Предлагаю вниманию читателей блога «Геонаследие» перепечатку полного текста статьи известного волжского краеведа Сергея Николаевича Моникова «Как написать краеведческую книгу». Мой тезка - кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). С 1980 г. состоит действительным членом в Русском географическом обществе, с 1991 г. занимает пост ученого секретаря в Волгоградском отделении общества. Сергеем Николаевичем написано свыше 125 научных и учебно-методических работ, в т.ч. 4 монографий. А сколько им написано краеведческих статей, вы узнаете сами, что называется, из первых рук.
Все выделения в тексте сделаны автором.
Источник: Моников С.Н. Как написать краеведческую книгу // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции 10-11 апреля 2018 года / Отв. ред. С.И. Махов, В.Д. Сухоруков, Н.Е. Самсонова. В 2 частях. Часть II. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - С.124-130.
Как написать краеведческую книгу
Нынешняя история и география края, малой Родины, складывается как мозаика, из многочисленных фактов, рассеянных по папкам архивов, музейным справкам, монографиям и путеводителям, а также в бесконечно многих заметках, публикациях, рассеянных за годы изданий по газетам и журналам областного и районного изданий.
Для меня с 1975 г. краеведение стало целью жизни. Проведя в своё время поистине титанические поиски историко-географических фактов, любопытных сообщений по истории и географии, флоре и фауне, топонимике края, некогда опубликованных в периодической печати не без помощи колоссальной работы краеведческого отдела областной библиотеки и собственного архива мною со временем был создан путеводитель для начинающих краеведов «Ориентир» [6].
Краевед. Как много в этом слове отозвалось… Да не обидится на меня великий Пушкин, что я позаимствовал его строки. Но точнее и не скажешь. Потому как такой профессии не существует в природе. На краеведа не учат. Им не рождаются. Это особое состояние души, которое приходит не сразу, а с годами. Состояние, без которого ты уже жить не можешь. Это чувство, которое сродни чувству человека, влюблённого в своё дело. Дело, которому отдаёшься без остатка. Краевед не останавливается на достигнутом, он всегда в поиске. Труд краеведа, независимо от того, чем он занимается (история, география, литература и т. д.), тяжёл и порой неблагодарен, т.к. он каждодневен и оценят его, возможно, в будущем. Славы не ищи, потому как настоящий краевед весьма скромен.
Труд краеведа скрупулёзен, в нём нет «мелочей». Помню, как ещё в конце 80-х гг. уже прошлого века на заре, если так можно сказать, своей «краеведческой юности», я готовил в газету «Вечерний Волгоград» три публикации об исследователях нашего края И. И. Лепёхине, П. С. Палласе и С. Г. Гмелине. На это у меня ушло более полугода. Казалось бы, обычная городская газета, не солидный научный журнал, а с какой тщательностью выверял я все даты по этим экспедициям XVIII в. В результате я пришёл к выводу, что автор известной монографии «Очерки истории Волгограда» (1968) М. А. Водолагин был не прав в отношении сроков пребывания учёных в нашем крае. Я исправил ошибку! Открытие! Спустя некоторое время я нашёл истинного виновника, а потом… мне стало стыдно за своё «открытие». Ведь автор книги, ставшей уже библиографической редкостью, перелопатил несколько тысяч источников и вполне мог ошибиться. Я лишь исправил его. Это я к тому, что труд краеведов прошлого надо уважать. Придёт время, возможно, и нас исправят. Но только с позиции исторически, т.е. документально, доказанных фактов.
Эстафету краеведов прошлого (А. Ф. Леопольдов, А. Н. Минх, Б. В. Зайковский и др.) приняли краеведы XX в.: Б. С. Лащилин (1906-1987), И. Г. Долгачёв (1913-1999), Е. В. Хорошунов (1922-2000), В. И. Томарев (1922-2002), В. Н. Юдин (1922-1995), С. Л. Мухина (1924-1999), Г. П. Самойлов (1926-2011), Г. Н. Андрианова (р. 1929), Б. С. Абалихин (1930-1994), В. И. Мамонтова (р. 1936). Не отстают от них А. В. Материкин, С. М. Ромазанова, А. А. Ярков, В. И. Супрун и многие другие, фамилии которых встречаются в выше указанном указателе.
