Дюнкеркская армада, продолжение.

Nov 15, 2023 20:15

1635 год и вступление в Тридцатилетнюю войну Франции открыло для дюнкеркцев новые охотничьи угодья. Уже в мае 1635 года у Кале было захвачено 20 судов, и это - несмотря на то, что французская эскадра из 15 судов курсировала по Ла-Маншу, пытаясь защитить торговлю. В основном захваченными оказались рыбаки из Кале, Дьеппа и Булони. Потом корсары сделали набег на рыболовный флот, возвращавшийся с Ньюфаундленда, с района лова трески. Помимо французов досталось и голландцам, а также нейтралам - англичанам, которые часто везли французские товары. Дюнкеркцы решили просто - если на судне есть французские товары, значит захват правомерен. Один из кораблей Франции - La Rochelle - был захвачен у Кале. Им командовал Абрахам I Дюкен, отец будущего адмирала Абрахама Дюкена. Он был смертельно ранен в бою, и позже его тело было передано французам. Вообще стандартными стали сообщения подобного рода: «Прибыв в гавань, капитан Жак Со привел с собой четыре приза по 40-60 тонн каждый, все нагруженные углем, два из которых были взяты на виду фортов Кале, а еже два - у Гравелина».
Но помимо плюсов были и минусы. Дело в том, что до 1635 года на дюнкеркским кораблях служили во множестве нормандцы и бретонцы. С началом войны большая их часть вернулась на Родину и встала под знамена Франции.
Далее начались настоящие конвойные войны. Знаменитый Якоб Коларт с 13 галеонами и 7 фрегатами (обычные паташи, у которых дюнкеркцы сняли весла и вместо них поставили орудия и мачты подлиннее), захватили 4 голландских судна, следующих из Байонны с грузом вина и шерсти. Так вот, у Флиссингена три из четырех призов были отбиты голландцами, которые смогли еще и захватить один фламандский фрегат с 36 моряками.
Голландцы, понятно дело, пытались блокировать Дюнкерк, но на это, во-первых, не хватало сил, а во-вторых, осенью в Канале шторма - довольно частые гости. Так, 30 октября 1625 года разыгравшийся шторм отправил на дно аж 30 кораблей голландского блокирующего отряда. Да и на первых порах Голландия озаботилась не защитой своих берегов, а… нападением на испанскую трансатлантическую торговлю. Всего с 1623 по 1636 годы голландцы захватили 547 испанских и португальских кораблей (в основном у берегов Нового Света и в Атлантике), сумма захватов оценивалась в 8 миллионов флоринов.
А в том же 1635 году Коларт уничтожил и захватил 150 рыболовных буссов общей стоимостью в 2 миллиона флоринов. Понятно, что чисто по подходу убыток\профит голландские воротилы из ОИК и ВИК оказались в плюсе на 6 миллионов, однако такой подход не устраивал штатгальтера Фредерика-Генриха, который понимал - если Голландия проиграет свои собственные воды, то все захваты в Атлантике очень быстро закончатся. И в результате депутаты Генеральных штатов признали в декабре 1636 года, что «Голландия и Зеландия страдают от нашей же собственной небрежности и недостаточной защиты своих берегов, а так же рыболовства, транспортировки и торговли солью, которые в скором времени совсем исчезнут из нашей страны и просто перейдут в другие нейтральные страны.... потому что мы не защищаем должным образом море и жителей своей страны от мощи Дюнкерка... Вот почему многие штаты решили больше не предоставлять новые субсидии или корабли до тех пор, пока не будут приняты более эффективные меры...».
В 1637 году голландцы, отчаявшись, разрабатывали планы атаковать Дюнкерк с суши, но Фредерик-Генрих счел эти мысли фантастическими, и в результате началась очередная осада Бреды.
И примерно в это же время каперский и крейсерский гений Якоб (Жак) Коларт пишет свою записку королю Испании на тему - «как нам реорганизовать Рабкрин?» - вернее, какие меры предпринять в Дюнкерке, чтобы выиграть эту войну на море, поставить торговлю Голландии на колени и заблокировать ее с моря. Но об этом уже в следующий раз.


испанской флот, голландский флот, капер, корсар

Previous post Next post
Up