Географический профиль поселения

Oct 12, 2020 15:45

Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»

Учебная задача 020. Что называется географическим профилем поселения?

Географический профиль поселения формируется из профиля ландшафтного рельефа и, в большей степени, из силуэта поселения. Силуэтом поселения называется проекция или группа проекций от контуров построек и иных сооружений на вертикальную плоскость. Понятие силуэта тесно связано с панорамой населенного пункта, как называется часть селитебной среды, охватываемая глазом с одной точки обзора. Облик поселения может визуально восприниматься лишь через панораму, поэтому всякий искусственный (в т.ч. культурный) ландшафт раскрывается зрителю в виде сменяющихся одна за другой архитектурных панорам. Наиболее гармоничные и богатые панорамы являются произведениями архитектурного искусства, в связи с чем вызывают положительные эмоции и духовно обогащают людей. На фоне неба комплекс сооружений, составляющих панораму населенного пункта, представляется силуэтом.



Очертания высотных сооружений (архитектурных доминантов), возвышающихся над средним уровнем застройки и таким образом господствующих над окружением, придают панораме каждого поселения не только выразительный, но и уникальный силуэт, обладающий неповторимым ритмом и гармоничной контрастностью. В первую очередь сказанное относится к панорамам береговой линии у поселений, находящихся близ очень крупных водоемов, в особенности на морском или океанском побережье, где сооружения резко выделяются на фоне водного пространства. Кроме того, побережье обычно отличается большим разнообразием, нежели остальная суша, т.к. в его панораму входят особые строения (маяки, верфи), сооружения (портовые краны) и суда (так наз. объекты корабельной архитектуры).

Уникальность силуэта позволяет использовать его в целях муниципального брендинга как средства индивидуализации. Броский, узнаваемый силуэт является визитной карточкой поселения, отчего может интенсивно применяться при конструировании графических решений для бренда. В связанной с брендом графике эксплуатируется либо точный силуэт с одной из панорам поселения, либо генерализованный (обобщенный) силуэт. Точный силуэт срисовывается с натуры или фотографий. Обобщенный силуэт вбирает в себя наиболее выразительные достопримечательности из разных панорам, в реальности недоступные для наблюдения с одной точки; таким образом, обобщенный силуэт является вымышленной проекцией с подборки самых ярких, оригинальных, геометрически привлекательных строений и сооружений.

Ключевыми объектами силуэта являются памятники архитектуры, имеющие местное, региональное, федеральное или мировое значение, а также любые иные достопримечательности, входящие в число объектов туристского показа: культовые сооружения, старинная фортификация, памятники индустриализации, градостроительные и архитектурные эксперименты, мосты, радиовышки, каланчи и т.д. Большое значение в панорамах (и, соответственно, силуэтах) приобретают архитектурные ансамбли, как называются художественно организованные группы элементов селитебной среды, подчиненные общей архитектурной идее, а потому композиционно составляющие единое законченное произведение.

Нередко здания и сооружения в панораме удачно дополняются усиливающими индивидуализацию произведениями монументальной скульптуры.

В бренде силуэт интерпретируется как душа поселения, т.е. смысловое содержание, в котором выражены история, слава, социальная жизнь и назначение (экономические и политические функции) поселения, поскольку именно перечисленные факторы определяют смысл специфических, а значит, индивидуализирующих для данного населенного пункта сооружений. Попутно через бренд транслируется красота силуэта и, следовательно, красота художественной души народа-строителя; данное послание нацелено на поддержку духовной преемственности культуры в пределах территории и культурную связь с соседними местностями.

Географический профиль поселения не ограничивается искусственным силуэтом, но включает отдельные элементы естественного рельефа. Формы рельефа могут быть хорошо узнаваемы в виду туристской популярности или смысловой нагрузки, отчего также нередко становятся средствами индивидуализации. Важными для целей геобрендинга элементами рельефа являются памятники природы (геологические, особенно геоморфологические), имеющие местное, региональное, федеральное или мировое значение, а также любые формы рельефа, культурно связанные с местным фольклором (напр., Столбичи и Царев курган на Волге) либо с исторической славой поселения (Мамаев курган в Сталинграде, Малахов курган в Севастополе и др.).

Рекомендуемая литература:
Баранов Н.Н. Силуэт города. - Л.: Стройиздат, 1980. 184 с.

Паспорт и программа курса
Все материалы курса в формате PDF

#учеба, курсы, геобрендинг, #самообразование, #бренд, #муниципальный, #брендинг

Previous post Next post
Up