Каждый, кто ступил на тропу краеведа, приходит к этому состоянию (души - авт.) своим путём, но который в общих чертах у многих схож. У меня это началось с того, что от одноклассника, которого проводили в армию, мне досталась в «наследство» кипа газетных вырезок из местной периодики за несколько лет на различную тематику. Зачем он собирал эти вырезки, мне до сих пор не ясно, но этот «подарок» сыграл роковую роль в моей дальнейшей судьбе. Из этого вороха информации я постепенно выделил для себя заметки на краеведческую тематику. Почему? Возможно потому, что, будучи школьником, я облазил со сверстниками чуть ли не весь Краснооктябрьский район, где прожил почти 15 лет, знал все окрестные улицы и овраги. Особенно запала мне в душу экскурсия к развалинам довоенной школы № 35, куда мы ходили возлагать цветы. Была такая традиция после приёма в пионеры. Здание нынешней школы, где я учился до 10 класса, стоит на улице Таращанцев. Не забыть также летние пионерские лагеря на Дону и Иловле, экскурсии на донские кручи и иловлинские меловые горы. Видимо всё это, и… учитель географии Пилясова Нина Александровна толкнуло меня на тропу краеведа историко-географа.
Всё то полученное краеведческое «наследство» я стал аккуратно клеить в тетради, количество которых росло от года к году. Потом появились отдельные тематические папки «Царицын-Сталинград-Волгоград», «Сарепта и немцы Поволжья», «Казачество». В других тетрадях я вёл записи из различных источников. Ксерокс появился значительно позднее, но тетради до сих пор храню.
Годы учёбы в педагогическом институте на естественно-географическом факультете, полевые практики, а после его окончания работа в течение трёх лет учителем географии и биологии в Суводской восьмилетней школе Дубовского района ещё сильнее притянули меня к родному краю. Три года я жил и работал в уникальном месте - Александровском грабене. Сейчас об этом памятнике природы можно прочитать в краеведческой литературе. Так же как и о других интересных объектах природы. Но… описания, рисунки и даже фотографии дадут слабое представление о них. Чтобы иметь полное и получить истинное наслаждение от чудес природы, надо их видеть спокойным глазом, отдаваясь полностью чувству созерцания.
В 1984 г. я вернулся в Волгоград, нашёл место географа в СШ № 96 Дзержинского района и продолжил работу со школьниками, занявшись… геолого-палеонтологическим краеведением. Кстати, это для меня не было неожиданностью. Ещё, будучи в станице Суводской я занимался «изучением» Александровского грабена, собрав небольшую коллекцию горных пород и окаменелостей. Первое, что я сделал - скупил все, какие были, книги о нашем крае в букинистических магазинах, а также приобрёл только что вышедшую книжку «Экскурсии в родную природу» В. А. Брылёва [1], изучив которую, я наметил серию походов по области.
Первый поход я предложил ребятам в Дубовский район. Захотелось показать им грабен и побывать в хуторе Полунино, в окрестностях которого находятся останки морских динозавров. На это меня подвигла публикация краеведа А. Яркова в газете «Вечерний Волгоград». «Случай» свёл меня с автором. Мы побывали у него дома в необычном домашнем палеонтологическом музее. Такого из них никто никогда не видел! В коридоре на стенах компактно разместились экспонаты: зубы и позвонки акул и морских ящеров, окаменелые кости животных ледникового периода, кораллы и другие бывшие обитатели древних морей и суши нашего края, археологические находки. Венчал эту уникальную экспозицию скелет конечности морского ящера. Узнав от «директора» домашнего музея всё необходимое о полунинском местонахождении морских ящеров и получив от него благословление, мы «расстались». На следующий год А. Ярков помог мне определить находки, которые я готовил к будущей экспозиции школьного геолого-палеонтологического музея. Музей удался на славу. Его экспонатами стали находки летних походов и экскурсий. Однако после моего перевода в 1990 г. из школы в педагогический институт музей был, к сожалению, уничтожен.
За несколько лет работы кружка мы побывали почти на всех памятниках природы, имевших отношение к геологии и палеонтологии: Александровский грабен (1985), Полунино (1985, 1988), Столбичи (1986), горы Уши (1986, 1987), Караваи (1987), Большой Каменный овраг (1987), Шохин (1988). В 1987 г. по инициативе А. Яркова, работавшего в то время уже в областном краеведческом музее, был создан детский палеонтологический клуб «Ихтиостеги», в который вошли мои и его ребята. В 1989 г. состоялся мой последний поход с ребятами из клуба, посвящённый 400-летнему юбилею нашего города. Его маршрут совпадал с древним волоковым путём от Волги до Дона, а также с первой в нашем крае конно-бычьей железной дорогой Дубовка - Качалинская. Итогом моей и совместной с А. Ярковым работой стали фотоальбомы всех походов, слайд-фильмы, выступление на местном телевидении (1988), публикации обо всех походах и экскурсиях в местной периодической печати, дневники трёх походов, краеведческая повесть-хроника «Охотники за окаменелостями» и главное… память, я думаю на всю жизнь, ребят о совместных наших делах. Такое не забывается.
