Легендарный бой старшего лейтенанта Колобанова под Войсковицами

Mar 15, 2015 00:03

Оригинал взят у boi_kolobanova в Легендарный бой старшего лейтенанта Колобанова под Войсковицами

19 августа 1941 г. в бою под Войсковицами танковый экипаж под командованием старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова уничтожил колонну из 22 танков противника. Бой Колобанова является одним из самых результативных танковых сражений в истории.

В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой отечественной войне. Войне, которая незаживающим кровавым рубцом вошла в судьбу нашей страны. Сегодня эта война всё больше уходит в историю, так как от нас уходят последние реальные участники тех событий. И всё, что остаётся нам, их потомкам - это свято хранить память об их подвиге.

Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - это места тяжелейших боёв, проходивших здесь в 1941-1944 годах во время отчаянных попыток не пустить врага к северной столице, в период последующей чудовищной блокады и, наконец, при освобождении города из кольца окружения.

Привычные нам маршруты, которыми мы следуем каждый день, в годы войны были рубежами обороны, на которых сражались и гибли наши деды и прадеды. Земля, по которой мы ходим, полита кровью защитников города. И, увы, это - не просто красивая фраза или фигура речи. Учитывая цифры потерь, эти слова нам следует понимать буквально.

Наиболее трагическим моментом в обороне Ленинграда лично мне представляются августовские - сентябрьские бои 1941 года, во время которых части РККА отчаянно пытались не пустить врага к Ленинграду, сражаясь на ближних подступах к городу. Вся горечь тех поражений, когда неопытные, необстрелянные солдаты и ополченцы гибли в лесах под Лугой и Гатчиной целыми дивизиями, многократно усугубляется осознанием того, к каким последствиям привели эти военные неудачи и поражения. Эти страшные потери стоили жизни 1 миллиону жителей Ленинграда, погибших от голода во время блокады.

В августе 1941 года под Кенгисеппом и Лугой, Красногвардейском и Чудово решалась судьба всех этих людей, которые жили и работали, ждали и надеялись, боялись и верили и не знали, что их ждет на самом деле и что им еще суждено или не суждено пережить. Сегодня нам чрезвычайно трудно представить и понять, что на тот момент чувствовали, о чем думали простые солдаты и командиры, перед глазами которых стояло страшное настоящее, а за их спинами - еще более страшное и непредотвратимое будущее.



Чтобы хоть немного приблизить к нам, спокойным и довольным, сытым и одетым, эти ощущения, чтобы понять и прочувствовать всю горечь тех дней, чтобы оценить всю степень отчаянного героизма защитников Ленинграда, я хотел бы напомнить об одном дне из истории обороны Красногвардейского укрепленного района.

В первой половине августа 1941 года немецкие войска прорвали оборону на Лужском рубеже в районе Кингисеппа и в районе Новгорода. Развивая прорыв, они с двух сторон охватили Лугу. Войска, оборонявшие Лугу, оказались в полукольце. С целью окончательного окружения Лужской оперативной группы немецкие танковые дивизии ринулись в образовавшийся прорыв и устремились в направлении Красногвардейска (современной Гатчины).

В то время в районе Красногвардейска был организован мощный укрепрайон, который, по сути, являлся ключом от ворот Ленинграда.

Командование РККА было вынуждено в спешном порядке бросать все имеющиеся под рукой резервы, чтобы остановить немецкие танки. К сожалению, резервов этих было немного, а личный состав и командование армии на всех уровнях еще не имели достаточного опыта по оперативной ликвидации танковых прорывов.

В результате, штабом 1-ой танковой дивизии 18 августа 1941 года было принято решение выдвинуть на встречу рвущимся к Гатчине немецким войскам роту танков КВ-1 под командованием лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова. Пять танков КВ-1 должны были встать в засаду вдоль основных шоссейных дорог к югу от Гатчины. Перед танковыми экипажами ставилась одна задача: остановить движение танков противника и не пустить их к Красногвардейску.

19 августа 1941 года к югу от Гатчины в районе населенного пункта Войсковицы как раз и произошел тот легендарный бой, о котором я хотел бы вам рассказать.

В этом бою танковый экипаж под командованием Зиновия Григорьевича Колобанова уничтожил 22 (двадцать два!) танка противника. Учитывая сложнейшую обстановку тех дней, столь невероятный результат выглядит ярчайшим примером мужества и героизма.

События развивались следующим образом.

18 августа 1941 г. командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старший лейтенант Зиновий Колобанов лично получил приказ командира дивизии генерала В. И. Баранова - перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа и стоять на смерть!

По воспоминаниям самого Зиновия Григорьевича, он, как человек военный, воспринял этот приказ буквально. Если учитывать обстановку тех дней и особенности командования, свойственные РККА в целом, не выполнение такого приказа и оставление позиций даже перед лицом многократно превосходящих сил противника в отсутствие боеприпасов или по причине выхода из строя материальной части без специального указания свыше, с высокой вероятностью, могло привести к расстрелу.

