Геотуризм, то есть геологический туризм, как разновидность туристической деятельности, нацеленная на ознакомление с геологическим наследием, имеет несколько направлений: геоморфологическое (осмотр необычных, живописных и интересных в научном отношении форм рельефа), палеонтологическое (коллекционирование окаменелостей), горно-геологическое (осмотр памятников истории горного дела и горнодобывающей промышленности) и т.д. Большое значение для экономики поселений может иметь при условии правильной организации геотуризм геммологического направления, также называемый некоторыми авторами геммотуризмом (от лат. gemma - драгоценный камень). Геммотуризм предполагает разработку на базе геммологической информации и эксплуатацию геотуристических маршрутов по осмотру, изучению и сбору камнесамоцветного сырья различных достоинств: как поделочных, так и ювелирных камней (драгоценных и полудрагоценных).
Ведущим популяризатором геммотуризма на сегодня в России выступает Анатолий Иванович Гусев, д.г.-м.н., профессор кафедры физической географии, геоэкологии и экологического туризма Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина.
Геммологическая информация, которая подлежит интерпретации в рамках геммотуризма, включает в себя обширную сумму знаний по проявлениям и месторождениям камнесамоцветного сырья, охватывающую далеко не только естественнонаучные данные (со стороны минералогии и петрографии), хотя и они сами по себе познавательны. Наибольшую ценность для развития экономики поселений имеет геммологическая информация историко-культурного характера, касающаяся сведений по:
- истории местных промыслов камней;
- истории местной камнерезной и ювелирной промышленности;
- персоналиям знаменитых мастеров (горняков, резчиков, ювелиров, горных инженеров, геологов);
- отражению минеральных богатств и их добычи в фольклоре (сказы, предания и былички о камнях, их чудесных свойствах, о тайнах копей и т.д.);
- культурной роли местного камня (его использования при создании произведений искусства, ныне хранящихся в музеях, госфондах, частных коллекциях);
- судьбе некоторых примечательных ювелирных изделий (смена владельцев, возможные преступления, таинственное исчезновение и т.д.).
Все перечисленные сведения чрезвычайно интересны для широкой общественности, а потому открывают новые возможности для муниципального брендинга в целях развития масштабных экономических проектов на территории поселения. Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, приковывая внимание публики, работают на создание яркого, запоминающегося образа места - бренда поселения (муниципального образования), а стоящие за такими камнями события в культурной и экономической жизни страны формируют насыщенную, привлекательную легенду, в которой каждый потребитель найдет нечто отвечающее его пристрастиям.
Какие экономические проекты могут опираться на «геммологический» бренд поселения? - В первую очередь необходимо назвать программы кобрендинга с вовлечением компаний ювелирной отрасли. Кобрендингом называется сочетанное продвижение на рынке двух и более брендов; в рассматриваемом случае речь идет о совместном продвижении бренда МО и бренда ювелирной компании, осуществляющей производственную и/или коммерческую деятельность на территории МО.
Ювелирному бизнесу выгодно стимулировать и поддерживать локальные проекты территориального брендинга, заключая партнерские соглашения с местными турфирмами, краеведческими музеями, краеведческими клубами, камнерезными мастерскими, производственными кооперативами по добыче или обработке камня. Важно добиться, чтобы бренд ювелирной компании в той или иной степени ассоциировался с богатствами той территории, где она работает (открыла представительства), и соответственно, с брендом этой территории. Партнерские соглашения должны отвечать означенной цели.
Например, задачи партнерства с турфирмой, поддерживающей внутренний туризм, состоят в создании, развитии и усиленной рекламе геммологических маршрутов, т.е. геотуристических маршрутов, связанных с: (а) экскурсиями на проявления / месторождения камня; (б) посещением курортов и санаториев в окрестностях проявлений / месторождений камня; (в) экскурсиями в музеи (в галереи, на выставки), где представлены коллекции камня с указанных проявлений / месторождений либо коллекции изделий из него.
В рамках партнерства с турфирмой ювелирная компания может предложить дружеские путевки своим лучшим корпоративным клиентам, кредиторам, инвесторам, поставщикам оборудования. Путевка с экскурсией геммологической тематики - отличный подарок, закрепляющий деловые узы между организациями и одновременно подчеркивающий стиль и хороший вкус руководства ювелирной компании, присущее руководству чувство бренда. Презентации, семинары, переговоры могут успешно проводиться на территории санаториев или выставок, привязанных к геммологическому маршруту. Дружеский кемпинг для топ-менеджеров ювелирной компании и ее инвесторов (поставщиков, крупнейших клиентов) уместно проводить в живописных местах на геммологических маршрутах.
Разумеется, предварительно ювелирная компания должна позаботиться о том, чтобы при посредстве турфирмы и, возможно, других местных организаций (в особенности - краеведческих) ее деловые друзья получили бы полное представление о бренде поселения (образе места), о здешнем геологическом наследии и георазнообразии в целом: из заранее подготовленных брошюр, буклетов, а также из специализированного сайта (посадочной страницы) в сети Интернет, где дается интерпретация локального геологического наследия и характеристика геммологических маршрутов.
В рамках партнерства с местными камнерезными мастерскими или народными умельцами (художниками по камню) ювелирная компания может проводить совместные выставочно-ярмарочные мероприятия, привязывающие ее бренд к «горняцко-геологическому» бренду поселения (включая онлайн-выставки). Подобные совместные мероприятия выгодно выделяют компанию-организатора среди прочих участников ювелирного рынка. Обычных ювелирных брендов много; ювелирный бренд, ассоциированный с подземными сокровищами и горняцкой славой, - по-своему уникален.
Кроме того, следует помнить, что «горняцкая» или любая иная легенда в геобрендинге всегда богаче, насыщеннее, притягательнее (а значит ближе!) в глазах общественности, чем самая искушенная, но во многом искусственная, «неживая» легенда коммерческого бренда. Ювелиру сегодня недостаточно продать престижные изделия, ему требуется предложить на рынке изделия, за которыми стоит вековая история - прииски, труд старателей, сенсационные открытия и многое другое, что может предложить образ места, адекватно отражающий и интерпретирующий локальное горно-геологическое наследие.
Естественно, экономика поселения также многое выигрывает от партнерства с ювелирным бизнесом, поскольку локальный бренд становится заметен: ювелирная компания обладает опытными кадрами, коммуникационными каналами и финансовыми ресурсами для брендинга, которых лишены местные предприниматели, краеведы и активисты-общественники, занятые в создании и продвижении образа места. Совместные мероприятия привлекают внимание крупного бизнеса к поселению, зазывают сюда инвесторов. Геммотуристические маршруты указывают на пути возрождения перспективных кустарно-художественных промыслов, подсказывают подходы к созданию и развитию многообещающих производств, сулят реализацию доходных развлекательных проектов.
Рекомендуемая литература:
Гусев А.И. Геммология Алтая с основами геммотуризма: уч. пособ. - Бийск: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2007. 155 с.