Ещё разок об агрессии на тренировках

Nov 14, 2013 14:32

Оригинал взят у yudansya в Ещё разок об агрессии на тренировках
Вчера на тренировке делали ки-но-нагарэ и ва-но-сэйсин. Выяснились общие проблемы, такие же, как при отработки окачи на катори. Слишком много агрессии. Люди слишком хотят сделать технику. Парадокс состоит в том, что чем больше хочешь - тем меньше выходит. И вот тут ты действительно начинаешь понимать, что означают все разговоры о практике БИ, как методе "очистки эго". Что это не красивые слова, а вполне себе объективная реальность, от которой напрямую зависит наша техника. Ученики выполняют это настолько ужасно, что мне как пенопластом по стеклу... А виной всему - агрессия...

Сразу поясню, что термин агрессия рассматривается мной в более широком, а не узком смысле, как многие могут подумать. Чуть ниже это будет рассмотренно более подробно, а пока - немного терпения.
Как агрессия - внутренняя или внешняя, влияют на технику? Очень просто.
1) Агрессия на уровне тела приводит к физическому напряжению, и, как следствие - скованности. Агрессивность всегда требует приложения силы. Сила - физического напряжения мышц. Практически всем известно, что если масса принимается за константу, но увиличить силу удара можно прежде всего увеличив ускорение. Это школьный курс физики. От чего зависит ускорение, например при нанесении удара? От многих параметров. Один из них, наиболее важный - расслабленность. Поясню на примере. Вы стоите в типичной боксёрской стойке, руки согнуты в локтях. если ваши руки напряжены, то прежде всего у вас напряжены бицепсы. Для того, чтобы нанести удар - вам нужно выпрямить руку (я не буду вдаваться в анатомические подробности какие ещё мышцы участвуют в нанесении удара - ограничусь только отдельно взятой частью тела). За выпрямление руки отвечает трицепс. Бицепс же является мышцей антагонистом, напряжение которой тормозит удар, ведь трицепсу приходится преодолевать сопротивление бицепса... Это самый простой пример. Кстати, хорошей демонстрацией является упражнение на "несгибаемую руку" в том же ки айкидо. Мне не очень хочется расстаривать любителей ки тестирования, но за всеми этими "фокусами" стоит не столько обожаемая всеми "энергия ки", сколько знание анатомии и биомеханики. Ничего сверхестественного здесь нет. Поэтому, практически каждый может ВСЁ ЭТО с относительной лёгкостью повторить после должного грамотного объяснения.
Мораль: скованность и напряжение приводит как с снижению скорости выполнения техники, так и к снижению скорости реагирования.
2) Агрессия на уровне ума приводит к рассинхронизации тела. Желание выполнить технику - это желание низшего эго. Оно приводит к тому, что человек, который хочет во что бы то ни стало нанести удар, сделать бросок или другое действие. Как результат - он начинает торопиться и бороться - часто биться в закрытые двери преодолевая силу силой. Поясню оба момента на примерах. Что значит рассинхронизация тела? То и значит - разъединение ума и тела. Вот, к примеру, в иай есть такой удар - нукэ учи. Это когда мы наносим горизонтальный рез вынимая клинок из ножен. Большинство новичков (и, не только новичков, к сожалению), концентрируются на том, чтобы нанести удар. Это приводит к тому, что они бьют мечом выхватывая его из ножен. Следствий тут несколько: а) в момент вытягивания клинка кисть начинает доворот, а мышцы спины и задей дельты отведение руки в сторону. Это приводит к тому, что клинок в ножнах перекашивается, киссаки бороздит внутреннюю стенку ножен и приводит их в негодность - режет (со временем есть опасноть даже левую руку порезать). Очень часто у таких иайдока можно увидеть перемотанные ножны, а в конце тренировки им приходится еще и стружку из них вытряхать.
б) Траектория удара становится восходяще-дигональной. Учитывая тот факт, что удар этот обычно наносится в горло или шею это черевато тем, что киссаки или моноучи меча входит в шею под небольшим восходящим углом, а не в строго горизонтальной плоскости, и вместо того, чтобы пройти точно меж позвонков и рассечь шею рискует застрять в нижней челюсти, либо в задней части черепа, что, порой, бывает черевато обломком киссаки. Чаще всего причиной такого "выхватующего" нанесения удара является именно нетерпение человека, желание побыстрее нанести удар, опередить противника.
Правильное нанесение же удара нукэ учи подразумевает начальное полное обнажение клинка и лишь потом нанесение строго горизонтального реза. Ключевой особенностью техники является тот факт, что, по-сути ножны (сая) стягиваются с неподвижного клинка, предварительно выведенного в исходное для обнажение положение. В момент обнажения раотает не правая, а левая рука, стягивающая и отводящая ножны меча. И только потом, когда меч обнажен полностью включаются мышцы правой дельты и спины. Именно такая техника нанесения нукэ учи гарантирует точное нанесение ПРАВИЛЬНОГО реза. А вот чтобы достигнуть этого правильного выполнения, нужно полностью отказаться от любого желания быстро нанести удар и срубить голову противнику. Любое "желание" приводит к тому, что правая рука стремиться выполнить свою работу раньше времени, то есть и происходит та самая рассинхронизация, и это сильно влияет на чистоту техники.
Или можно пояснить на примере техник айки. Всем известно, что в айкидо мы стремимся не идти силой против силы, а сливаться по векторам с направлением атаки (то бишь приложением силы) противника, использовать инерцию и тому подобное. Это если совсем примитивно )))) Соответственно техники айки подразумевают хорошее знание анатомии и биомеханики, понимания каким образом устроено и работает человеческое тело на уровне скелета и мышц. Естественно, что у новичков наличие такого понимания является большой редкостью. Это приводит к тому, что при выполнении техники человек оказывается не там, не под тем углом и вообще двигается не так, подменяет работу одной групп мышц другими. В результате этого происходит нарушение всех необходимых условий и техника не получается. Не получается... Но выполнить хочется. Человек чувствует сопротивление противника и пытается решить проблемы более лёгким способом - продавить с помощью силы, толкнуть, потянуть и т.д. если человек физически сильный и его сила, масса превосходит укэ - то, естественно. Он делает технику. техника работает ровно до той поры, пока он не наткнётся на более сильного или же другого - того, который умеет правильно концентрироваться. Тогда всё его "айки" рассыпается как карточный домик, он тупо натыкается на стену и ни туды, ни сюды ))))
По-сути техники айки действительно ОЧЕНЬ ПРОСТЫ И ПРИМИТИВНЫ.  Они не требуют каких-то особенных физических качеств от человека. Однако, чтобы овладеть ими (если повезёт) нужно большее время, чем техниками других видов боевых искусств. А уж на то, чтобы стать мастером - и того больше. По-большому счёту мастера айки не выполняют каких либо сложных движений, но, при действительно мастерском выполнении техники ты не понимаешь почему и как тебя отбрасывает, почему ты не можешь шелохнуться, хотя тебя вроде не особенно и держат, и вроде даже не больно... А на вопрос "как вы это делаете" очень часто можо услышать, что для этого требуется столько-то и столько-то лет практики (10-20-30-40). Новички не понимают этих ответов. Глупцы - тоже.  А суть же состоит в том, что именно правильное состояние ума ответственно за "чистое" и правильное выполнение техники и годы эти нужны не на то, чтобы понять куда какую ногу ставить и какой рукой на что давить, а на то, чтобы очистить свой ум, очистить своё эго от "желания" сделать технику, применить приём. В результате этого и рождается то, что мы называем АЙКИ. Настоящий мастер не выполняет технику, а взаимодействует с оппонентом посредством техник. Он сам становится той или иной техникой, которая рождается в результате этого взаимодействия. Перефразируя слова Будды можно сказать, что техника не выполняется, а происходит...