И хотя от школы я тогда совсем не отошёл, следующим этапом моего становления, можно даже сказать «укоренения», в краеведении стала работа в педагогическом университете. Ещё до прихода на кафедру физической географии я вёл небольшую переписку с краеведами и музеями города и области. Впоследствии география переписки значительно расширилась: Саратов, Санкт-Петербург, Москва, Новочеркасск, Ростов-наДону, Палласовка, Тобольск, Томск, Оренбург, Астрахань и другие города страны и области. Добрался и до архивов Германии в связи с исследователями нашего края С. Г. Гмелиным (Тюбинген) и Г. М. Ловицем (Фюрт). Объём краеведческих материалов стал расти не по дням, а, буквально, по часам. Так складывался мой домашний архив.
С июля 1985 г., после первого похода со школьниками в Дубовский район, начал публиковаться в местной периодической печати. Первая статья вышла в газете «Молодой Ленинец». И это, я считаю, неизбежно. Не хвастовства ради, а ради дела. Дела краеведения. Хорошо, но не совсем по этому поводу, сказала старейший наш краевед С. Л. Мухина: «В наше время многих гипнотизируют учёные степени и звания. Как же, мол, профессор, а печатают порой малосодержательные статьи, сплошь унизанные (для большей учёности) иностранными словечками, «научными» сносками. И проходят мимо по-настоящему ценных работ, ещё к тому же пренебрежительно именуя их „газетными публикациями”… А серьёзные краеведческие работы, как правило, писались и пишутся людьми без степеней и званий… Пусть в… их работах немало спорного. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает» [2]. Сразу оговорюсь, что всё вышесказанное относится не ко всем профессорам.
Если всё выше написанное уложить в схему, то получится следующее: составление библиографии (перечень газетных и журнальных статей, книг…), сбор краеведческой библиотечки (по возможности), сбор газетных публикаций и первоисточников (если раньше приходилось необходимое переписывать вручную или перефотографировать, то сейчас на помощь пришёл ксерокс и принтер), переписка (личные встречи) с краеведами, переписка с научными учреждениями (архивы, музеи и т.д.) и другими организациями. Так со временем образуется домашний архив - твой незаменимый помощник. Да, одна важная деталь: все элементы схемы выполняются не в хронологическом порядке, т. е. сначала одно, а потом другое и т. д., а параллельно друг другу. И всё нужно держать в «голове». Ведь каждое завершённое краеведческое исследование полностью достигает своих целей только тогда, когда заканчивается заметкой или статьёй в газету или журнал, выступлением на научной конференции или перед сверстниками, а в будущем, возможно, и книгой. И последнее: существует методика, т. е. способы, проведения исследовательской работы. Этому может научить любой опытный краевед. Была бы к этому предрасположенность. Желания здесь мало. Я бы добавил: краеведами не становятся, ими рождаются.
Моя первая книга была написана за 58 дней. Ровно за столько, сколько длилась защита знаменитого дома сержанта Павлова в Сталинграде. Так уж получилось. В конце 2000 г. региональный центр по изучению и сохранению биоразнообразия, который активно занимался вопросом создания природного парка «Эльтонский» (создан в 2001 г.), предложил мне написать книгу об озере Эльтон за короткий срок, значительно меньший вышенаписанного. Я согласился, т. к. основа для этого была в виде некоторых газетных публикаций об исследователях озера и его окрестностей. Составил рубрикатор, и началось таинство написания книги. Название она получила сразу - «Золотое озеро». Писал очерки от руки, т. к. собственного компьютера не было. Текст набирала на компьютере регионального центра аспирант (на тот момент) кафедры физической географии и геоэкологии ВГПУ (ныне кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии ВГСПУ) Татьяна Николаевна Буруль. Книга набиралась постепенно, от очерка к очерку. Первое издание книги было осуществлено при финансовой поддержке ИУС и АМР США (Проект «Распространение опыта РОЛЛ по сохранению биоразнообразия на территории Приэльтонья») [3]. Второе издание осуществлено за счёт средств Областного Экологического Фонда [4]. Третье - за счёт средств областного бюджета [5]. В этом году планирую существенно дополнить и исправить рукопись и подготовить четвёртое издание. Работа идёт к завершению. Кстати, книга получила Диплом Русского географического общества в 2004 г. за выдающиеся научные работы в области географии.