В каждый танк роты Колобанова было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов. В тот же день рота была выдвинута из Красногвардейска в направлении южных подступов к городу. Старший лейтенант Колобанов направил два танка КВ-1 - лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Евдокименко - на лужскую дорогу (современное Киевское шоссе). Еще два КВ-1 под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря он установил на дороге, ведущей на Волосово. Танк самого старшего лейтенанта Колобанова встал в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург - населенного пункта к юго-западу от Гатчины. Танки располагались на достаточно большом расстоянии друг от друга, что не позволяло им создать единый рубеж обороны. Связь между ними осуществлялась по рации.

Позиция для командирской машины была выбрана чрезвычайно удачно. Танк Колобанова был установлен в засаду возле перекрестка, после которого дорога поворачивала резко под углом 90 градусов. Участок вокруг дороги был заболочен, что лишало противника возможности маневра во время боя. Дополнительный успех обеспечило укрытие танка в земляном капонире, из которого торчала только башня КВ.

Когда на дороге появилась танковая колонна противника, опытный командир роты специально подпустил ее на оптимальное расстояние, после чего дал приказ наводчику - стрелять по головным машинам, а затем перевести огонь на хвост колонны. Замысел старшего лейтенанта Колобанова полностью удался - немецкие танки оказались заперты на дороге, с двух сторон окруженной непроходимыми для них болотами. После чего КВ стал методично расстреливать боевые машины неприятеля.

Дополнительный успех обеспечила правильная маскировка огневой позиции, так как противник не с первых минут боя осознал, откуда по нему ведется огонь. После того, как немецкие танкисты все-таки обнаружили русский танк, оказалось, что снаряды их танковых пушек не способны пробить лобовую броню КВ. В результате, в ходе боя КВ практически безнаказанно уничтожил всю немецкую танковую колонну в полном составе.

Фашистское командование предпринимало попытки уничтожить КВ при помощи противотанковой артиллерии, но немецким артиллеристам удалось лишь повредить русский тяжелый танк - у него заклинило башню. Сами пушки и их расчет были уничтожены огнем КВ.

После того, как башню заклинило попаданием вражеского снаряда, старший лейтенант Колобанов приказал механику-водителю вывести танк из укрытия, чтобы продолжать бой на открытой местности, меняя сектор обстрела путем доворота корпуса танка.

По итогам боя, на броне танка КВ насчитали 156 вмятин от прямых попаданий противотанковых снарядов противника. Танк старшего лейтенанта Колобанова уничтожил 22 немецких танка.

На двух других направлениях танкисты роты Колобанова также сдержали наступление немецких частей. В бою на лужской дороге экипажем лейтенанта Федора Сергеева было уничтожено восемь немецких танков, экипажем младшего лейтенанта Максима Евдокименко - пять. Младший лейтенант в этом бою погиб, трое членов его экипажа ранены. Уцелел лишь механик-водитель Сидиков. Пятый немецкий танк, уничтоженный экипажем в этом бою, на счету именно механика-водителя: Сидиков таранил его. Сам КВ при этом был выведен из строя. Танки младшего лейтенанта Дегтяря и лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по четыре вражеских танка каждый.

Всего, 19 августа 1941 г. ротой старшего лейтенанта Колобанова, состоявшей из пяти танков КВ-1, было уничтожено 43 танка противника.

Танковые засады, устроенные танкистами роты Колобанова, были организованы на Киевском шоссе в районе населенных пунктов Старые Черница и Вопша. Там до сих пор сохранился противотанковый ров, обозначающий позиции советской линии обороны. Также, два танка занимали позицию в районе д. Большие Борницы. Сам танк командира роты Колобанова находился в районе учхоза (учебного хозяйства) вблизи от ж/д станции Войсковицы.

На сегодняшний день, место легендарного боя старшего лейтенанта Колобанова доступно для осмотра, на месте боя установлен советский тяжелый танк ИС-2, организована памятная экспозиция. Хорошо видны строения фермы учхоза, возле которой был установлен в засаду танк КВ-1. Местность, в целом, позволяет проанализировать обстановку, восстановить условия боя, рассмотреть наиболее вероятные версии развития событий 19 августа 1941 года.

На небольшом расстоянии в соседних населенных пунктах располагаются объекты Красногвардейского укрепленного района - бетонные ДОТы времен войны, гарнизоны которых вступили в бой уже спустя несколько дней после боя Колобанова.

На место легендарного боя лейтенанта Колобанова организованы выездные автобусные экскурсии, сбор участников проводится по предварительной записи на странице В контакте:

Экскурсии на место боя Зиновия Колобанова

Зиновий Григорьевич, под Войсковицами, Колобанов, медаль Колобанова, бой Колобанова

Previous post Next post
Up