Самое интересное, что на самом деле говорить об этом не только бесполезно, но и вредно, так как чаще всего подобные слова порождают в умах учеников совсем не желательный результат. Боюсь, что именно это и является основной причиной засёра и промывки мозгов начинающих (и не только) айкидошек. Часто именно желание выполнять технику не напрягаясь (чтобы было похоже на мастерское выполнение) приводит к тому, что люди начиают обвинять партнёров в борьбе, сопротивлении и т.д.  На самом же деле всё просто - люди не способны выполнять технику правильно, не знают, как именно это делается. Правда состоит в том, что напрягаться не нужно не тому, кто атакует, а тому кто выполняет технику. Да, это сложно. Сложнее, чем просто изображать и копировать технику на несопротивляющемся укэ. Но это единственный способ научиться по-настоящему.
Для меня уже давно именно техника стала тем критерием, по которому я оцениваю степень "понимания" философии айки. Какими бы красивыми и правильными не были слова, если они не подтвержденны соответсвующей техникой, техникой, которая работает НА ВСЕХ, вне зависимости от поведения укэ, то это всего лишь пафосная болтовня не очищенного эго... Фэйк... Понять, действительно понять Это можно только спустя годы вдумчивой и осознанной практики. Миллиметр за миллиметром отслеживая свою технику, прислушиваясь к себе и постоянно размышляя. Понимать - значит мочь. Насколько можете, на столько и понимаете. И только так ))

Нужно очень искренне любить искусство в себе, а не себя в искусстве, чтобы понять, что практика боевых искусств нужна не для того, чтобы давать людям по мордам, ежели чё, и не для того, чтобы на ринге бабки загребать завоёвывая титулы, а для того, чтобы посредством этой самой практики слой за слоем очищать своё эго, смирять желания, освобождаться от агрессии. И нужно быть достаточно честным, чтобы адекватно оценивать свою технику, избавляться от навязанных иллюзий других и своих собственных.

