство флота.За бортом остались как минимум Ричард Козенц, Осипа Ная, Роберта Гардли, и прочих.
В заключение же этой части отметим следующее. С чьей-то легкой руки «есть мнение», что Россией во времена Петра управляли иностранцы, а сам Петр только бражничали куражил. Так это или нет?
Предлагаю смотреть просто.
Итак, генерал-фельмаршалы Российской Империи
19 августа 1700 - граф Фёдор Алексеевич Головин (1650-1706)
19 апреля 1700 - герцог Карл Евгений Круа (1651-1702), генерал-фельдмаршал саксонских войск (1698).
1701 - граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719)
7 июля 1709 - светлейший князь Александр Данилович Меншиков (1673-1729), генералиссимус (1727)
7 мая 1724 - князь Аникита Иванович Репнин (1668-1726).
21 мая 1725 - князь Михаил Михайлович Голицын (1675-1730).
Видим всего одного иностранца.
Флот.
Генерал-адмирал был только один - с 1708 года им был Федор Матвеевич Апраксин.
Да, до этого шаутбенахтом (контр-адмиралом) был Патрик Гордон, но, во-первых - шаутбенахт - это все-таки не высший военный чин, во-вторых - до 1708 года гораздо более главной была должность обер-сюрвайера, а им был Иван Михайлович Головин.
Многие говорят, что зато у Петра был Лефорт. А давайте подумаем, кто такой Лефорт собственно? Лефорт был максимум советником. Командовал максимум - полком, а не русской армией.
Единственное, что он возглавлял - это Великое Посольство. То есть вне пределов России был главой дипломатической миссии.
Петр никогда никаким Лефортам или Гордонам не доверял управление государством. Во время отсутствия царя страной правил князь-кесарь Ромодановский, вполне себе типичнейший москаль.
Ну ладно, а глава дипломатического ведомства?
Даже Остерман в петровское время дорос только лишь до вице-президента коллегии иностранных дел, президентом коллегии иностранных дел был Гаврила Головкин.
Смотрим далее. Президенты военной коллегии:
Меншиков, Александр Данилович (1719-1724)
Репнин, Аникита Иванович (1724-1726)
Президенты камер-коллегии:
Голицын, Дмитрий Михайлович (1718-1722)
Кошелев, Герасим Иванович (1722.)
Коммерц-коллегия
Петр Матвеевич Апраксин (1715-1722).
Единственным иностранцем в управлении можно считать Якова Брюса, который был президентом сначала Берг-коллегии, а потом Мануфактур-коллегии.
Ну и напоследок Юстиц-коллегия и ее президенты:
1717-22 граф А. А. Матвеев.
1722-27 граф П. М. Апраксин.
Приходится констатировать, что управлением страной во времена Петра занимались исконные русаки, иностранцы привлекались в качестве советников, специалистов, либо на государственные должности, деятельность которых полностью контролировалась другими учреждениями с русскими во главе.

[1] «Материалы по истории русского флота», том 1 - Санкт-Петербург, 1865 год, параграф 304, стр. 211 Крюйс пишет, что Валронт командует фрегатом «Иван-город», а на следующей же странице в параграфе 305 «Перечневая роспись Петра I….» определяет Валронта как командира бомбардирского корабля.
[2] Данные по Moshnik, Y. I. «Garrison and Population of Vyborg from Spring to Summer of 1710» - «From Narva to Nistadt - Peter's Russia in the Years of the Great Northern War» - Sankt Petersburg, 2001, стр 68.
[3] Данные по Mattila, Tapani « Meri maamme turvana» - Jyväskylä: K. J. Gummerus Osakeyhtiö, 1983.

Ну и для тех, кто хочет поздравить материально +79967395362, сбербанк)

политик, их нравы, русский флот

Previous post Next post
Up