Общество «Компас». 1936-1941. Бесценный опыт краеведческого просвещения. Часть 1

Feb 19, 2022 20:27



Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5

Прозвучит удивительно, но многие дистанционные технологии просветительской работы, активно применявшиеся в 1930-е гг., даже сегодня представляют немалый практический интерес для руководителей и сотрудников детско-юношеских организаций (ДЮО) - краеведческих, туристских, юннатских, геологических, палеонтологических и т.д. Уже тогда эти технологии творили чудеса, в наши дни при их совмещении с бесконечными возможностями цифровой среды реально обогатить существующие подходы в организации офлайн и (в особенности!) онлайн мероприятий по родиноведению.

Меня, как краеведа и соорганизатора множества детско-юношеских мероприятий, наиболее всего впечатлили уникальные, креативные (и увы, ныне забытые) разработки Географического общества «Компас», действовавшего с 1936 по 1941 гг. на базе журнала «Пионер».

Всех, кто занят в сфере просвещения и кто настроен питать детские умы, - всех вас я приглашаю познакомиться ближе с этими разработками. Познакомиться не ради «академического интереса», но чтобы осваивать их, внедрять в текущую деятельность, обогащать свои программы.

Вперед!

Скачать полный текст с иллюстрациями в виде PDF с облака

Просветительская работа в журнале «Пионер»


В журнале «Пионер» в 1920-е - 1930-е гг. регулярно создавались новые познавательные рубрики, иногда экспериментальные, иногда долгосрочные, например: «Инженер-пионер» (1928-1929), «Ударная бригада» (1930) и др. Идея активнее продвигать со страниц издания географическое родиноведение зарождается в середине 1930-х гг. Инициатор проекта и ведущий организатор - Беньямин Абрамович Ивантер (1904-1942), писатель.

Б.А. Ивантер пришел в журнал в 1925 г., с 1933 по 1938 гг. работал в нем ответственным редактором (такое название носила должность главреда). В этой должности Беньямин Абрамович постоянно экспериментировал с новыми темами и формами взаимодействия с юным читателем.

По всей видимости, сказалась сотрудничество Б.А. Ивантера с Б.С. Житковым, которого редактор сам же привлек к работе. «Это ничего, что у Бориса Степановича Житкова колючий, неуживчивый характер, но зато никто лучше Житкова не умеет рассказывать ребятам о том, что их интересует, пожалуй, больше всего о технике», - прокомментировал свое решение Ивантер, как впоследствии вспоминал об этом Исай Аркадьевич Рахтанов.


Борис Степанович Житков (1882-1938), известный писатель, один из зачинателей современной детской литературы, на тот момент уже был автором множества произведений о путешествиях и поэтому не собирался ограничиваться техникой: «Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах - в “Пионере”, “Чиже”, “Еже”, “Юном натуралисте”», - рассказывала о деятельности Житкова в детских изданиях Лидия Корнеевна Чуковская, хорошо знавшая обоих писателей.

«Редакции детских журналов - “Воробей”, “Новый Робинзон” и “Чиж” и “Еж”, “Пионер” и “Юный натуралист” - хорошо помнят его щедрую и твердую руку. По требованию журнала он мог в одну ночь написать рассказ или скомпоновать обложку из детских рисунков; мог и на много часов запереться в кабинете с охотником, ученым, художником, инженером, техником и - как рассказывает писатель Б. Ивантер - «вложить в своего собеседника то, что считал важным и нужным». Он становился как бы «автором того номера, в котором работал»; продумывал вместе с сотрудниками каждый отдел и подчинял его своему замыслу. Каждая заметка, иллюстрация или фотография, помещенная в журнале, должна была, по мысли Житкова, возбуждать энергию, волю к действию, чтобы у читателя «загорелись бы ноги - побежать, поглядеть, или руки - сделать, попробовать. Чтоб на минуту прищурить глаза в даль времени или в дальние страны, чтобы хоть на миг взбудоражить воображенье, чтоб зашептали в голове колеса мысли» (Л.К. Чуковская).

Также Чуковская приводит интересный отзыв Б.А. Ивантера о Житкове, показывающий роль Бориса Степановича в обогащении тематики журнала «Пионер»: «Он [Житков. - С.Б.] мог ответить на все вопросы о скрипке, кораблях, математике, о языках, литературе, оружии, живописи, привычках зверей, сопротивлении материалов, плавании, аэродинамике. С карандашом в руке он доказывал вам законы остойчивости корабля и «дальнобойности» скрипки, строил композиции обложки или иллюстраций и объяснял, почему горы не могут быть высотой в 50 километров».

Поворотным моментом в истории журнала становится 1936-й год, с января которого «Пионер» выходит как толстый ежемесячник. В те годы стараниями Б.А. Ивантера «печататься в “Пионере” стало так же почетно, как в настоящем взрослом толстом журнале» (И. Райханов), и в планах редакции было объединить вокруг издания еще больше интересных авторов, причем не только таких, которые могут выдать познавательную статью, но и предложить ценные идеи, вступить в диалог с читателем, задать школьникам интересную работу.

«Со страниц “Пионера” заговорили с детьми общественные деятели, крупные советские ученые, мастера труда, инженеры, колхозники, летчики, работники искусства, которых Ивантер умел подружить с читателями журнала» (И. Халтурин).

#детям, краеведение, #краеведение, #история

Previous post Next post
Up