В 2007 г. я защитил кандидатскую диссертацию по теме «История географических исследований Волго-Донского поречья во второй половине XVIII - начале XX вв.» в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (г. Москва). Появились новые возможности. Мною была задумана трилогия «Во имя российской науки», посвящённая исследователям региона XVIII-XX вв. Первая книга [7] трилогии вышла в 2011 г., посвящённая истории географических исследований территории Волгоградской области в XVIII в. Параллельно с этим работал над монографией по кандидатской диссертации «История географических исследований Волго-Донского Поречья во второй половине XVIII - начале XX вв.» [8] для непонятного немецкого издательства LAP LAMBERT, которая вышла в 2012 г. О нём писали, что Lambert - это весьма известная ярмарка тщеславия для тех, кто грезит идеей о собственной книге, но неспособен пройти рецензирование в серьёзных издательствах. В этом же году вышла книга «Охотники за окаменелостями» [9], в которой рассказывается о работе краеведческого палеонтологического кружка (1984-1989) средней школы № 96 Дзержинского района г. Волгограда, где я работал учителем географии, экскурсиях и походах по родному краю; отдельно вынесена повесть-хроника многодневного похода.
Знакомство в начале 2000-х гг. с заведующим Ольховским районным отделом народного образования В. П. Городжим, историком по образованию и неравнодушным человеком, через коллективный сборник «Здравствуй, страна Ольховия!» в 2003 г. (в 2008 г. переиздание «Родная земля Ольховская») в итоге вышло на монографию «Земля на границе Европы и Азии: историко-географические очерки. Земля и люди в истории Ольховского района», вышедшую в 2015 г. [10].
На сегодняшний день так называемому перу С. Н. Моникова принадлежат более 525 публикаций, в большинстве своём на краеведческую тематику, в газетах города Волгограда, Саратова и некоторых районов Волгоградской области, журналах «Волга» (г. Саратов), «Отчий край», «География в школе» (г. Москва), «Недра Поволжья и Прикаспия» (г. Саратов), «Здоровье и экология», «Губернские вести», краеведческих и научных сборниках.
Планы по книгам на ближайшие 5 лет: закончить трилогию «Во имя российской науки»; монография по Дубовскому району в двух томах наподобие Ольховского района; «Книга географических рекордов Волгоградской области» (пишется более 15 лет); цикл из 13 очерков «Terra incognita - земля Волгоградская», главным действующим «лицом» которого станет древняя природа края, запечатлевшая наиболее интересные моменты на страницах своей каменной книги, которые дошли до нас в виде памятников природы…
P. S. Занимаясь, если так можно сказать, много лет краеведением (с 1975 г. - авт.), пользуюсь негласным правилом: расследование не может окончено, пока не выжмешь максимально из темы или персоны, которой занимаешься. Порой не знаешь, где найдёшь то, что имеет отношение к краю, тем более в книгах, название которых не имеет никакого отношения к региону. И второе, не менее важное: всегда говорю в предисловии книги спасибо всем помогавшим в её написании и дарю «авторский» экземпляр.
Литература
1. Брылёв В. А. Экскурсии в родную природу. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. издво, 1984. - 96 с.
2. Мухина С. О краеведе замолвите слово… // Волгоградская правда. - 1994. - 9 ноября.
3. Моников С. Н. Золотое озеро. Историко-географические очерки: научнопопулярное издание. - Волгоград, 2001. - 108 с.
4. Моников С. Н. Золотое озеро. Историко-географические очерки. 2-е изд.-испр. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. - 146 с.
5. Моников С. Н. Золотое озеро. Историко-географические очерки. - 3-е изд.испр. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. - 146 с.
6. Моников С. Н. Ориентир. Библиографический указатель-путеводитель для начинающих краеведов в море краеведческих фактов и событий. Ч. 1. - Волгоград, 2006. - 92 с.
7. Моников С. Н. Во имя российской науки. Очерки по истории географических исследований Волгоградской области. Часть 1 (с древнейших времён до конца XVIII века). - М.: Планета, 2011. - 160 с. (Наш Волго-Донской край).
8. Моников С. Н. История географических исследований Волго-Донского Поречья. Во второй половине XVIII-начале XX вв. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 300 с.
9. Моников С. Н. Охотники за окаменелостями: краеведческая повесть-хроника и др. рассказы. - Москва: Планета, 2012. - 199 с.
10. Моников С. Н. Земля на границе Европы и Азии: историко-географические очерки. Земля и люди в истории Ольховского района. - М.: Планета, 2015. - 380 с.