Немного о Венеции и морских пехотинцах

Dec 13, 2021 13:35

Вообще, довольно интересное образование - эти Fanti da Mar - венецианские морские солдаты. Давайте оставим предания старины глубокой (1204 год)о формировании 10 рот первых "морских солдат", там были просто назначены роты, чьей задачей была атака Константинополя со стороны моря. По факту настоящие Fanti da Mar возникли в 1550-е, причем тут венецианцы частью позаимствовали турецкий опыт, обо очень быстро морпехи Венеции стали набираться из жителей Далмации, Истрии, Мореи и т.д., поэтому, кстати, их во время мира старались держать где-нибудь вне пределов собственно Венеции, ибо были склонны к пьянству, грабежам и насилию.
Расцвет Fanti da Mar связывают с дожем Франческо Морозини, все-таки амфибийные операции дожа реально можно вносить в базовые учебники по десантам. Тем не менее, там азарта было не меньше, чем продуманных действий, недаром французы характеризуют тактику десантов как coup de théâtre (непредвиденный поворот).
И все-таки венецианцам до 1680-х не хватало упорядоченности, которую привнес в их тактику... шведский генерал, перешедший к ним на службу в 1685 году - Отто Вильгельм Кенигсмарк. Собственно, они с Морозини составили действительно убойный дуэт, причем Морозини взял на себя всю морскую составляющую, включая десанты, а Кенигсмарк - наземную, ибо он реально подтянул венецианскую армию до европейского образца.
Собственно, впервые тактика "одноверменной атаки" была опробована в 1686 году во время штурма Наварина Нуово. Диспозиция боя: в крепости находилось 10 тыс. турецких солдат и 2 тыс. янычар. У Морозини было 4000 солдат, из них - 2000 морпехов. Что делает дож?
Сначала устанавливает батареи на суше, а потом одновременно с суши и с моря начинает бомбардировку. Одновременно с бомбардировкой с моря высаживаются морпехи, причем огонь с галер является не только контр-батарейным, но и заградительным. Как только турки начинают реагировать на высадку - идет дополнительный удар с суши - и победа! Крепость взята.
Примерно таким же образом были взяты Модоне, Аргос, и несколько других крепостей. В 1687 году венецианцы захватили и Афины, и именно тогда произошел тот самый знаменитый случай - турки расположили в Парфеноне склад боеприпасов, и одно из венецианских ядер попало в этот склад. Грянул взрыв - и теперь мы имеем Парфенон в том виде, в котором он находится по сей день. Интересна, кстати, реакция, Кенигсмарка и Морозини.
Кенигсмарк писал дожу: "Господи. какое несчастье! Сердце обливается кровью, при виде разрушения такого красивого храма, который стоял до нас 1000 лет!"
Реакция Морозини: "О! Какой удачный выстрел!"

Ах да, в качестве послесловия. Не знаю, правда или нет, но итальянцы утверждают, что именно тактика Морозини сподвигнула турок начать создание продвинутого линейного флота, причем первым был заложен в 1697 году аж трехдечный 108-пушечник. Нет, 50- и 60-пушечники были у них и раньше, речь о капитал-шипах I ранга. Мне кажется, итальянцы немного лукавят, ибо их проигрышей так-то хватает. Чего только стоит сражение у Измира 9 февраля 1695 года, где венецианский флот Зенона потерял 4 или 5 кораблей, тогда как турки обошлись лишь 2-мя поврежденными. Да и Морозини в новой войне 1693 года был уже стар и особых успехов не достиг.


турецкий флот, итальянский флот, венецианский флот

Previous post Next post
Up