Ну, и возвращаясь к тому, что же такое агрессия в рамках данного поста.
Очень часто люди путают жесткое выполнение техники и агрессивное. Особенно этом грешать те, кто привык к танцам на татами, когда уке делает вид, что атакует, а наге - что выполняет технику, после чего все честно выполняют свою роль и все счастливы. Нет, судари мои, не обманывайтесь, это не неагрессивность и мягкость - это взаимный онанизм на татами. Агрессия - это не мягкость или жёсткость - это желание причинить, желание сделать, желание достичь результата. Всё, что связанно с экспансией Эго, в том числе и желание победить. Именно поэтому когда мы говорим об агрессивности, многие люди не понимают о чём речь, думают, что выполняют технику слишком жестко физически и не чувствуя этого недоумевают и даже порой обижаются...
Если человек мастер, то у него всегда ЕСТЬ выбор - мягко или жестко выполнять ту или иную технику. В зависимости от ситуации и необходимости, а не от того, может он или нет. Это и является основным критерием мастерства. Если вы умеете выполнять технику только жестко - вы ещё не мастер. Если вы "умеете" выполнять технику ТОЛЬКО мягко - вы вообще им никогда не станете, так как НЕ УМЕЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ТЕХНИКУ ВООБЩЕ. Есть правильный эволюционный путь - от жёсткости к мягкости. Обратный же - это иллюзорный путь, который никуда не ведёт.

Во вторник, на тренировке по катори, я задал всем вопрос: ЧТО ВЫПОЛНЯЕТ УДАР? Получил несколько ответов. Ни одного "правильного". Кто-то говорил, что удар выполняют руки, кто-то - бёдра. Особо умные - центр... Ответ же был прост: удар выполняет ум, сознание. Тело же лишь реализует нашу волю (на столько, на сколько может и понмает). Сознание управляет всем. Поэтому именно его следует в первую очередь правильно тренировать, чтобы неправильные мысли и эмоции не мешали. Избавление от них - это и есть очищение своего Эго. Результат всегда виден в технике...

Мне, как наставнику, конечно хотелось бы, чтобы мои ученики всё это понимали, чтобы техника их была максимально правильной и свидетельствовала о их правильном состоянии ума. Однако, я, как человек склонный к здравомыслию, прекрасно осознаю, что "на лестнице в небеса через ступеньки не перепрыгивают", поэтому глупо учить людей делать изначально мягко. Всё равно, что ставить телегу впереди лошади. Никакой пользы акромя вреда... Невозможно научить новичка за год-два и даже пять правильному пониманию, невозможно резко перестроить сознание (без последствий для психики). У меня лично ушло практически четверть века, порой фанатичной и самоотверженной практики каратэ, айкидо и кэндзюцу, чтобы сейчас лишь начинать ЭТО ПОНИМАТЬ И ОЩУЩАТЬ. Поэтому я и понимаю, что ЭТО любо вызревает в человеке, либо нет. И я очень хорошо ТЕПЕРЬ  понимаю, что: вот для этого действительно нужно 15, для этого - 20, а для этого все 25 лет практики... и никак иначе, к сожалению...
У меня во втором журнале френд есть - nurmustermann, который всё искренне мечется, пытаясь понять какое же БИ самое эффективное. Почитайте его журнал, сами поймёте... ТО, к чему я сейчас прихожу, что стараюсь объяснить, он называет "уйти за горизонт". Возможно это и так. Судя по приведенному им диалогу с его учителем айкидо - с ним происходит то же самое и мы говорим на одном языке. Выводы же, которые делает из этого Борис - его учитель больше никого ничему стоящему не научит... ))))))))))))) Выводы - айкидо - хуйня, муайтай рулит. К сожалению мысль о том, что не всё айкидо, что таким зовётся, к сожалению на ум не приходит... Ну, как говорят у них в Германии  - jedem das seine...

Пока писал сей опус, на ум пришло понимание смысла мультфильма "Кунгфу Панда" )))))))) Смыслов там, конечно, как в многослойном пироге - достаточно. Я же имею виду ту сюжетную линию, которая лежит не на поверхности, а именно взаимоотношение Мастера Шифу и Великого мастера Угвэя... Той трансформации, которая происходит с Шифу в процессе фильма. Мастер Шифу, несомненно большой мастер воинских искусств прислушивается к тому, что говорит его наставник - мастер Угвэй. Видно, что не всегда он понимает, не со всем внутренне согласен, но то уважение, которое он испытывает к своему Учителю, заставляет его принимать слова Угвэя и следовать им даже не понимая их истинной сути, просто доверяя его авторитету, мастерству и мудрости. В конце же фильма он действительно убеждается в правоте своего учителя и встаёт на его Путь, начиная ПОНИМАТЬ, и вот тогда-то он и начинает обретать то, чем обладал мастер Угвэй...


-------

p.s. ха, эк меня колбасит-то сегодня с утра...
Previous post Next post
Up