История рождения алмазодобывающей промышленности по страницам старых газет
Наконец-то мы добрались до прииска и переступили одеревеневшими от стужи ногами порог бревенчатого домика экспедиции.
...В маленькой комнатке с решетками на окнах, с толстой железной дверью стоит сейф. Молодая женщина открывает дверку массивного шкафа и вынимает небольшую шкатулку. Женщина осторожно развертывает бумажные пакетики и кладет содержимое на большой лоток, обитый изнутри черным бархатом, потом включает лампочку, висящую над лотком. Комната вдруг наполняется ярким сиянием. Крупные звезды искрятся и играют в мягкой глубине бархата. Алмазы!
Область технического применения алмазов широка и разнообразна. Без алмаза нельзя обойтись в буровом деле. Самые стойкие земные породы просверливаются алмазным буром. Не могут существовать без алмаза резиновая промышленность, производство абразивов. Женщины не носили бы шёлка, если бы не существовал алмаз. Именно он шлифует шёлковую нить. Она скручивается и обретает нужную крепость в фильере из этого камня. Фильером пользуются также для волочения вольфрамовых нитей. Но самое широкое применение находит алмаз в области обработки металлов, прежде всего - в танко- и авиастроении.
Растущая советская промышленность с каждым годом потребляет все больше и больше алмазов. Она давно потребовала от геологов - искать и найти отечественный алмаз.
Вопрос об алмазонасыщенности некоторых районов нашей страны издавна привлекал внимание ученых. История его относится еще к ломоносовским временам. Но лишь в 1829 году на Урале, на Крестовоздвиженском месторождении совершенно случайно при промывке золота был найден первый русский алмаз. С тех пор здешние старатели-золотопромышленники, а затем и отдельные геологи не раз пытали счастье, и почти всегда тщетно. Алмаз не давался в руки. Более чем за сто лет старателями было найдено только 239 кристаллов.
Тринадцать лет тому назад впервые появился в этих местах геолог Александр Петрович Буров. Неторопливый, малоразговорчивый человек ходил по логам и пригоркам, копал землю, складывал в заплечный мешок образцы породы, что-то записывал. Лето за летом подряд приезжал он в эти нехоженые места, а зимой у себя в институте разбирал, исследовал, классифицировал находки.
В июне 1938 г. сюда прибыла уже целая поисковая партия. Работы пошли полным ходом. При обогащении эфелей (промытая на золото порода) нашли первый кристалл алмаза. Это был большой праздник. Потом обнаружили другой кристалл, третий, десятый, двадцатый...
Шаг за шагом двигались вперед советские искатели алмазов. Им было трудно в необжитой таежной глуши. Жили в палатках, поклажу таскали на себе, с риском для жизни пробирались по бурным горным речкам, стойко переносили лишения. Чтобы найти карат алмаза (карат равен 0,2 грамма), перерабатывали вручную сотни кубометров породы.
Следом за поисковыми партиями устремились разведчики. Эти были уже богаче. Вооруженные механизмами, они расположили выработки более густо и смогли подсчитать запасы россыпей. Строили небольшие обогатительные фабрики и уже давали государству первые партии алмазов.
Прошло не более года, и экспедиция непререкаемо установила алмазоносность целого ряда районов вдоль рек западного склона Уральского хребта. Началась их промышленная разработка. Возник первый прииск. Родилась советская алмазная промышленность. Это случилось в самый разгар Отечественной войны. И за последние полтора года алмазов добыто во много раз больше, чем за предыдущие 112 лет.
...По узкой лесной тропе, в тесной заросли многолетних пихт едем мы на дальний участок алмазного прииска. Толстый покров снега начисто выбелил землю. Снежные шапки нависли на вечнозеленых ветвях. Ни души вокруг. Медленно бредет приземистая лошаденка, осторожно спускаясь к заледеневшей реке. Берег крут и каменист. На противоположной стороне реки розовеют свежесрубленные дома, дымит локомотив, ветер доносит неясный гул. Мы на прииске.
Два года назад здесь одиноко стояла избушка лесника. Сейчас это типичный промышленный поселок со своей небольшой электростанцией, производственными сооружениями и зданиями, школой, баней, детским садом, жилыми домами.
Непрерывно поступая из недр, алмазоносная порода проходит ряд стадий обработки, и затем полученный концентрат подсушивается в печи, сортируется и через небольшой бункер поступает на рентгеновскую установку. Наступает самая ответственная минута. Медленно движется в аппарате конвейерная лента, устланная тонким слоем измельченного концентрата. В лаборатории непроглядная тьма. И вдруг под всевидящими лучами рентгена вспыхивает голубая точка. Алмаз найден.
Технология, как и вся методика поиска, разведки, обогащения и извлечения алмаза из породы, от начала до конца создана советскими учеными и инженерами, страстными приверженцами алмазоискательства. Тот же Буров, ставший главным геологом экспедиции, инженеры Маланьин и ныне покойный Яшин, талантливый рентгенолог Богословский, многие их последователи и сотрудники в самые короткие сроки придумали и усовершенствовали всю методику. Им в первую очередь обязана страна организацией добычи алмазов.
Горячими поисками алмазов заражены способнейшие инженеры и практики, связавшие свою жизнь с новой отраслью добычи редких минералов. Самойло Андреевич Годован - теперь начальник экспедиции. Геолог Михаил Федорович Шестовалов возглавил теперь всю промышленную добычу: он - директор прииска. Александр Александрович Кухаренко, начальник лаборатории, увлечен серьезной исследовательской работой.
Десятки геологов Ленинграда и Москвы, среди которых есть ученые с большими именами, надолго отказались от удобств городской жизни во имя настоящей любви к своей новой беспокойной профессии алмазников. Чисто научный интерес и понимание государственной значимости начатого дела руководят этими людьми. Они без лишних слов идут на все лишения.
Некоторых лишений, впрочем, можно было бы избегнуть, если бы в наркоматах, областных и районных организациях больше заботились о людях, делающих большое дело в такой глуши. Разве так трудно организовать здесь радиовещание, прислать книжную передвижку, наладить часто портящуюся телефонную связь? Нельзя дольше терпеть запущенности политико-массовой работы на участках и в поисковых партиях. Искатели алмазов вправе претендовать на гораздо большее внимание районных и областных организаций.
На приисках работают старательские артели. Советский старатель не похож на своего дореволюционного предшественника. В приисковых артелях теперь все больше молодежь, преимущественно женщины-колхозницы. Маловато осталось представителей старого поколения. Но и старики нынче совсем не те.
Григорий Николаевич Кубин от деда и отца старатель, родился на промысле и старается на золотых приисках еще с демидовских времен.
- Старое с новым не братья, - говорит коренастый старик. - Теперешнее старание и демидовское очень разные. Машины большое облегчение дают. Опять же стараешься для своего класса. Я всю зиму из забоя не вылазил. Всякий день давал две нормы. На совесть работаем...
В бураны и вьюги работы в карьере и на участках не прекращаются. Новые партии отправляются в тайгу на поиск. Вгрызаются в землю разведчики. Впереди еще немало неразведанных мест.
Труд продолжается. Тяжелый, повседневный труд, так нужный родине.
Ф. Мальц, соб. корр. «Известий»
Источник:
Мальц Ф. Искатели алмазов // Известия. - 1944, 16 февраля. №39(8341). - С.4
Статья предоставлена геологом-алмазником
ext-5437357